Библейские свидетельства (Агарь, Измаил)
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]... <...> Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее...[265]
И это при том, что за перворожденным ребенком закрепляется право на двойную часть наследства, даже если он сын нелюбимой жены.[266]
Если враждуют единоутробные братья, разумно предположить, что не сдерживаемая (напротив, часто инициируемая) не питающими друг к другу теплых чувств женщинами вражда среди сводных достигает ничуть не меньшего накала. Меж тем сводных братьев, претендующих на известную часть наследства, не так уж и мало: «И было у него семьсот жен и триста наложниц»,— говорится о царе Соломоне.[267] Надо думать, что и здесь ожидание трогательной братской любви было бы неуместным.
Влияние экономики на патриархальную семью
И в наши дни право человека распорядиться зачатой жизнью не оспаривается светской властью, в те же далекие времена оно простиралось и на рожденного младенца. Заметим, что здесь человек не вступал в противоречие не только с законом, но и с нравственными заветами своего времени. В сущности, так же сегодня мы смотрим на право хозяина дома распорядиться жизнью новорожденных котят: его решение может травмировать наши чувства, но, по зрелом размышлении, мы не найдем достаточных оснований для упрека. О нормах того времени свидетельствует то красноречивое обстоятельство, что даже через несколько столетий после основания Рима Аристотель будет закладывать в философские и правовые основания идеально устроенного государства требование: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[268]
— Долгое время там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного государственным нормативом числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же афинский философ.[269]
— Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[270] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Известны сюжетные мотивы, повествующие о том, как новорожденного младенца кладут в глиняный сосуд, корзину из тростника и бросают на произвол судьбы.
Библейские свидетельства (Моисей)
Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.
И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.[271]
Мы знаем, что эта легенда рождена распоряжением фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола. Но распространенность сюжета во всех культурах того времени говорит о том, что причины лежат прежде всего в экономике.
ВОСТОК. ГАРЕМ.
Общая характеристика
Восточная культура вообще отличается многим, и, не в последнюю очередь, институтом семьи. Особое место в его истории и в истории самой семьи занимает гарем.
Многоженство, о котором уже говорилось и которое согласно древним представлениям могло:
— во-первых, обеспечить более многочисленное мужское потомство, и тем обеспечить могущество рода,
— во-вторых, ослабить гендерный потенциал конкурентов.
Ясно, что вследствие этого оно вело к тому, что многие мужчины вообще не имели возможности вступить в брак. Отсюда уже наличие даже одной жены и собственных детей свидетельствовало о сравнительно высоком статусе человека. Правда, и здесь существовала градация: это могла быть
— свободная женщина, с которой мужчина вступал в полноправный брак по договору с ее родителями, заплатив им выкуп (калым);
— а когда состояние не позволяло заплатить калым — и из числа служанок (рабынь), выкуп которых у хозяина стоил много дешевле.
Коран о браке
Те из вас, кто не обладает достатком, чтобы жениться на охраняемых верующих, то пусть берет в жены из тех, которые находятся в зависимости, из верующих служанок. <…> Женитесь же на них с разрешения их хозяев и давайте им их вознаграждение с достоинством, целомудренным, не берущим приятелей, развратничая…[272]
Наличие нескольких выкупленных по закону жен резко повышало статус мужчины. Кроме того, мусульманину, сверх разрешенных Кораном, было разрешено окружать себя еще и наложницами.
Коран о браке
Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое).[273]
Жены и наложницы составляли гарем. В принципе он мог быть у любого состоятельного человека. И был, ибо его наличие и его размер (число наложниц не ограничивалось ничем) свидетельствовали о позиции его обладателя и в социальной иерархии, т.е. о статусе человека.
Самый известный из всех — это, конечно же, гарем царя Соломона, у которого было 700 жен и 300 наложниц. Кстати, Пушкин — его далекий потомок. Правда, прародительница Пушкина не из их числа: прадед Александра Сергеевича Абрам Ганнибал вел свою родословную от знаменитой царицы Савской, с которой у Соломона был роман.
Но, конечно же, особое место в истории занимает гарем султана.
Гарем в переводе с арабского означает «запретное место».
Вообще, слово «гарем» (haram) — не турецкое, а арабское. И обозначает оно всё, что запретно, тайно или недоступно, в частности, та часть дома, где жили жены и наложницы хозяина. По-турецки гарем назывался «сарай» (saray), то есть большой дом, дворец. От этого слова берет свое происхождение французское «сераль», как любили называть покои султана в Европе в XVIII–XIX веках, рисуя в своем воображении сладострастный образ огромного публичного дома.
