Структура учебно-методического пособия
Настоящее учебно-методическое пособие состоит из: 1) введения; 2) рабочей программы курса, состоящей из трех модулей; 3) заданий рубежного контроля; 4) списка рекомендуемой учебной и научной литературы к каждому модулю; 5) тематики курсовых и дипломных работ; 6) контрольных вопросов к зачету.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МОДУЛЬ 1. Дооктябрьский период в журналистике Дона и Северного Кавказа (1900-1917 гг.)
Комплексная цель модуля 1 – Рассмотреть начальный этап формирования пролетарской прессы. Показать деятельность региональной печати в годы первой русской революции и накануне Октябрьской революции. Изучить путь большевистской печати от подпольных рабочих листков и социал-демократических изданий до появления первой легальной большевистской газеты на Дону «Наше знамя». Дать типологическую характеристику выходившим изданиям в регионе и рассмотреть особенности формирования национальной печати (отсталость, слабое развитие полиграфической базы, жесткая цензура).
Основное содержание модуля:
Тема 1.Формирование системы региональной журналистики в конце
XIX – начале ХХ вв.
Состояние периодической печати конца XIX – начала XX века в большей мере определялось вступлением России в пролетарский период освободительного движения.
Первый этап в развитии пролетарской печати Дона связан с появлением марксистских кружков на Дону, их агитационной и пропагандистской деятельностью. Бесцензурные листки, размноженные на гектографе, явились первыми изданиями рабочей печати.
Появление общерусской социал-демократической газеты «Искра» и местных социал-демократических листовок, оказало существенное влияние на организацию местных социал-демократических комитетов и групп и одновременно на всю печать региона. В этом социально-политическом контексте интерес представляет положение частных буржуазно-либеральных и официальных правительственных изданий, а также отношения провинциальной печати и цензуры.
Экономические условия, послужившие развитию типографского дела, способствовали возрастанию объемов столичной печатной продукции и условиям ее распространения. Периодическая печать в регионе испытывала сдерживание роста, особенно издания на национальных языках.
Каждое периодическое издание в столице и в регионах в период 1895-1904 гг. выражало политическую ориентацию своего печатного органа.
Главным идеологическим оружием царской администрации на Дону и Северном Кавказе явились официальные правительственные газеты – «Донские областные ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Ставропольские губернские ведомости», «Терские ведомости».
Позиция духовенства на Дону, Кубани, Тереке, в Ставрополье выражалась через «Епархиальные ведомости», – одно из крупнейших повременных изданий донской епархии. Официальные издания местных городских самоуправлений – Городской управы и Городской Думы, поддерживающие курс правительственных «Ведомостей», – «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы» и «Ведомости Нахичеванской-на-Дону городской думы», «Извести Владикавказского городского общественного управления» и др.
Частные издания буржуазно-монархического направления: «Южный телеграф» (Ростов-на-Дону), «Таганрогский вестник», «Пятигорское эхо» во время Ростовской стачки 1902 года, Тихорецкого дела и других революционных выступлений – проявили свою проправительственную направленность.
Либерально-буржуазные печатные издания Ростова-на-Дону, Ставрополя, Владикавказа, Пятигорска на своих страницах поднимали острые социальные, политические проблемы (рабочий вопрос, русско-японская война и под.).
Первым региональным изданием на Дону стала газета «Приазовский край». Она имела свои отделения в Новочеркасске, Таганроге, Екатеринодаре, Мариуполе. Это была не только первая ежедневная газета на Дону, но первая и единственная газета по своему типу. Она представляла собой несколько местных газет края с полными отделами для каждого города и разных станиц. По своему формату и тиражу газета стала самой крупной в регионе. Она обладала «сетью» собственных корреспондентов: сообщения поступали из Ставрополя, Екатеринодара, Владикавказа, Грозного, Пятигорска и др. городов Северного Кавказа.
У цензуры к региональным либерально-буржуазным изданиям были более жесткие требования, чем к столичным и местным либерально-монархическим изданиям.
В пролетарский период на Дону и Северном Кавказе происходит формирование буржуазно-демократических изданий. Демократическим принципам следовали: владикавказская газета «Казбек», ставропольский «Северный Кавказ», ростовская «Донская речь».
«Казбек» и «Северный Кавказ» выступали в защиту национального равноправия горских народов, за что подвергались гонениям со стороны цензуры. «Донская речь» выступала в защиту трудящихся: железнодорожников, шахтеров, сельскохозяйственных рабочих.
Тема 2.Региональная печать в период революции 1905-1907 годов.
