Глава 3. Физическая культура и спорт в феодально-буржуазной Татарии
На территории Золотой Орды после победы русских войск над татаро-монгольскими завоевателями в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) в ХIV-ХVI вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей, в результате которого сложилась казанско-татарская народность, образовавшая в 1438 г. в Казанское ханство. Под властью Казанского ханства оказались мордва, мари, чуваши, удмурты, башкиры и другие народности. В процессе феодализации выделилась знать - князьки и мурзы, через которых казанские ханы взимали с местного населения ясак (натуральная подать мехами, мёдом и др.) Мусульманское духовенство, защищая феодальную власть, проповедовало покорность хану, осуществляло различные поборы. Особенно тяжело жилось нетатарскому населению. С момента образования казанские ханы вели борьбу с Русским государством за господство в Среднем Поволжье, хотя сами не имели политического единства, что приводило к феодальной междоусобице и ослабляло устои государства [28, с. 787-788]. "Постоянные нападения на юго-восточные рубежи Русского государства казанских феодалов... приводили к опустошению русских земель, к порабощению десятков тысяч русских людей, которых, уводили в плен и продавали в рабство. В середине XVI века возросло военно-политическое могущество Турции, поддерживавшей агрессивные планы крымских и казанских ханов". Казанское ханство препятствовало расширению старых экономических и культурных связей России с народами Средней и Передней Азии, Сибири и Кавказа.. Все эти факторы побудили царя Ивана IV (Грозного) начать поход на Казань, который закончился победой русского войска при активной поддержке народных масс Поволжья. 2 октября 1552 г. Казанское ханство перестало существовать [36, с. 485-486].
Дальнейшая судьба татарского народа была тесно связана с Россией. Татары вместе с русским и другими народами России пережили трудные годы смуты XVI века, бок о бок боролись против польских, литовских и немецких захватчиков, нашествия Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Татарский трудовой народ активно участвовал в антикрепостнических восстаниях, крестьянских войнах под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.) и Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.).
В 1708 г. была образована Казанская губерния в составе Российской империи. Важную роль в экономическом и культурном развитии России, в том числе Татарии, сыграли прогрессивные реформы Петра I. Однако и они, как вся социально-политическая сущность русского царизма, мало отразились на жизни трудящихся масс, которые подвергались теперь двойному угнетению: со стороны российской администрации и местных богатеев.
Указанные выше и другие факторы определили развитие физической культуры и спорта в дореволюционной Татарии, К числу наиболее характерных факторов, оказавших влияние на развитие физической культуры и спорта в этот период, на наш взгляд, следует отнести:
Переселение и смещение различных народов, проживавших на территории Среднего Поволжья, вызванное войнами и переменами политической структуры общества, способствовали, с одной стороны, разрушению и даже утрате определённых элементов самобытной физической культуры татар, с другой стороны, служили интеграции разноплемённых культур и традиций, которые формировали основы новой, теперь национальной системы физического воспитания татарского народа.
Участие татар в воинских повинностях Российской армии вызвалоусиление военно-физической подготовки в ущерб традиционным формам физической культуры, связанным с трудом и отдыхом, религиозными отправлениями.
С появлением первых государственных учебных заведений изменились и упорядочились требования к физическому воспитанию детей и учащейся молодёжи.
С развитием национального самосознания возрастал интерес к изучению прошлого наследия татарского народа, начался процесс взаимообогащения культур, в том числе в сфере культуры физической.
Большое влияние на формирование новых социальных отношений в Среднем Поволжье оказало развитие в России капитализма. В первой половине XIX в. в Казанской губернии начался переход от феодализма к капитализму. В 30-50-х годах разложение феодально-крепостнической формации, начавшееся еще с 60-х годов XVIII в., достигло своего предела в 50-х годах XIX в., охватив все сферы экономической и политической жизни края.
Общий кризис накануне отмены крепостничества осложнялся и обострялся в Поволжье национальным гнетом, которым подвергалось нерусское, население (татары, чуваши, мари, мордва и др.), получившее презрительную кличку "инородцы".
