Факторы, влияющие на эффективность социальной рекламы
1. Исходя из психологических аспектоввоздействия рекламы,
описанных в предыдущей теме, назовем несколько требований к про
дукту социальной рекламы, выполнение которых способно повысить
эффективность кампании.
Социальное рекламное сообщение должно:
■ привлекать как можно большее внимание целевой аудитории;
■ восприниматься легко, быстро и, по возможности, в максимальном объеме;
■ пониматься адекватно смыслу, заложенному в него создателем;
■ содержать продуманную аргументацию, ориентированную на то, чтобы вызвать согласие адресата с корреспондируемыми идеями (при этом можно апеллировать как к рациональной, так и к эмоциональной сфере сознания);
■ запоминаться на как можно более долгий срок и побуждать к определенному действию.
2. Часто эффект социальной рекламы ограничен объемами аудитории.Однако в некоторых случаях необходимо обращать внимание не на относительный эффект, а на абсолютное выражение. Так, хотя эффект кампаний по оздоровлению населения обычно ограничен влиянием лишь на небольшую часть потенциальной аудитории, тот факт, что определенное количество граждан получили информацию с помощью СМИ, означает, что тысячи и даже миллионы людей имеют шанс кардинально изменить свою жизнь.
3. Обычно в социальных рекламных кампаниях используются три базовых коммуникационных процесса,благодаря которым месседжи воспринимаются целевой аудиторией, находя нужный отклик: озабоченность, обучение и убеждение. В соответствии с ними выделяется три типа самих месседжей. Относительный акцент на том или ином типе варьируется на различных этапах кампании. Кроме того, акцент задает харак-
тер целевой аудитории, поскольку траектория влияния рекламного сообщения зависит от существующих шаблонов (шире — паттернов) знания и от отношений в обществе.
Рассмотрим эти три типа месседжей:
■ месседжи, вызывающие беспокойство
Большинство рекламных кампаний имеют месседжи, цель которых — вызвать обеспокоенность людей в отношении определенных проблем: здоровья, бедности, детской смертности и т.д. Часто они информируют людей о том, что нужно делать, кто должен это делать, дают сигналы, когда и где это должно быть сделано. Такие месседжи служат для решения следующих задач:
— добиться понимания вопроса большим количеством людей;
— передать идею о важности затрагиваемых проблем;
— стимулировать межличностное общение;
— послужить толчком к активности наиболее предрасположенных членов целевой группы (или общества в целом);
— сообщить о доступных каналах получения информации по этой проблематике;
— поощрить дальнейший поиск соответствующей информации;
— подготовить индивидов к дальнейшему восприятию месседжей по данной проблематике.
Две последние задачи — поиск дополнительной информации и дальнейшая активизация — обладают значительным потенциалом в достижении поставленной перед рекламной кампанией цели. Остановимся на них подробнее.
Поскольку ключевая роль данного типа месседжей — вызвать интерес, озабоченность, мотивировать к дальнейшему изучению предмета, то они должны включать в себя элементы, подталкивающие к поиску информации из различных источников: веб-сайтов, книг, у | родителей, лидеров общественного мнения и др. При этом мессед- > жи должны направлять не только на материалы данной кампании, i но и на независимые источники, так как использование альтернативной информации повышает интерес к проблеме. Что подразумевается под активизацией к дальнейшему восприятию? В СМИ отражается большое количество историй, событий, рекламных акций, которые несут информацию, совместимую с целями данной кампании — среда, окружающая человека, дает множество примеров, которые могут использоваться для иллюстрации ее идей. Однако многие из этих примеров недостаточно заметны в той мере, чтобы их можно было отрефлексировать. Таким образом, социальная реклама позволяет людям посмотреть на кажущиеся привычными события с новой стороны;
■ инструктирующие месседжи
При проведении многих кампаний существует необходимость в информации типа «как это сделать». Когда от целевой аудитории требуется наличие особых навыков, месседж должен выполнять обучающую функцию. Если определенным группам населения свойственна неуверенность в своей способности решить проблему, он должен вселять в людей надежду на возможность изменения ситуации с их помощью. Если референтная (значимая) аудитория подвержена влиянию источников, несущих противоположную информацию, месседж может иметь и опровергающую природу. Полезно посвятить ограниченную часть рекламной кампании (и соответственно мессед-жей) защите аудитории от влияния, которое может отрицательно сказаться на результатах кампании, в особенности если контрреклама является коммерческой;
■ убеждающие месседжи
Помимо других, в кампании должны присутствовать месседжи, показывающие причины, почему аудитория должна принимать или отторгать те или иные действия. Подходы к продвижению идей, применяемые в убеждающих месседжах, согласуются с корреспондиру-емыми позитивными и негативными стимулирующими призывами. Так, для подобных месседжей характерно использование «фактора страха»: невыполнение той или иной практики может привести к необратимым последствиям (раку легких в результате курения, аварии в результате употребления алкоголя за рулем и т.п.). Для групп, настроенных благосклонно, кампания может иметь меньшую убеждающую силу. В этом случае подобные месседжи необходимы для усиления положительного отношения аудитории, консолидации сообщества, мотивации к активности в дальнейшем. 4. Степень восприятия социальной рекламы зависит от предрасположенности общества к определенным проблемам и продвигаемым видам действий.На готовность населения к определенным видам активности влияет «поведенческая наследственность». В некоторых случаях значительная часть индивидов референтной группы проявляет к месседжу благосклонное отношение, высокую степень беспокойства или применяет соответствующий тип поведения. В других случаях у большинства реципиентов месседж вызывает отторжение или безразличие, тогда вероятность влияния на них данной рекламы близка к нулю.
Как объяснительную конструкцию для определения восприятия -отторжения месседжа можно использовать систему «отношение дохода к издержкам». При этом параллель проводится с рекламными кампаниями в коммерческом секторе: некоторые товары продвигать достаточно просто, ибо их ценность легко усваивается потребителями («прекрасный продукт по низкой цене»), в то время как другие — труд-
но, поскольку товар имеет низкую ценность (в значении «доход») или высокую стоимость (в значении «издержки»).
Следовательно, реакция аудитории зависит от двух основных факторов:
■ «издержки» (затрачиваемые усилия, время, деньги, психологи
ческие и социальные издержки)
Примерами низкозатратных видов активности являются: переход на низкокалорийное молоко, проверка на наличие рака, ограничение употребления алкоголя перед вождением автомобиля, отказ от применения наркотиков на начальных стадиях зависимости. Высоких затрат требуют: отказ от курения, практика сексуального воздержания, запрет употребления алкоголя всеми лицами в возрасте до 21 года, интенсивное занятие спортом и т.п.;
■ «доход» (положительный эффект, имеющий социальное значение)
Существует огромное количество преимуществ от отказа использо
вать ту или иную негативную практику в своей жизни. Такие высо-
козатратиые практики, как безопасный секс или отказ от курения,
ведут, например, к улучшению физического состояния, моральной
добродетели, психологической устойчивости, социальной привле
кательности. Фактор «дохода» обретает большую силу, если в защи
ту контрдействий приводятся слабые доводы.