Гарем известен и русской истории.
Карамзин о гареме князя Владимира[274]
…Владимирова набожность не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной супруги, чехини или богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева) и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии.
Но, конечно же, наибольшей известностью пользуются гаремы оттоманских султанов.
Когда султан Мехмед II Завоеватель(1451–1481) взял в 1453 г. Константинополь, он украсил свой город новыми прекрасными зданиями. На нынешней площади Баязида он выстроил красивейший дворец, однако вскоре дворец надоел своему правителю и султан со свитой перебрался в сооруженный в 1472–1478 гг. новый обширный дворец Топкапы-сарай. Старый же дворец стал вместилищем для гарема. Позже султан Сулейман Великолепный(1520–1566) организовал Сарай духтеран («Дворец женщин») в своей новой резиденции. А уже в период правления Мурада III (1574–1595), гарем полностью переместили в Топкапы-сарай.
Некоторые гаремы насчитывали тысячи наложниц. В «Книге рекордов Гиннесса» зафиксирован «официальный» рекорд: «Самым вместительным гаремом в мире был Зимний гарем Большого сераля Топкапы, Стамбул, Турция, построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений.* Ко времени смещения Абдула Хамида II в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц и 127 евнухов».
*Для сравнения: Зимний дворец имеет 1084 комнат(Википедия).
Сегодня в музейном комплексе гарема насчитывается порядка 300 комнат. Из них 30 открыты для посещения.
Безусловно, главными фигурантами гарема были сами султаны. После них — мать султана (валиде). Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде шли официальные жены султана. Далее — рабыни.
Гарем (в особенности гарем султана) — это особый социальный институт. А следовательно, его функционирование обеспечивалось:
— начальником безопасности гарема,
— и, конечно же, евнухами.
Структура гарема.
Женщины
Первые правители Османской империи женились на дочерях византийских императоров и балканских королей, а также на анатолийских принцессах. Эти браки представляли собой исключительно дипломатические мероприятия.
После завоевания Константинополя гарем султана стал заселяться в основном девушками из дальних стран. При этом сначала гарем предназначался для содержания рабынь, потому что в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II(1481–1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.
Эта традиция продолжалась до последнего дня империи. Поскольку девушки гарема согласно законам ислама считались собственностью султана, его рабынями, он не был обязан жениться на них. Но время от времени повелитель настолько попадал под очарование какой-нибудь девушки, что играл свадьбу, как это сделал Сулейман Великолепный.
Жен у султана могло быть от четырех до восьми. Первая жена называлась баш кадин (главная женщина), за ней — икинчи кадин (вторая), за ней — ухунчу кадин (третья) и так далее. Если одна из жен умирала, следующая за ней по рангу могла возвыситься и стать на ее место, но не ранее чем старший евнух передаст разрешение на то султана.
Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но, конечно же, так было далеко не всегда.
Большинство султанов спали со своими женами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине.
Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно судить по доступным сегодня свидетельствам, сохраняли ей верность.
Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти.
Отношения между женами
Султанша по имени Махидерван, например, изуродовала лицо Роксалены: Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз; Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь».[275]
Рабыни
В представлении европейца существует некий шаблон, согласно которому женщины, которые наполняли гарем сверх количества, разрешенного исламом, были несчастными невольницами, рабынями. Возможно, этому способствовала традиция моногамной семьи, в которой связь с другой женщиной представала противоречащей христианскому закону. Принудить же к нарушению закона можно только насилием… Однако на Востоке многое не так, как в Европе. Большей частью в гарем поступали вполне добровольно. Восточные князья сами считали за честь отправить своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Многие продавали своих дочерей вербовщикам султана, рыскавшими чуть ли не по всему свету.
Разумеется, при отборе внимание обращалось прежде всего на внешность, но роль играла не только она. Если при отсутствии физических недостатков обнаруживались плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена резко падала, и отец получал меньше денег, чем ожидал.
