Омские ученые разработали уникальный танк-робот

Лекция №3: Медиатекст и закономерности текстообразования

Ключевые понятия и категории: интертекстуальность, дискурс, интериконичность, интердискурсивность

Создавая медиатекст, автор по сути должен ответить на вопро­сы «о чем?», «что?», «как?», «кому?» и «зачем?»[1].

Учитывая положения современной теории текста и психолинг­вистики, можно сказать, что создание текста проходит несколько этапов.

Первый этап. Импульсом, побудительным мотивом к созда­нию медиатекста обычно выступает некоторая информация. Осмыс­ливая ее, пишущий решает, о чем (данное) и что (новое) он собира­ется сказать, т.е. выстраивает замысел высказывания. Этот этап не­которые лингвисты называют «первичной семантической записью», именно здесь определяется общий смысл будущего текста.

И хотя в процессе работы замысел еще будет корректироваться, но опреде­ленный объем идей и фактов необходим для начального этапа твор­чества. Соотношение данного и нового (темы и ремы[2],о чем гово­рить и что говорится) создает смысловой каркас будущего сообще­ния и обеспечивает его содержательную связность (когерент­ность)[3].

На втором этапе осуществляется процесс последова­тельного формирования и формулирования замысла, обдумыва­ния содержательной стороны текста.

Именно на этом этапе автор должен учитывать «фактор адресата» и решить вопросы, кому и для чего предназначен текст и как будут строиться его отношения с ад­ресатом: «Пищущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение»[4]. И здесь важно, что в тексте есть внутренние автор и адресат, опреде­ленным образом отражающие внешнюю, реальную коммуникатив­ную ситуацию[5].

По мнению психолингвистов, создаваемая на этом этапе «смысловая» программа высказывания, которая раскрывает «за­мысел» в его первоначальном воплощении, «объединяет в себе от­веты на вопросы: что сказать? в какой последовательности и как сказать?»[6].

Этап языкового оформления текста. На этом этапе опреде­ляется композиционный и языковой план произведения. Поскольку письменный текст развертывается линейно, то автор решает для себя вопрос, с чего начать, в какой последовательности и по каким логическим законам предъявлять информацию, как закончить свой текст. Он обязан знать базовые категории и законы текста (связ­ность, членимость, модальность, ретроспекция и проспекция и проч.) и «строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проде­лать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутрен­нему смыслу излагаемого текста»[7]. Именно это определяет отбор языковых единиц.

Теперь возникает вопрос, как с этими этапами порождения текста связан жанр, на каком этапе автор вспоминает о жанре. По мнению Л.М. Майдановой, ответ таков: хотя автор о жанре может и не вспоминать, «жанр руководит его деятельностью с самого начала работы над текстом»[8]. По сути, уже начальная информа­ция предполагает возможности ее жанрового оформления. Если она соответствует описательной логической схеме (тема - пред­мет, явление), она может быть использована, например, для ре­цензии или рекламной статьи. Если тема - некоторое событие, то она естественно укладывается, например, в жанровые каноны ре­портажа, новости, журналистского расследования. Наконец, обобщающая логическая схема (тема - закономерность) - основа аналитических жанров (проблемная статья, аналитический ком­ментарий, версия).

· Интертекстуальность как обязательная категория медиатекста. Формы и функции интертекстуальных знаков в медиатексте

Итак, интертекстуальность[9] есть онто­логическое (сущностное) свойство любого медиатекста, медиатекст представляет собой «текст текстов» (Э.А. Лазарева), вторичный текст, включающий «голоса» (цитаты) множества текстов.

На содержательно-смысловом и композиционно-стилистическом уровнях интертекстуальность медиатекста обеспечивается обязательным присутствием в нем двух видов цитации: ссылок на мнения экспертов (политиков, общественных деятелей, других СМИ) и собственно интертекстуальных знаков, обладающих лингвокультурологической ценностью. А.А. Негрышев предлагает на­зывать их актуальными (оперативными) ифоновыми интертекстемами.

В первом случае сама окружающая действительность является объектом цитации. Именно эти цитаты и ссылки в информационных и аналитических журналистских жанрах входят в описательный слой текста («содержательно-фактуальную информацию», по И.Р. Галь­перину), предъявляя «чужое» слово в виде прямой цитаты(точная адресация или ее отсутствие является одним из критериев «качест­венности» издания: желтая пресса ссылается на слухи и мнения).

Во втором случае интертекстуальные знаки, как правило, формируют образ, оценку («содержательно-концептуальную информацию», по И.Р. Гальперину).

Назовем основные функции цитат в медиатексте.

1.Функция наиболее четкой передачи фрагмента сообщения. В данной функции цитата может либо иллюстрировать какой-либо тезис текста, либо дополнять и расширять текст статьи, будучи до­кументальным подтверждением события:

Жестче всех высказался глава российского Госнаркоконтроля Виктор Иванов, из выступления которого легко было сделать вывод, что комиссия ни много ни мало может состоять на содержании у наркомафии: «Мы имеем дело с глобальной пиар-акцией в пользу лега­лизации наркотиков... и эта кампания прямо или косвенно, безусловно, связана с гигантскими доходами от незаконного оборота наркотиков в мире» (Русский репортер, 06.06.2011, № 22 (200)).

2. Функция ссылки на авторитет, «документирования ав­торитетом».Такие цитаты нередко сопровождают новостные ма­териалы, в которых излагаются новые факты, статистические све­дения, данные социологических опросов, различного рода про­гнозы и проекты. Композиционная структура таких заметок включает в себя, как правило, сообщение информации со ссылкой на источник, затем следует цитата(ы) из его высказываний, вво­димые в форме прямой или косвенной речи и дополняемые пере­сказом:

Омские ученые разработали уникальный танк-робот.

Наши рекомендации