19 февраля 1861 года русский царь Александр II утвердил '''Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", и подписал Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Крестьянская реформа затронула многие стороны жизни народов Казанской губернии. Она проводилась самими крепостниками и по существу была направлена против трудового народа. От нее выиграли богачи (баи), мусульманское духовенство (муллы) и нарождающаяся местная буржуазия. Положение трудового народа после ''реформы" оставалось таким же тяжелым, как и раньше.
Развитие капитализма в Казанской губернии все больше и больше усиливало эксплуатацию. Положение трудящихся города и деревни ухудшалось. Все сильнее раздавались голоса протеста против царского режима. Дальнейшее развитие всей социально-экономической системы шло под знаком все возрастающей борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В такой весьма сложной обстановке по-разному развивалась физическая культура господствующего класса и трудовых масс. Феодальная знать, имея все материальные блага, создала для своего сословия привилегированную систему военно-физической подготовки, целью которой было воспитание воина, способного силой орудия защищать интересы своего класса.
Классовая направленность физического воспитания феодалов ярко выражалась в применении военно-прикладных форм физических упражнений, которые использовались эксплуататорской верхушкой не только для военных целей, но и для навязывания народу с помощью грубой силы определенных социальных порядков.
Мелкие захватнические войны, боевые порядки, снаряжение феодалов, применение конницы и вспомогательных частей, метательного, колющего и огнестрельного оружия, наличие замков как крепостей обороны определяли в значительной мере и характер военно-физической подготовки. В этих условиях среди феодалов культивировались различные физические упражнения, многие из которых становились средством "развлечения", Например, одним из основных ''развлечений" крупных феодалов считалась охота. В поместьях казанских ханов существовали специальные "развлекательные дворы", где содержались охотники, ловчие, организаторы ханской охоты, имелись конюшни с лошадьми и псарни с гончими собаками.
Широкое распространение имели шашки и шахматы. Играли в своеобразных клубах-банях, предназначенных для социальной верхушки. Археологи А.П. Смирнов и Н.Я. Мерперт писали, что бани служили "не столько целям гигиены, сколько для развлечений. В них посетители проводили много времени, после омовения вели беседы, часто на деловые темы, играли в шашки и шахматы" [137, с.68].
Военно-физическое воспитание феодалов начиналось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Большое место в системе воспитания в период феодализма имел весьма распространенный обычай аталычества, отдаленно напоминающий рыцарскую систему (тюркское слово "аталык" состоит из корня ата - "отец" и аффикса лык, что означает "отцовство"), которое заключалось в том, что мальчик из богатого сословия отдавался на воспитание в семью знатного рода. Но со временем ребенка мужского пола знать стала отдавать на воспитание крестьянам, которые были известны своей удалью, храбростью, отвагой, обладали большой физической силой, прекрасно владели оружием, знали традиции и обычаи своего народа [137, с.72].
Аталычество носило не случайный характер, а представляло собой устойчивый социальный институт воспитания знати с разработанной системой физической и военной подготовки. Мальчика закаляли, обучали стрельбе из лука, ружья, метанию копья, камня в цель и на дальность, езде на лошади, джигитовке, борьбе, играм. Особое внимание уделялось воспитанию воли и характера.
Таким образом, несмотря на значительное количество физических упражнений, воспитание феодалов было преимущественно военно-физическим, не связанным с трудом. Оно не преследовало задач гармонического развития человека и носило чисто утилитарный характер: подготовить крепких и сильных воинов, как для ведения грабительских войн, так и для подавления освободительного движения крестьян и ремесленников внутри страны.
Буржуазная физическая культура, возникшая во второй половине XIX в. имела две основные формы организации - государственную (в школах, учебных заведениях, армии) и самодеятельную (спортивные организации и клубы). Она использовалась в интересах удовлетворения запросов господствующего класса и решала задачу подготовки из детей привилегированных сословий руководящего состава государственного аппарата и армии. Организованные в Казанской губернии на принципах самодеятельности и частного предпринимательства спортивные общества и клубы "Беркут", "Сила и здоровье", "Лаун-теннис клуб", "Яхт-клуб", "Сокол" и др. имели также целью удовлетворение праздных страстей представителей имущих классов. Доступ трудовому народу в спортивные общества и клубы был закрыт.
