Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных институтов. И те и другие обладают определенными признаками:
1) наличием цели своей деятельности,
2) конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели,
3) набором социальных позиций и ролей, действующих в рамках данного института.
Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Любой социальный институт функционирует на основе: а) закона; б) кодексов; в) уставов; г) положений; д) регламента; е) правил. В журналистике все это есть, в том числе – Закон о СМИ, Кодекс профессиональной этики журналиста.
Наиболее часто учредителями СМИ являются социальные институты – партии, объединения, ассоциации. Ядром журналистики как социального института являются общественно-политические СМИ.
Средства массовой информации — необходимый элемент открытого гражданского общества. С начала XX века: важность средств массовой информации как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных, так и демократических государств.
Резюмируем функции СМИ в современном обществе:
- Идеологическое и политическое влияние на аудитории (как на власть, так и на массы), формирование и презентация общественного мнения.
- Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей.
- Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий.
Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).
Так, институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, радио- и телеканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические характеристики, особенности, набор ценностей и мотивов поведения и которая, в свою очередь, влияет на журналиста. Во всех странах власть пытается подчинить себе журналистику, использовать как инструмент влияния на население. Информация, публикуемая в СМИ, помимо всех задач, которые на нее возлагаются, дает возможность общественности следить за действиями властей, своевременно на них реагировать и силой общественного мнения предотвращать нежелательные последствия. Чем демократичнее общество, тем полнее информация о деятельности правительства, президента, администрации.
Власть — это проявление могущества какого-то субъекта (человека или организации), доминирование в отношениях с другими социальными субъектами, способность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами.
СМИ как власть располагает полномочиями. Государственные СМИ, транслируя обязательные для исполнения документы (законы, постановления, судебные решения), выступают как официальные издания, как органы соответствующих институтов государства. В этом смысле СМИ оказываются инструментом дополнительного контроля.
СМИ юридически ни в коем случае не являются «дополнительной» властью к трем провозглашенным Конституцией. Могущество «четвертой власти» — не в принятии обязательных решений политического или экономического характера. Ее сила — в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания и направленности воли, что проявляется прежде всего через состояние общественного мнения во всем его идейном наполнении. Зависящие от сформированности общественного мнения (содержание, активность) «властные полномочия» СМИ как «четвертой власти» не следует преуменьшать. Если выступления СМИ доказательны, убедительны, конструктивны, а к тому же и подкреплены доверием аудитории к этому каналу и/или авторитетом учредившего его института, активно сформированное общественное мнение становится важной силой в общественной жизни. Таким образом, «четвертая власть» — это реальная, хотя и не институционализированная и «всего лишь» идеологически проявляющаяся, власть, своеобразная в силу особенностей «властных полномочий» СМИ. СМИ как «четвертая власть» оказываются могущественной силой и в сфере деятельности негосударственных институтов.
В силу огромных возможностей СМИ как «четвертой власти» каждая социально-политическая сила (партия, движение, фронт, союз) стремится «присутствовать» в системе СМИ непосредственно (создавая свои «официальные» органы или близкие к ним «официозы», а также и косвенно влияя (политически, экономически, идейно) на формально «независимые» СМИ, распространяя информацию для СМИ через свои пресс-службы, службы связи с общественностью и т.д.
СМИ с позиций представляемых ими общественных сил оценивают состояние дел в тех или иных секторах социальной жизни, предлагают советы, а то и выдвигают требования к тем, кто вправе принимать обязательные властные решения.
Журналистика аккумулирует общественное мнение, концентрирует и уплотняет его, служит трибуной, информирует, а, стало быть, и формирует его, выступает от его имени. Сила журналистики - в мощи сформированного и стоящего за ней общественного мнения.
Благодаря этому СМИ приобретают специфические властные полномочия: журналистика предлагает (советует, требует от...) власти считаться с результатами своего анализа и вытекающих из них выводов практически-политического характера не только от “своего имени”, но и от “имени общественности”.
Журналистика ведет мониторинг всех сфер жизни, является трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, является общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает информационную безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимодействие на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.