Первая русская революция 1905-1907 гг. в России была предопределена экономическим и политическим развитием страны. Задачами революции являлось: свержение самодержавия, установление демократической республики, 8-часового рабочего дня, конфискация помещичьих земель. На Дону, как и по всей стране, формировались и вступали в борьбу различные политические партии, каждая из которых стремилась вести пропаганду идей среди широких слоев населения через собственный партийный орган или частное издание, сочувствующее взглядам той или иной политической группы.
«Если до 1905 года выходило лишь 11 периодических изданий, в числе которых были 4 официальные газеты, 3 специальных сельскохозяйственных журнала и лишь 4 общественно-политические газеты монархического, либерального и буржуазно-демократического толка, то в течение 1905-1907 годов в разное время издавалось 33 газеты и 12 журналов в основном общественно-политического характера. Монархический лагерь пополнился крайне правыми – черносотенными («Стяг») и октябристскими («Подъем») изданиями. Либеральный центр был представлен самым многочисленным отрядом газет, на правом фланге которого стояла октябристско-кадетская газета «Приазовский край», на левом – «Донская жизнь». Левое буржуазно-демократическое крыло легальной прессы Дона, больше других ощутившее на себе цензурный и административно-полицейский гнет, было представлено недолговечными газетами, часть из которых («Донская речь», «Донская мысль») во многом отражала позицию социал-демократов.
Рождение местных журналов на Дону напоминало начальный процесс развития этой формы функционирования журналистики в России. Здесь можно встретить литературные и юмористические иллюстрированные приложения к газетам, которые собственно не были журналами и служили в основном рекламой для привлечения подписчиков, журналы различных обществ, журналы одного лица.
Значительный шаг вперед сделала местная большевистская печать. Она заняла прочное место во всей системе пропаганды, создала свою рабоче-крестьянскую читательскую аудиторию, совершенствовала формы и методы влияния на нее и в целом определяла характер и направление всех отрядов журналистики региона»[4].
Усиление революционных настроений и всероссийский масштаб распространения революционных идей, недовольство царской властью, ограничивающей прогрессивные изменения в обществе, заставило монарха и правительство задуматься о мерах преодоления «непрекращающейся смуты» путем выработки и провозглашения манифеста.
Царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», обнародованный 17 октября (30 октября) 1905 г., как законодательный акт Верховной Власти Российской Империи, был восторженно принят партиями либеральной направленности. Однако свободы (совести, слова, собрания и объединений) и распределение законодательных прав между монархом и Государственной Думой, остались провозглашенными, но не реализованными.
В ответ на это усилилось не только движение социал-демократической партии, но и активизировались революционные настроения приверженцев партий либерально-демократической направленности. Все это нашло свое отражение на страницах печатных изданий.
Административные, судебные и цензурные органы, имея основанием «Временные правила о печати», предоставляющие право закрывать газеты и журналы «вредного направления», стали еще более активными в преследовании прессы.
Например, в 1906 году из вновь возникших в Ставрополе в разное время периодических изданий, 9 были закрыты, а 4 приостановлены в административном порядке; 6 закрыты и 1 приостановлено в судебном порядке; против редакторов и сотрудников возбуждено 24 уголовных преследования. На Дону в годы первой русской революции возникло около 30 новых периодических изданий, 26 из них были закрыты или вынуждены были прекратить свое существование. Такое же положение было на Кубани, Тереке и в Дагестане.
Оппозиционно настроенный лагерь монархической прессы был представлен на Дону, прежде всего, официальной газетой «Ведомости»; черносотенными газетами: «Стяг» в Ростове-на-Дону, «Кавказский листок» во Владикавказе, «Нарзан» в Кисловодске; казачьими газетами «Голос Дона» и «Донской край» в Новочеркасске, «Казачья неделя» во Владикавказе; буржуазно-монархическими издания октябристов: «Союз» и «Подъем» в Ростове-на-Дону, «Кавказский край» во Владикавказе, «Кубань» в Екатеринодаре; журналами буржуазно-монархических обществ: «Юго-восточный хозяин» в Ростове-на-Дону, «Наш край» в Ставрополе, «Степное пчеловодство» в Новочеркасске; клерикальные: «Баптист» в Ростове-на-Дону, «Молоканский вестник» во Владикавказе.
Наибольшее распространение на Дону получила местная печать Донского отделения кадетской партии, или партии народной свободы. Первым изданием этого направления была ежедневная политико-экономическая и литературная газета «Донская молва» (изд. с 1906 г.). Главными задачами этого издания было: установление конституционного строя на основе широкого демократического представительства, искоренение пережитков приказного строя, отстаивание конституционных свобод и действительной неприкосновенности личности граждан.