В целом физическое воспитание молодого поколения татарского населения в указанном периоде не имело систематизированного характера, не было организовано со стороны государства, носило относительно узкий, локальный характер. Кроме того, ввиду жестокого классового и национального гнета трудящиеся - татары, как и рабочие, и крестьяне других национальностей, не имели ни времени, ни материальных средств для занятий физической культурой. Мусульманское духовенство, стремясь к монопольному положению в области духовной культуры, запрещало народные праздники, стремилось искоренить из быта татарского народа различные физические упражнения и игры. Религиозное обучение в старых мектебах и медресе не только не развивало детей физически, а, наоборот, воспитывало их в духе аскетизма, готовило к загробной жизни. Классик татарской литературы Г. Ибрагимов в романе "Наши дни" писал: "Шакирд приходит в медресе бодрым, пышущим здоровьем. Но как только проживет в медресе несколько лет, так у него и фигура искривляется вперед, как коромысло, лицо становится, как белое полотно, похожее на лицо человека, просидевшего в тюрьме многие годы, без солнца и свежего воздуха. Глаза, как у мертвеца. Во всей походе и разговоре сквозят бессилие, безволие, безнадежность. Вся жизнь шакирдов в медресе делает их ходячими мертвецами". "Когда бы, кто бы из шакирдов не обратился к доктору, тот непременно советовал оставить учение, покинуть медресе, жить на свежем воздухе" [71, с.133].
Несмотря на тяжелое материальное положение, эксплуатацию, политическое бесправие и запреты мусульманского духовенства, трудящийся народ вырабатывал в течение веков свои традиции физического воспитания, развивал и совершенствовал их, В становлении и развитии традиций физического воспитания татарскою народа, как и других народов, определяющими являлись как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы - это характер и уровень производства, природные условия, потребности общества и др. Субъективные факторы, главным из которых являлось осознание народом необходимости подготовки молодежи к трудовой жизни, зависели от человека, но, в конечном счете, также определялись объективными причинами. Те и другие факторы находились в диалектической зависимости, определяя довольно разнообразное содержание и формы физического воспитания народа. Вместе с передовыми и прогрессивными среди татарского народа бытовали и реакционные традиции физического воспитания подрастающего поколения, проникшие в быт народа под влиянием идеологии эксплуататорских классов и ислама. К ним относятся раздельное воспитание мальчиков и девочек, преследование молодежных игр и физических упражнений, культивирование на народных праздниках игр и состязаний, унижающих достоинство человека, наносящих вред здоровью и физическому развитию. Тем не менее, передовые, прогрессивные традиции в физическом воспитании служили трудящимся для подготовки их к суровым условиям труда и защиты родины от иноземных захватчиков, способствовали сохранению физических и нравственных сил в борьбе с угнетателями.
Физическое воспитание и традиции разных народов обнаруживают в основных положениях принципиальное сходство, ибо они формировались в процессе трудовой деятельности народных масс, являлись выражением мировоззрения, морали и идеалов непосредственных производителей материальных ценностей. Вместе с тем физическое воспитание каждого народа и его традиции имеют свои особенности, соответствующие характеру и быту данного народа.
Хотя многие историки, например, Д. Исхаков, считают, что надо поставить вопрос о существовании единой российской истории, особенно применительно к средним векам, необходимо сказать, что татарский народ. наряду с общероссийской, имеет и свою, самостоятельную историю, уходящую корнями в далекое прошлое.
С середины XVI в. историческая судьба населения, проживающего на территории современного Татарстана, неразрывно связана с историей России. Несмотря на гнет царизма и жестокую эксплуатацию местного населения со стороны русских феодалов, для экономического и культурного развития поволжских народов в целом все же создавались благоприятные условия. Ф. Энгельс отмечал прогрессивную роль России в отношении Востока (в том числе и для более позднего времени): "Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей, и Центральной Азии, для башкир и татар" [335. с. 449].
Это положение Ф. Энгельса в полной мере можно отнести и к развитию физической культуры татарского народа. К числу наиболее популярных видов физических упражнений и игр в феодально-буржуазный период авторы ряда исследований, наряду с описанными нами выше, относят катание на лыжах и санках, кулачный бой, поднятие тяжестей и некоторые другие.
