Лекция №1. Теоретические основы социального партнёрства.

Краткий курс лекций по социальному партнёрству

Введение

Социальное партнёрство может рассматриваться в широком и узком значении. В общем смысле термин «социальное партнёрство» характеризует весь спектр социальных взаимоотношений между социальными субъектами, цель которых – достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации. В узком понимании социальное партнёрство – это способ интеграции интересов различных слоёв и групп работающего населения, работодателей и представителей власти, способ разрешения возникающих между ними противоречий путём достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Социальное партнёрство является инновационным направлением в социальной политике государства и пока ещё, к сожалению, не получило должного развития. Сам термин «социальное партнёрство», широко распространённый за рубежом, вошёл в официальный лексикон только после развала СССР.

Правовой основой международной практики по социальному партнёрству являются Филадельфийская декларация Международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1944 г., а также Конвенции МОТ «О свободе ассоциаций и защите прав на организацию» (1949 г.) и «О трёхсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.).

С учётом международного опыта постепенно формируется правовая база по социальному партнёрству в России. Так, в 1993 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», в 1998 г. – Закон «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в 1999 г. – Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности», в 2002 г. – Закон «Об охране труда» и др.

В контексте этих законов трудовые отношения трактуются как система правовых институтов, связанных с коллективными переговорами по вопросам регулирования условий и оплаты труда, занятости, социальных льгот и гарантий на производстве, участия профсоюзов или других представительных органов в управлении предприятием, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, охраны труда и т.д.

Социальное партнёрство выступает главным гарантом развития трудовых отношений на базе коллективных переговоров и консультаций, позволяющих защитить социально-трудовые права членов трудовых организаций, снизить социальную напряжённость в коллективе и в целом в обществе.

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора, соглашения создаётся рабочая комиссия, в состав которой входят представители сторон. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом (ст. 10 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»).

Социальное партнёрство развивается, и потому его правовая база постоянно совершенствуется, о чём свидетельствует пересмотр некоторых статей Законов, ранее принятых. Например, в Закон «О коллективных договорах и соглашениях», принятый в 1993г., были внесены изменения в 1996г. и 1997 г. Это же можно проследить и по другим Законам.

Лекция №1. Теоретические основы социального партнёрства.

План лекции:

1. Развитие научной мысли о социальном партнёрстве в мире.

2. Развитие идей социального партнёрства в царской России.

3. Понятие социального партнёрства.

1. Новые социально-экономические и политические реалии способствовали возникновению и развитию партнёрских отношений между работодателями и наёмными работниками.

Идеи социального партнёрства тесно связаны с социальными конфликтами.

Впервые теоретический анализ системы социально-трудовых отношений осуществил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Он убедительно доказал, что пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков ведут к возникновению конфликтов в обществе.

В трудах Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) сформулированы идеи о необходимости оформления общественного договора между людьми в целях самосохранения и вечности частной собственности. Его труды «Левиафан» и «Философские элементы учения о гражданине» затрагивают идеи необходимости достижения общественного договора, общего согласия в пользу обеспечения безопасности и охраны частной собственности.

Впервые взаимоотношения наёмного работника и капиталиста-работодателя изучены в трудах Адама Смита (1723 – 1790 гг.).

Немецкие философы Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) и Иммануил Кант(1724 – 1804 гг.) считали, что состояние мира и согласия должно устанавливаться на основе договора и достижения компромисса в общественно-экономической жизни.

Концепции справедливого обмена между товаропроизводителями, идеи борьбы различных социальных сил исследовал Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865 гг.).

Со второй половины ХІХ в. развиваются теоретические школы, противопоставляющие социальному партнёрству идею классовой борьбы, антогонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом, о чём свидетельствуют труды К. Маркса и Ф. Энгельса.

Идеи современного социального партнёрства разработаны в концепциях «индустриального», «постиндустриального», «гражданского общества», «конфронтирующего партнёрства», «фордизма» и др.

В конце ХІХ в. исследования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух непримиримых направлений:

- марксисткое, революционное переустройство капиталистического общества;

- возможность капитализма к саморазвитию и преобразованию путём реформирования и достижения компромисса.

Одним из лидеров второго направления выступил немецкий социал-демократ Эдуард Бернтейн (1850 – 1931 гг.). Он противопоставил марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной трансформации капитализма в социализм, развил теорию «демократизации капитала» на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наёмных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса.

2. Творчески размышлял над проблемами согласования интересов русский учёный, общественный деятель, педагог Д. И. Менделеев (1834 – 1907 гг.). Социализм и коммунизм он не принимал, полагая, что нельзя всё сводить к революции, но осознавал, что исторический процесс идёт не только эволюционным путём.