Большинство публикаций посвящено выборам в Думу, созыв в которую приветствуется «как восхождение новой зари свободы». Теми же идеями руководствуются и другие кадетские газеты: «Донское слово», «Донской курьер», «Новочеркасский курьер», «Народная мысль», «Южная речь», «Донская жизнь», еженедельники «Правда» и «Голос труда», а также издания на армянском языке «Мер Дзайн» («Наш голос») и «Нор-Кянк» («Новая жизнь») на Дону; «Свобода» («Свобода слова», «Свобода печати», «Свобода жизни»), «Кубанская речь», «Слово Кавказа» и другие – на Кубани; «Дагестан», «Казбек», «Терек», «Грозненский листок», «Лавина», «Жизнь Северного Кавказа» («Голос Кавказа», «Черкешенка», «Отклики Кавказа», «Эхо Кавказа», «Горец») – на Тереке и др.
Основная тематика изданий: освещение местных вопросов, положение безработных, призыв к заботе о жителях окраин, рабочих, ремесленниках, о многодетных семьях. В условиях военного положения на Дону и Северном Кавказе кадетские издания, в силу оппозиционности правительству, просуществовали недолго. Но их работа оказалась весьма эффективной. И одним из продуктивных результатов явился тот факт, что большая часть донских депутатов прошли по списку конституционно-демократической партии в I и II-ю Государственную Думу.
Прокадетские журналы: театральный – «Сцена и жизнь», сатирические – «Фаланга» и «Саламандра». Журнал «Фаланга» отражал политическую местную жизнь в сатирическом и юмористическом ключе, используя фельетон, пародию, шутку, изобразительные средства – карикатуру, рисунок, портрет.
Буржуазно-демократические издания региона: «Донская речь», «Ростовский вестник», «Надежда», «Вечерний листок», «Донская мысль» (Ростов-на-Дону); «Северный Кавказ» (Ставрополь); «Народ» и «Народная правда» (Пятигорск). Национально-демократические газеты на осетинском языке: «Ирон газет» («Осетинская газета») во Владикавказе и «Ног цард» в Тифлисе. Эти газеты поддерживали тактику социал-демократической партии.
Одной из самых демократических провинциальных газет России считается «Донская речь», которая имела широкое распространение в соседних областях и губерниях. Для передовой учительской интеллигенции выходили журналы «Вестник донских учителей», «Кубанская школа», «Журнал учителя». Журналы освещали вопросы народного образования и хроники событий в школах городов и станиц области.
Во время всероссийской стачки повсеместно стали создаваться Советы рабочих депутатов. Возникли они и на Дону – в Ростове и Сулине, Александровск-Грушевске, Таганроге.
Организовывались печатные органы советов. В начале 1905 г. вышла газета «Бюллетень известий Совета рабочих депутатов Ростова и Нахичевани-на-Дону». В ней публиковалась местная хроника, телеграммы из Москвы и Петербурга, материалы, адресованные пролетарским массам, солдатам и казакам. В декабре 1905 г. стала выходить газета «Извести Совета рабочих депутатов». Она публиковала телеграммы, хронику революционного движения в стране. 13 декабря 1905 г. вышел первый номер газеты «Известия Совета рабочих депутатов» г. Таганрога. Газета открыто поддерживала вооруженную борьбу пролетариата Москвы, Петербурга, Харькова, Одессы. Печаталась газета в частных типографиях. Газеты «Извести Совета рабочих депутатов» Ростова и Таганрога можно считать первыми легальными рабочими газетами на Дону.
Кроме газет большевики выпускали прокламации и воззвания, обращенные к рабочим.
Тема 3.Печать региона между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.).
Третьеиюньский переворот – роспуск 3 июня 1907 года Государственной думы и изменение избирательного закона – считается концом Первой русской революции. Переворот не вызвал, как ожидалось некоторыми депутатами, возобновления революционного движения, возникали лишь акты индивидуального террора со стороны эсеров, которые происходили и до переворота. Произошедшие события повлияли на положение периодических изданий.
Получив поддержку государства, укрепили позиции официальные газеты местной администрации, такие как: «Дагестанский вестник», «Донские областные ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Ставропольские губернские ведомости», «Терские ведомости», «Дагестанские областные ведомости» и поддерживающие их частные монархические издания: «Вестник казачества», «Донская газета», «Пятигорское эхо».
Расправа царской администрации с социал-демократической прессой осуществлялась жесткими, в т.ч. карательными мерами. Полиция расправлялась с подпольными типографиями большевиков. Но подполье находило способы для выпуска нелегальных листовок, газет и прокламаций.