Лыжи.Как уже отмечалось ранее, лыжи использовались в качестве средств охоты и передвижения. В XVIII в. их стали применять и в военных целях. Например, в 1774 году около Мензелинска Е. Пугачев сформировал лыжные отряды из восставших крестьян, в состав которого вошли и татары. Вместе с другими отрядами они были введены в бой против лыжников полковника Михельсона - у крепости Татищевой и в других местах [247, с. 117].
По данным Колчина Н.Т., соревнования в беге на лыжах в Казанской губернии начали проводить в начале XX в. [84, с. 9]. В дореволюционную пору у татарских детей почти не было лыж фабричного изготовления. В Казани существовало два магазина спортивного инвентаря, но лыжи были в нем настолько дорогими, что приобретение их являлось для многих мечтой. Поэтому родители, не располагающие большими средствами, изготовляли лыжи сами. Часто их делали старшие дети для младших. Все время можно было встретить у татарских детей самодельные коньки, изготовленные из деревянного полена и проволоки или из планки старой косы.
Широко было распространено катание на санкахсо снежных гор и "катушек", специально устраиваемых на склонах высоких берегов рек и озер. Склоны гор иногда поливали водой.
Детям делали небольшие санки (салазки), изготовляемые так же, как и у русских ребят. Иногда употребляли небольшие дощечки, обливая их снизу водой. Кататься любили и мальчики, и девочки. Каюм Насыров отмечает, что татарские девочки, когда наступала масленица в русских деревнях, все выходили кататься с горки на своих прялках (каба). Было распространено предание о том, что если девочки будут кататься, таким образом, то особенно хорошо уродится лен и он будет длинным, пушистым и белым, как снег [304, с.87].
Особенную радость детям доставляли коллективные катания с крутых горок вместе с взрослыми на больших санях.
Татары принимали участия в увеселениях в масленицу. Профессор Н. Катанов в "Сказаниях иностранцев о Казани" пишет о впечатлениях профессора И.Г. Томаса, посетившего Казань: "Масленица в Казани - время увеселений. Что дает ей оригинальный вид, это прибытие 5-6 тысяч татар,
Являющихся сюда с маленькими санями, в которые запряжены две лошади, они провозят вас галопом вокруг города, удовольствие, которое каждый житель, даже самый бедный, не преминет, доставить себе". Этот обычай (катание в масленицу на лошадях) был введен в 1809 году губернатором Казани Мансуровым [80, с 92].
Кулачный бой (кул сугышы). Парные и массовые кулачные бои весьма распространены в России. Кулачный бой имел место и среди татарской молодежи - и как спортивное увлечение, и как средство самозащиты. К. Фукс в своей книге "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях" (1844) описывает кулачные бои среди казанских татар. Массовые кулачные бои происходили в XIX в. преимущественно в городах и поселках. На этих состязаниях демонстрировалась неустрашимость, физическая сила, ловкость и закалка. Цель состояла в том, чтобы нанести своему противнику наибольшее количество точных ударов и не куда-либо, а в определенные участки тела, самому же получить как можно меньше ответных ударов. При этом неписаные правила носили, насколько это возможно, гуманный характер, и неукоснительно соблюдались. Вот некоторые из этих правил: твердый предмет в рукавицы не класть, ниже пояса и сзади не бить, упавшему дать подняться и, пока сам не начнет, не бить, если же не поднимается, дать унести, пьяных к бою не допускать. Безымянные законодатели кулачного боя утвердили классический закон: "лежачего не бьют". Эти правила соблюдались и в Казани, где бои были традиционными и чаще всего проводились зимой. Снег заменял борцовский ковер, а плотная одежда смягчала удары [303, с.161].
Однако кулачные бои постепенно принимали все более грубые формы. Так. Сергей Аксаков описывает кулачный бой в Казани на озере Кабан между русскими и татарами, закончившийся тем, что победители ворвались в слободу побежденных и совершили там погром и насилие.