Правда, чаще всего мнение самих женщин никто не спрашивал. Но ведь и в Европе вплоть до XIX—XX столетий браки заключались родителями, самим же детям надлежало подчиниться родительскому выбору; при этом связь, освященная родительской волей, и в христианской культуре никогда не рассматривалась как насилие. Между тем на Востоке не было недостатка и в тех, кто с детства мечтал о жизни в гареме. Существовала даже колыбельная, которую напевали маленьким девочкам, она включала такие слова: «...вот станешь ты женой султана, будешь усыпана бриллиантами...». Стать женой султана было заветной мечтой для многих (впрочем, и сегодня, не в одной России, многие мечтают стать женой олигарха). Если же попавшей в гарем женщине удавалось родить наследника, ей могли завидовать все смертные, став же матерью самого султана, она становилась повелительницей чуть ли не половины вселенной.
Что же касается рабынь, то на Востоке все, даже самые высокопоставленные, подданные считались рабами султана. Поэтому, помня о том, что это не совсем точное обозначение, не будем нарушать культурную традицию и назовем низший слой гарема рабынями.
Итак, существовала строгая иерархия обитательниц гарема. Ее основание формировали те, которым еще только предстояло разделить ложе с султаном (кстати, такое счастье могло вообще не выпасть на их долю). Далее шли женщины, сумевшие, хотя бы на время, завоевать симпатии султана, его фаворитки. Еще выше стояли официальные жены. Наконец, вершину гаремной пирамиды составляли матери султанов.
Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось очень многому и очень тщательно учиться. Первым пунктом было обязательное принятие ислама, если конечно девушка была иной веры. Затем их учили читать Коран, совершать молитвы вместе или по отдельности. Женщин обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету… и, разумеется, искусству доставлять наслаждение мужчине. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их хорошей образованности и высокой культуре.
Рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им дарили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил.
Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он давал знак. Существует несколько версий. Согласно одной из них, он посылал подарок, согласно другой, на «общем построении» ронял к ее ногам платок…
Наложнице, которой повезло, нужно было хорошо подготовиться к ночи с монархом – её купали, натирали благовонными маслами, убирали ненужные волосы (культура получившая широкое развитие в современной Европе), делали массаж, украшали и наряжали. После того, как наложница была подготовлена, её отводили в спальню султана, которая была здесь же в гареме. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с султаном.
С утра, султан просыпался первым и одевался в новую одежду. Та, в которой он был накануне вечером, вместе с деньгами в карманах, отдавалась наложнице и была «утренним подарком». Понятно, что проявленные старания могли вознаграждаться и дополнительными бонусами.
Если оказывалось, что избранница султана беременна, ей присваивался титул «султанши года». Помимо того, женщине полагалась своя свита из 30 евнухов и такого же числа невольниц. Если у нее рождался мальчик, этот титул подтверждали пышными торжествами. Все дети, которые были рождены ею в гареме, являлись законными (если, конечно, их появление на свет не противоречило официальным записям восхождений на ложе). Султан мог и жениться на ней.
Если рабыня прожила в гареме 9 лет, и не была допущена к ложу султана, она имела право покинуть гарем. Она получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека, ей давалось приданое, назначалась пенсия, подыскивался муж из числа государственных служащих. Кстати, жениться на женщине из султанского гарема считалось высокой честью, поэтому недостатка в желающих взять ее не было.
Если жене удавалось пережить султана, она считалась его вдовой до самой своей смерти.
Гарем умершего султана переводился в иной дворец, как правило, в старый и ветхий.
Фаворитки
Если ночь, проведенная с наложницей понравилась султану, она могла стать его фавориткой. Фаворитки, обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах
Если фаворитка беременела, она моментально переводилась в разряд «счастливых», если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, «счастливая» могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда. У каждой фаворитки была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.
Жены
Каждая новая жена султана после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали новыми тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее поселяли в специально выделенные покои на верхних этажах. Главная хранительница и ее помощницы учили ее имперским традициям. В XVI–XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали именоваться хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.
Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье(кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.
