Цели и задачи регионоведения
Цели регионоведения:
1)Системное изучение политических и экономических структур региона во всей его сложности для принятия экспертных и управленческих решений.
2)Изучение расстановки главных политических сил, действующих в регионе для консалтинга руководства.
3)Исследование всей совокупности регионообразующих факторов, позволяющих составлять кратко- средне- долгосрочные прогнозные сценарии развития региона.
Задачи регионоведения:
1)Изучение особенностей межрегионального сотрудничества.
2)Сравнение регионов друг с другом.
3)Изучение внутри и вне региональных институтов и органов, включая международные, в том числе политических партий и региональных деятелей.
4)Выбор инструментариев, шкал и способов оценки региональных процессов и явлений.
5)Предметное изучение региональных противоречий и конфликтов с выдачей рекомендаций по их разрешению и урегулированию.
6)Выводы академического и прикладного характера обогащающие саму регионалистику и смежные науки.
7)Изучение конкретных составляющих региональных процессов с целью подготовки рекомендаций для властных структур и управленцев при проведении ими региональной политики.
8)Выявление возможности и пределов в заимствовании зарубежного опыта в развитие российского регионализма с учётом российского социума.
2. Европейская интеграция является наглядным примером вертикальной интеграции, которая имеет несколько аспектов: экономический,политический, военный. Она активно развивается с начала 50-х годов. Ееначало положила реализация плана Маршалла. В апреле 1948 г. созданоОрганизацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), которая в сентябре1950 была дополнена Европейским платежным союзом (ЕПС), который в1961 заменила Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР).
Переход от простого международногоевропейского сотрудничества к настоящему наднационального сообществаначался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой,обнародовав план разработан Жаном Монне по созданию отраслевого объединенияшести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединениеугля и стали (ЕОУС). Новизной этого объединения было создание европейскогооргана управления независимого от правительств стран.
Следующим шагом стало создание 25Март 1957 Европейского Экономического Сообщества ("Совместныйрынок ") и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕСАЕ), или"Евроатом".
Цель ЕЭС- Способствовать развитию национальных экономик и защищать Европу отзасилье американского капитала. Условиями вступления в ЕЭС является ликвидация убыточныхпредприятий и государственных дотаций. Страны-участницы совместно разрабатывают экономическуюполитику, межгосударственные проекты, таможенные тарифы, регулирующие финансовую систему,налаживают систему международной специализации с целью обеспечениярентабельности производства, создают единый рынок труда.
Во второй половине 60-х годовпроисходит объединение структур ЕОУС, ЕЭС, Евроатома с целью создания единыхорганов (Совета, Комиссий, Суда и др.). В 1968 г. формируется единый таможенный союз.
Дальнейшееразвитие ЕЭС идет путем углубления экономической и политической интеграции(Маастрихтские соглашения о создании Европейского Сообщества, 1992 г.).
Процесс становления ЕЭС был длительными сопровождался кризисными явлениями, вызванными структурными изменениями вэкономиках стран, процессом наработки системы интеграции.
Было немало и противников ЕЭС. Так,в 1960 г. в противовес "Общему рынку" Великобритания образовалаЕвропейскую ассоциацию свободной торговли, в которую вошли Великобритания, Швеция,Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия.
В 60-е годы между ЕЭС и ЕАСТразгорелась острая конкурентная борьба. В этой борьбе ЕЭС получилоубедительную победу: за десять лет (1960-1970) судьба ЕЭС в мировомпроизводстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распалась, а ее члены один за другим сталипереходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания.
В 70-е годы в ЕЭС вступилиВеликобритания, Дания, Ирландия. В 80-е - Греция, Испания, Португалия.
Переход от конфронтации ксотрудничества государств мира, завершение "холодной войны" (вторая половина80-х - 90-е годы), дал новый импульс интеграционным процессам в Европе.Они развивались в двух направлениях: углубление интеграционных процессов ирасширения ЕС (привлечение новых членов за счет стран Центральной, Северной,Восточной Европы.
3. Большой Каспий — геополитический регион, возникший в Евразии в результате распада Советского Союза. К Каспийскому региону относят пять стран, непосредственно выходящих к озеру-морю (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан). В расширенном толковании включает Южный Кавказ и Центральную Азию. Характеризуется этнонациональной и межконфессиональной конфликтностью, регион богат биологическими и энергоресурсами. Борьба за Большую Каспийскую нефть и геополитическое влияние в регионе характеризуется наличием параллельных проектов (например, транспортировки нефти, ГУУАМ — СНГ). При этом геополитические проекты доминируют над экономичесокй эффективностью. Неурегулированность международного статуса Каспийского моря порождает территориальные споры и может спровоцировать вооруженные конфликты. Большой Каспий является регионом политической нестабильности, которая не имеет чисто экономического решения (надежды на нефтедоллары).
Билет 14
1) 1)Основные направления (виды) регионоведения. Связь регионоведения с другими науками.
Основные направления регионоведения:
1. Ландшафтное (физико-географическое) Регионоведение
2. Экономическое
3. Культурное
4. Социологическое
5. Политическое
6. Медицинское
7. Этническое
8. Конфессиональное
9. Военное
10. Экономико-географическое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|