На рубеже ХІХ – ХХ вв. было распространено либерально-демократическое направление. Одним из видных представителей либерального направления в России в конце ХІХ в. был русский экономист, министр финансов и даже Председатель Кабинета Министров Н.Х. Бунге (1823 – 1895 гг.). В своём научном труде «Очерки полит-экономической литературы» (1895 г.) он обосновал положение, что партнёрские отношения предпринимателей и рабочих зависят от их взаимопонимания и осознания того, что они представляют неразрывное целое одного процесса. Их благополучие зависит не столько от государства, как от совместной плодотворной деятельности. Как экономист Н.Х. Бунге первым разработал идею участия рабочих в прибылях предприятий.

Русский политический деятель, экономист, философ П. Б. Струве (1870—1944 гг.) критиковал марксизм за поспешные выводы о крушении капитализма и отмирании государства. Он разработал и обосновал положение о том, что и капиталисты и рабочие заинтересованы в обеспечении роста производительности труда, повышении эффективности производства, потому что и те и другие участвуют в распределении общественного продукта, получая капиталист прибыль, а рабочий зарплату.

Российский экономист М. И. Туган-Барановский, анализируя роль государства в формировании новых социально-трудовых отношений, указывал на необходимость совершенствования правовой базы взаимоотношений предпринимателей и работников. Он высоко оценивал политику государственного патернализма в социально-производственной сфере.

3.Социальное партнёрство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путём заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Объект социального партнёрства – социальная реальность различных социально-экономических групп, слоёв, общностей.

Предмет социального партнёрства – производство и воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов; развитие рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения; защита трудовых прав граждан; охрана труда, обеспечение промышленной и экологической безопасности.

Социальное партнёрство характеризуется следующими наиболее существенными чертами:

1) наёмные работники и работодатели имеют не только общие, но и принципиальные различные, а нередко и противоположные социально-экономические и политические интересы;

2) это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны;

3) важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, осуществления цивилизованного диалога работников с предпринимателями и государством;

4) альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путём достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления соцыального мира;

5) могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их является опора на силовые методы;

6) нередко проявляется двойственность отношений корпоративного толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны.

Корпоратизм – особый вид взаимодействия в системе социального партнёрства на основе согласования интересов всех участвующих в них сторон, разработки и осуществлении согласованных ими рекомендаций, решений, договоров и соглашений

Социальное партнёрство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов.

Основные принципы социального партнёрства:

- демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;

- гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

- социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, обязательность исполнения договорённостей, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;

- конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;

- толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.

Социальное партнёрство развивается с учётом международных правовых основ, сформулированных прежде всего В документах МОТ, а также Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств. Международные правовые принципы социального партнёрства закреплены в конвенциях и рекомендациях МОТ.

Перечень Конвенций МОТ:

1. №42 « О возмещении трудящимся в случаях профессиональных заболеваний» (1936 г.);

2. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1955 г.);

3. № 117 «Об основных целях и нормах» социальной политики» (1962 г.);

4. № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 г.);

5. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» ( 1982 г.);

6. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.);

7. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.);

8. № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя» (1992 г.);

9. № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 г.);

10. № 175 «О неполном рабочем времени» (1994 г.) ;

11. № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).

МОТ сформулировала правила рассмотрения индивидуальных жалоб работников, которые состоят в следующем:

- урегулирование конфликта или спора самими партнёрами;

- примирение в структурах, предусмотренных договором;

- обращение в добровольный арбитраж или в судейские органы.

Государство обязано следить за процессами поляризации общества, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. Поэтому деятельность государства должна быть сосредоточена на:

- разработке программ, поощряющих расширение занятости и включение малоимущих в рыночную активность;

- оказании содействия в трудоустройстве;

- реализации политики доходов;

- гарантировании равенства возможностей;

- подоходном налогообложении;

- поддержке общественных фондов, развитие бесплатного здравоохранения и др.

Механизм социального партнёрства в Украине развивается в условиях глубокого общего кризиса, резко выраженной поляризации коллективно-договорного процесса, несформированности равноправных субъектов, неразвитости гражданского общества, недостаточно разработанной правовой системой регулирования социально-трудовых отношений.

Существует две модели социального партнёрства:

- инициативная гуманистическая модель, сориентированная на согласование интересов, ценностных ориентаций, потребностей субъектов партнёрства;

- формально-принудительная модель, характеризующаяся стремлением вовлечь как можно более широкие слои работников, работодателей в те или иные формы партнёрско-договорных отношений, но которая выступает как прикрытие неприязненных, напряжённых отношений, и зачастую страдает лицемерием и фальшью.

Наши рекомендации