Известно, что жены имели сильное влияние на султанов, даже вмешивались в дела государства. Некоторые из них практически управляли империей. Яркий пример в истории — уже упомянутая Роксолана, которая имела такое влияние на своего супруга, что могла вмешиваться во внешнюю политику государства. Это время (вторая половина XVI — середина XVII вв.) называется «женским султанатом». Роксолана (Анастасия Лисовская, ок. 1506–1558, украинка по происхождению, была любимой женой султана Сулеймана Великолепного. Стараясь обеспечить своему старшему сыну Баязиду трон, она извела свою соперницу черкешенку Гюльбахар и её сына Мустафу, не остановилась даже перед убийством собственного ребенка (ее младший сын Джихангир был казнен по обвинению в измене). На совести Роксоланы была и смерть великого визиря Ибрагим-паши (1536). Значимость женских интриг была такова, что, по мнению некоторых историков, они сумели повлиять на приоритеты внешней политики. Вызревало убеждение в том, что для империи приступало время повернуться лицом к востоку и направить свою экспансию в сторону Востока, поскольку граница турецких владений в Европе ушла настолько далеко на запад, что это грозило сбоями в работе систем армейского обеспечения. Но судьба рассудила иначе, и все осталось по-прежнему, и это привело к закату империи.
Кадын-эфенди обращались к своим сыновям «ваше высочество»; в свою очередь, принцы, независимо от возраста, должны были целовать руку кадын-эфенди. Обязаны были демонстрировать свое почтение и другие женщины гарема, это выражалось в целовании подола ее юбки. В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие. Едущую в паланкине жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.
Матери султанов
Покои матери султана насчитывали 40 комнат и были вторыми по величине после покоев самого султана. Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Здесь на нижнем этаже жили ее служанки-рабыни. Сначала матери султанов жили в дворцовом комплексе Топкапы-сарай, позже — во дворце Долмабахче.
Валиде, несмотря на обычное старому времени положение женщины, имели огромную власть. Известны некоторые ведомости об интригах, которые они плели, опутывая ими всех. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.
Статус утрачивался только со смертью султана, но мать умершего сохраняла высокое положение и продолжала почитаться всеми.
Евнухи
Еще одним заблуждением является взгляд на евнухов как на несчастных жертв насилия. Значительная их часть вполне добровольно шла на кастрацию, ибо это открывало перед человеком довольно заманчивые перспективы.
Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).
Типы евнухов
Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. «Ибо есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного».[276]
Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка Ксенофонта
Ксенофонт Афинский о евнухах[277]
По наблюдениям над другими животными он [Кир] заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений.
Впрочем, многие даже из добровольно согласившихся на операцию сожалели о принятом когда-то решении и мечтали о восстановлении утраченного. Так, евнух пекинского двора по имени Вей Чунсин втайне содержал любовницу и старался всеми силами регенерировать свои половые органы. Существовало поверье, что для этого он должен съесть мозги семерых мужчин. Евнуху доставили семерых преступников… были вскрыты их черепа, он извлек мозги и съел. Результат лечения неизвестен.
Тем более неудивительна ненависть тех, кто был принужден к ней. Так что обретение «спокойствия» при сохранении «усердия» ничуть не мешало мечтам о мести..
Геродот о евнухах
У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись. Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца. [278]
Но как бы то ни было, добровольная кастрация мужчин была распространена довольно широко во все времена у всех народов, ибо вознаграждение (высокий социальный статус и сытная жизнь) стоило того. Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками. Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах.
В Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами. Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима.
Гиббон о евнухах[279]
«Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетиана благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими»
В Китае Запретный город был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) их насчитывалось более тысячи. Численность постепенно сокращалась, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось всего две сотни. Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрация была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.
Кстати, по учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Конечно, не каждому удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок и для них.
В Европе кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию.
Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.
Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.
Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла. Скопцы существуют и до сих пор.
Этот жестокий обычай от Византии перешел к османам, и очень скоро в Турцию начинают поставлять кастратов со всех континентов. Поначалу преимущество отдавалось белым евнухам с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали. Затем — чернокожим из Египта, Абиссинии и Судана: они были выносливее и сильнее.
Операция кастрирования
Ислам запрещает кастрацию мусульманам, поэтому операцию исполняли египтяне-христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран. Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши. Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.
Ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: «давление», «разбивание», «отрезание» и «вытягивание». Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:
Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;
Спадо — удалены яички методом вытягивания;
Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.
Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:
Сандали — без гениталий. Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей. Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.
Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):
Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом. Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают. Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.
Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.
Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.
Евнухи в Серале
Во времена расцвета Османской империи в Серале было от шестисот до восьмисот евнухов. Поступающих в сераль мальчиков подвергали тщательному осмотру. Это обследование проводили врачи, которые и потом периодически их осматривали и выясняли, не растут ли у них новые органы. Кстати, предпочтение отдавалось евнухам с отталкивающей внешностью. Во время ученичества молодые евнухи спали в больших общих комнатах. Росли они, играя с другими мальчиками и девочками-одалисками. За их дисциплиной следили так, как следят в военных училищах. В конце ученичества их, как и одалисок, приставляли к важным дамам гарема — принцессам, кадинам, дочерям и сестрам султана, к султанше матери.