Поднятие тяжестей (авыр айберляр кутэру) имело широкое распространение среди татарской молодежи. В повседневной жизни приходилось поднимать тяжести при скирдовании соломы и сена, при лесозаготовительных работах, поднимать и переносить мешки, дрова и т.д. Часто после работы молодежь деревни собиралась около какого-то двора и тренировалась в поднятии тяжестей. Некоторые силачи могли взвалить на спину лошадь, разогнуть подковы, положить на плечи столб и катать на нем, как на карусели, десяток, а то и больше людей.
В работе "Сабан - татарский праздник" (1845) автор описывает, как татары практиковались в состязаниях в поднятии тяжестей (камней, жернов, гирь и т.д.) во время праздника сабантуй. Они имели различный характер. Например, предлагалось поднять одной рукой двухпудовую гирю 30, 40 и т.д. раз, поднять и перенести одну или две двухпудовые гири, камень определенного веса на известное расстояние[238, с.93]. Соревнования по поднятию тяжестей описываются и в татарских народных сказках. Поднимать небольшие тяжести приучали и детей, например, в игре "Тыква" (Кабак) [287, с.60]. Физические упражнения с тяжестями различной формы и веса имели большой успех у народа потому, что они развивают мышцы тела и физическую силу человека, способствуя исправлению недостатков в его общем физическом развитии. Татарский народ на практике убедился, что поднимание тяжестей вызывает хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение, придает фигуре стройность.
Народ всегда ценил и почитал физическую силу как свидетельство мужества и крепкого здоровья, поощрял ее развитие и окружал силачей всеобщей любовью и уважением. В программе праздников значительное место отводилось физическому развитию и совершенствованию спортивного мастерства молодежи.
Дальнейшее распространение получают в этот период традиционные национальные праздники, приобретая новый колорит и пополняясь новыми видами физических упражнений - русских, чувашских и др. Например, программа сабантуя стала включать кулачный бой, поднимание тяжестей, городки и др.
Вот как описывает К.Фукс праздник сабантуя, состоявшийся с 25 мая по 1 июня 1834 г.: "Ныне татары в первый раз пригласили русскихъ на свой праздникъ посредством герольда, имевшаго въ руках длинную палку, на концъ которой виселъ пёстрый платокъ, и ходившаго по улицамъ Казанскимъ" [303, с.116]. Несомненный интерес представляет этнографическая записка учителя казанского приходского училища № 2 К.Евлентьева "Весенний праздник Сабанъ у казанских татар", направленная 4 июня 1855 г. в Императорское Русско-географическое Общество, в которой он пишет не только о главном сабантуе, проводимом со скачками и разнообразными играми за Новотатарской слободой, но и даёт сведения о празднике, организуемом в Адмиралтейской слободе для рабочих порохового завода [328, цит.: с.122].
Вместе с тем отнюдь не каждому был доступен сабантуй. Ветераны вспоминали, как трудно было в старые времена простому человеку, особенно крестьянину, пробиться в большой спорт. Кроме того, не существовало единых правил борьбы, отсутствовали весовые категории, что нередко приводило к тяжёлым травмам, увечью борцов с небольшим весом. А судьбу встречи решал единственный майданбаш (судья). Бедность не позволяла совершенствовать мастерство даже знаменитым борцам. "Мы, рабочие, - вспоминает ветеран татарской борьбы Габдрахман бабай Губайдуллин, - и мечтать не могли о спортивных секциях. В казанском юнкерском училище в Кремле существовал клуб любителей спорта. Было у него такое правление: председатель - граф, вице-председатель - князь, а член правления - маркиз. Чтобы попасть в клуб, требовалось несколько рекомендаций действительных членов общества, Да и сумма членских взносов была не по карману рабочему" [278],
Наряда с сабантуем продолжают культивироваться и другие праздники казанских татар, в том числе джиен. Джиен сходен с праздниками йошкар-лелядым-пайрам у мари, уйавы у чувашей, вось у удмуртов, соответствующие весенним хороводам русских, мордвы и др. Джиен - это праздник для молодежи, устраиваемый на лоне природы: на лесной поляне, на берегу реки, озера, на лугах и т.д. [134, с. 17]. Джиен, как считает М. Махмудов, издавна праздновался в конце мая или в начале июня. В традиционно установленный день все деревни, объединенные в один округ, принимали гостей из других округов. Праздник начинался в пятницу и продолжался три-четыре дня. В следующую пятницу гостей принимали деревни уже других округов. Так, в зависимости от числа округов, объединенных между собой очередностью, празднование продолжалось от трех до 5-6 недель. Увеселения устраивались в поле. Они состояли из игр, хороводов, песен, плясок, выступлений народных музыкантов.