В связи с реакционной политикой власти политическая направленность в тематике и проблематике многих газет усилилась. К таким изданиям относятся: «Жизнь Северного Кавказа», «Северо-Кавказская газета», «Юг», «Наш край», и других – в Ставрополье; «Кубанский курьер», «Кубанский край», «Кубанский казачий листок», «Утро», «Новая заря», «Утро Кавказа» – на Кубани; «Донская жизнь», «Приазовский край», «Южный телеграф», «Таганрогский вестник», «Голос Приазовья» – на Дону; «Хабар» и «Терек».
Несмотря на тяжелые условия для развития периодической печати, в регионе возникают сельскохозяйственные, промышленные, общественно-политические и литературные журналы: «На Кавказе», «Самопомощь», «Сельский сотрудник», «Сельское хозяйство на Кубани», «Труды Донского отдела русского технического общества», «Вестник торговли, промышленности и местного хозяйства», «Звездочка», «К свету», «Молодые порывы». Появляются бульварные газеты. В Ростове-на-Дону – «Газета-копейка», «Ростовская копейка», «Донское утро».
Демократические тенденции выразились в газетах: «Новочеркасская воскресная газете», «Донской курьер», «Донская жизнь», «Терек».
Восстанавливались разгромленные социал-демократические комитеты на Дону и Северном Кавказе. С. М. Киров, Серго Орджоникидзе и другие большевики старались наладить революционную работу в регионе.
«Большевистское подполье укреплялось и налаживало издательское дело. С 1912 года число подпольных изданий резко возросло. Общий тираж большевистских листовок в годы нового революционного подъема составлял огромную цифру. В 1910-1911 годах в России вышло около 213 листовок со средним тиражом 1,5 тысячи экземпляров; в 1912-1914 годах – 577 листовок со средним тиражом 3,5 тысячи. Общее количество изданных листков приблизительно составляло 2 миллиона 339 тысяч экземпляров. Такой большой тираж свидетельствовал о хорошо налаженном печатном деле большевистских организаций, уделявших серьезное внимание не только содержанию листовок, но и их количеству»[18]. Печатная пропаганда большевиков региона всецело направлена на развертывание революционного движения. Они установили тесную связь с ЦК партии, вели переписку с Н.К. Крупской, готовили революционные выступления.
В годы первой мировой войны большевики Дона в своих листовках призывали народ выступать против мобилизации в армию. В обращении к социал-демократической фракции IV Государственной думы они писали: «Война начата правящими кругами европейских государств помимо воли и желания международного пролетариата… Остановить эту бойню с самого начала пролетариат не смог. Но он… не может молча переносить тех страданий, которые выпали на долю рабочего класса» [18].
Февральские события, произошедшие в Петрограде, затронули весь революционный Ростов. 4 марта 1917 года был образован Ростово-Нахичеванский комитет РСДРП. В марте образовался единый Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако под влиянием меньшевиков он не решился взять всю власть в городе в свои руки. Таким образом, власть перешла к Общественному комитету, созданному из представителей Совета и буржуазного Гражданского комитета. Кадеты и казачьи офицеры создали в Новочеркасске в качестве областного органа власти Донской исполнительный комитет. В этих комитетах руководили меньшевики, представители крупной буржуазии, которые поддерживали Временное правительство. В областных и губернских центрах региона установилось двоевластие.
В это время на Дону и Кубани были активны издания казачье-дворянской атаманской верхушки: «Донские областные ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Вольный Дон» и др.
Революционной печати противостояли клерикальные издания региона. Националистическая окраска была присуща газетам Северного Кавказа: «Мусават», «Аваристан», «Джиридату Дагестан».
В это же время существовал тип изданий, большевистский по программной основе, но не являющийся органом ЦК и Советов. К ним относятся издания республик Северного Кавказа, в основном – дагестанские, издаваемые на русском языке и на языках кавказских народов: газеты «Чанна-Чуку» («Утренняя звезда») на лакском языке, «Земан» («Время») на лакском и кумыкском языках, «Время» на русском языке, «Илчи» («Вестник») на лакском языке.
В апреле 1917 г. увидел свет первый номер большевистской газеты «Наше знамя». «Наше знамя» было печатным органом Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП(б). В мае 1917 г. вышел первый номер Екатеринодарского комитета РСДРП(б) – «Прикубанская правда». До победы Октябрьской социалистической революции большевистская печать являлась неотъемлемой частью системы российской журналистики, но окончательно сформировалась в годы Советской власти.
Формирование системы журналистики Дона и Северного Кавказа происходило в результате острого противодействия различных политических сил России и явилось содержательным отражением всех процессов этого противостояния.