Жили они в помещениях, находившихся сразу за Воротами блаженства. Вход закрывался двумя смежными дверями — железной и медной. Главный евнух каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.
Белые евнухи служили в помещениях, где султан встречался с другими мужчинами. В гареме, который соединялся с дворцом султана «Золотым путем» — богатым коридором, отделанным редкой по красоте керамикой,— черные евнухи.
Мечтой каждого евнуха было занять положение кизпяр агаси (хозяин девочек), то есть главного черного евнуха.
Главный черный евнух, был посвящен в самые интимные тайны гарема и одновременно имел выход во внешний мир. Его власть и престиж были огромны. Он был главным должностным лицом империи после султана и главного визиря. Он был главнокомандующим дворцовой стражи, пашой, и занимал ряд других важных и ответственных постов. Он мог обращаться к султану в любое время и служил личным курьером в сношениях султана с главным визирем. Он был связным между султаншей матерью и сыном султаном. Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сначала предстать перед главным черным евнухом. Он был также одним из самых богатых людей империи, его все боялись, а потому все старались его подкупить и умилостивить.
Если ночью в гареме происходило что-то чрезвычайное, только главный евнух имел право туда войти. В его обязанности входили защита женщин гарема, поставка в гарем новых одалисок, надзор за продвижением женщин и евнухов по службе, он выступал главным свидетелем во время свадьбы султана и крестин его детей, проводил все торжественные церемонии, такие как обряд обрезания, помолвки, именины, объявлял приговор осужденным женщинам гарема. Он отводил осужденных к палачу и он же надевал на них мешки, чтобы топить в море. Во второй половине шестнадцатого столетия власть евнухов еще больше возросла. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях евнухи вместе с главными женщинами гарема захватывали бразды правления страной, пользуясь безволием и слабоумием правителей.
В XIX в. власть главного черного евнуха стала ослабевать. К началу двадцатого столетия его функции были сведены к наблюдению за тем, чтобы женщины были одеты пристойно; он сопровождал женщин при выходе из гарема и наблюдал за их перемещением в городе, следил, чтобы их поведение не выходило за рамки предписанных правил, чтобы в гарем не проникали без разрешения торговки, разные работницы и гадалки; давал разрешение на посещение женщин гарема их подругами.
С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Делались попытки организовать собственный профсоюз. Но никому не хотелось ими заниматься: за ними стояло то, что всем хотелось поскорее забыть.
Дети
С дочерьми султанов было все сравнительно просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников. С мальчиками, шах-заде,— куда как сложней Дело в том, что каждый, будь он рожден он рожден от жены или наложницы, был вправе претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле существовали варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями, каждая из которых только и мечтала о том, чтобы самой получить титул валиде-султан. Эта борьба вела к формированию различного рода союзов между женщинами (и, конечно же, евнухами) и, таким образом, пронизывала собою всю жизнь гарема.
Участь сыновей была незавидна. С восьми лет каждого из них помещали в отдельные комнаты, может быть самого зловещего дворца во всем гареме, называемого Кафес — «Клетка». С этого момента они могли общаться только со своими слугами и учителями. Друг с другом братья уже не виделись никогда. С родителями им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях — на больших торжествах. Считалось, что они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке. После завершения курса наук и наступления совершеннолетия вся прислуга шах-заде заменялась на глухонемых.
Глухонемыми были и их одалиски, которые скрашивали их ночи. Впрочем, женщины не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей.
Золотая клетка (Кафес) — резиденция наследных принцев, каждая из которых состоит из двух-трех комнат. Покои принцев богато украшены росписями, изразцам, витражами, их устилали драгоценные ковры. Часто шах-заде доводилось проводить в ней всю свою жизнь. При этом, пусть и золотая, клетка оставалась клеткой, тюрьмой, поэтому вовсе неудивительно, что многие из них повреждались рассудком.
Впрочем, кое-кому выпадало и счастье дождаться смерти султана. Первой заботой по восшествии на престол было вырезать всех своих братьев, чтобы никто из них не смог бы составить заговор.
Дальше гарем начинал новую жизнь в новом составе…