В день самого праздника взрослое население деревни вместе со всеми гостями до полудня сидело за праздничным столом. Дети и молодежь отправлялись из деревни на луга. Во многих случаях место для игры было там же, где проводился и сабантуй. Взрослые на майдане появлялись во второй половине дня. Некоторые из них так же активно, как и молодежь, принимали участие в шрах. другие же ограничивались только ролью зрителей, наблюдая за веселящейся молодежью. К закату солнца все возвращались в деревню, где взрослые вместе со своими гостями отправлялись по домам, а молодежь собиралась близ деревни для совместных игр. Молодежь посещала соседние деревни, каталась на лошадях, вечером собиралась около деревни и веселилась. Игры и гулянья были сходны с играми, организуемыми молодежью во время сабантуя. Если по традиции сабантуй носил преимущественно характер физкультурно-спортивного праздника, то в празднике джиен отражалась эстетическая сторона народного быта: песни, пляски, игры-хороводы, музыка и т.д. Правда, такое различие лишь относительно, ибо в обоих праздниках сочетались подвижные игры молодежи с песнями и музыкой [134, с.21].
В районах, населенных, кроме татар, другими народностями, празднование джиена проходило так же, как и сабантуй, с присущими ему спортивными состязаниями. Поэтому многие дореволюционные авторы, описывавшие джиен, склонны были отождествлять оба праздника, хотя как па происхождению, так и по характеру проведения они в прошлом коренным образом отличались друг от друга. Так, например, в "Журнале министерства внутренних дел" говорилось, что джиен празднуется таким же образом, как сабантуй, с той лишь разницей, что здесь не бывает скачек [337, с. 15].
Я.Д. Коблов разницу между этими двумя праздниками видел лишь в том, что
джиен празднуется летом, а во время игр и состязаний на празднике джиена бывает больше развлекательного элемента, веселья, чем во время сабантуя. Джиены по характеру празднования приближались к сабантую в юго-восточных районах ТАССР и в северо-западных районах Башкирии, где проживают татары-тептяри. Джиены повсеместно преследовались мусульманским духовенством. Например, оренбургское магометанское духовное собрание уже в 1861 году выступило с ходатайством перед правительством о прекращении полицейскими мерами празднования джиена, как не установленного шариятом, и повторило ходатайство в 1885 году. Следствием ходатайства было распоряжение полицейским властям "иметь строгое наблюдение за неисполнением магометанами упомянутого праздника, с тем, чтобы виновных в нарушении сего распоряжения подвергать законной ответственности". Джиен был запрещен правительством, например, в Башкирии в 1833 году в Казанской губернии преследования джиенов мусульманским духовенством продолжалось до 1905-1907 гг. После первой русской революции, в связи с некоторой демократизацией жизни, прекратились и официальные преследования джиенов [81, с.62].
Исследование истории физической культуры в дореволюционной Татарии подтверждает закономерность о наличии двух тенденций в развитии этого вида культуры: прогрессивной и реакционной. Под прогрессивной мы понимаем народную, сохранившую лучшие традиции в использовании физической культуры как средства закаливания и укрепления здоровья, подготовки молодого поколения к трудовой деятельности, воспитания чувств национальной гордости, дружбы и взаимопонимания с другими народами. Реакционная тенденция, насаждаемая царским правительством и его наместниками в лице феодальных баев и мусульманских мурз, нарождающейся буржуазии, по природе своей антинародная, отражала интересы господ в использовании физической культуры как средства удовлетворения собственных потребностей в развлечениях и отдыхе, в подготовке армейских и полицейских офицеров. Таким образом, физическая культура и спорт в феодально-буржуазной Татарии, как во всей царской России, носила ярко выраженный классовый характер, а физическое воспитание как учебная дисциплины не было известно детям трудящихся.
Вопросы для контроля
1. Историческая характеристика феодально-буржуазного периода.
2. Военно-феодальное физическое воспитание.
3. Джиен.