Хилиазм в Северной Америке 6 страница
Согласившись с просьбой М. Б. Чеховского, адвентистский центр должен был бы взять на себя всю ответственность за материальную поддержку своего служителя, но лидеры Церкви не считали М. Б. Чеховского достаточно опытным для такой миссии. Объясняя, почему Генеральная Конференция отказала М. Б. Чеховскому, Д. Эндрюс говорил: «Мы считали в то время, что он еще не был достаточно готов для несения такой высокой ответственности. Мы просили его не спешить, подождать, надеясь, что в скором времени он будет лучше подготовлен, а условия, согласно Божьему Промыслу, так сложатся, что мы будем чувствовать себя в безопасности, видя целесообразность направления Чеховского на тот участок... В этой связи Церковь адвентистов пока что воздержалась с открытием миссии в Западной Европе».
Тогда М. Б. Чеховский, невзирая на отказ, решил отправиться в Западную Европу на свои средства. Сама Эллен Уайт предостерегала М. Б. Чеховского об опасности самостоятельной деятельности, которой он собирался заняться вопреки рекомендациям и предостережениям адвентистского руководства, ибо в этом случае он возложил бы на себя и на членов своей семьи(жену и четверо детей) непомерную ношу и тяжелые испытания, в первую очередь материального характера.
Однако оказалось, что ничто не было в состоянии остановить М. Б. Чеховского, и 14 мая 1864 г. он, его семья, а также Анна Е. Батлер - сестра адвентистского функционера Дж. Батлера, позже избранного президентом Генеральной Конференции адвентистов, отправились в Европу. М. Б. Чеховский, несмотря на материальные трудности, занимался миссионерской деятельностью на Украине, в Польше, Румынии, Италии, Швейцарии.
Несмотря на то, что он поехал в Западную Европу по собственной инициативе, М. Б. Чеховский считал себя адвентистом, не терял связи со своими американскими коллегами, которые поддерживали его материально, пользовался посылаемой ему из США адвентистской литературой.
Как первоначально и планировал М. Б. Чеховский, он начал миссионерскую деятельность в знаменитой Долине Вальденсов, полагая, что потомки великих еретиков Средневековья наиболее готовы к принятию новой веры. Сразу после прибытия в Пьемонт (Северная Италия) Чеховский снял зал для чтения лекции. Его деятельность как адвентистского пастора-миссионера отличалась большой смелостью. Прибыв в чужой город, не зная ни людей, ни их культуры, Чеховский собирал крупные общественные собрания. Его оригинальность и отвага не остались незамеченными. Его стали приглашать для выступлений в многочисленные вальденские общины. Вскоре здесь были созданы первые общины соблюдающих субботу христиан-субботников.
Успех Чеховского вызвал сопротивление католических кругов. Тем не менее, несмотря на преследования местного духовенства, он продолжал распространять свою веру, создавая группы соблюдающих субботу и ожидающих второго пришествия Христа в итальянских городах Турин, Милан, Венеция и др. Впоследствии эти группы и стали основой для европейской миссии адвентистской церкви в Италии после того, как в Швейцарии открыл официальную миссию Церкви адвентистов седьмого дня Дж. Эндрюс. Гражданская война в Италии вынудила Чеховского перенести деятельность в Швейцарию. Оставив в Италии двух своих помощников, 5 сентября 1865 г. он с семьей (жена и уже пятеро детей) отправился в Швейцарию, в селение Трамелан.
Хотя Чеховский и не был официальным миссионером, он время от времени получал средства из Америки от частных лиц, от друзей, от адвентистов первого дня, и на эти средства открыл в 1867 г. собственную типографию, в которой стал издавать журнал «Вечное Евангелие и исполнение пророчеств». В том же году в Трамелане он организовал церковь соблюдающих субботу и совершил первое крещение неофитов. В 1868 г. община увеличилась до 33 душ. Чеховский, однако, не рассказал новообращенным о существовании американского центра адвентистов седьмого дня в Баттл-Крике. Об этом швейцарские верующие узнали совершенно случайно, обнаружив в комнате отсутствовавшего Чеховского номер адвентистского журнала «Ревью энд Геральд». Старейшины местной общины не замедлили отправить в Баттл-Крик письмо с просьбой послать в Швейцарию официальных миссионеров церкви. Руководство Церкви, однако, было не готово к этому и вместо посылки миссионеров предложило членам трамеланской общины направить своих представителей для участия в Генеральной Конференции 1869 г. Именно в дни этой Конференции и был учрежден миссионерский отдел, бесспорно, благодаря инициативе Чеховского, а также из-за развития ситуации в Западной Европе.
Трамеланская община отправила на Генеральную Конференцию делегата Якова Эрценбергера, который провел в Баттл-Крик целый год, изучая английский язык и учение Церкви. Там же он получил посвящение в проповедники, вернулся в Швейцарию и стал первым немецким рукоположенным проповедником адвентизма седьмого дня.
В 1871 г. Эллен Уайт выступила с инициативой развернуть миссионерскую работу за пределами США. Одновременно из Европы недавно появившиеся там общины адвентистов продолжали атаковать Баттл-Крик просьбами о посылке к ним миссионеров. В результате в 1874 г. Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня решила отправить в Швейцарию проповедника Дж. Н. Эндрюса в качестве официального миссионера как наиболее квалифицированного служителя церкви. Он поселился в Невшателе, и уже 1 ноября 1874 г. там состоялось первое собрание европейских адвентистов седьмого дня. В 1875 г. из Америки для работы во Франции прибыл еще один адвентистский проповедник, Бурдо. В декабре 1875 г. в Швейцарии состоялось первое собрание европейских адвентистов, на котором присутствовало около 75 человек и было основано первое иностранное трактатное общество адвентистов седьмого дня. Руководство европейской миссии адвентистов расположилось в Базеле. Там же была устроена европейская типография и книгоиздательство адвентистов. В результате этих оргмероприятий адвентистская миссия в Европе стала активно развиваться; из Базеля начали посылать миссионеров в разные уголки Европы.
Большую активность проявлял в этом сам Эндрюс. С 1876 г. он приступил к изданию в Базеле адвентистского журнала на французском языке «Знамение времени». Он же составлял и распространял трактаты на французском, итальянском и немецком языках. В 1884 г. в Базеле стали выпускать журнал «Herold der Wahrheit» и два других журнала на итальянском и румынском языках. Только до октября 1884 г. было издано сто сорок шесть отдельных номеров этих журналов. На очередное общее собрание европейских адвентистов седьмого дня в 1883 г. в Базель приехали делегаты из Швейцарии, Германии, Румынии и Италии. На следующем собрании в Биеле, в мае 1884 г., была создана «Швейцарская конференция адвентистов седьмого дня». На это собрание съехалось 125 делегатов. По решению собрания в Базеле в том же году были созданы «издательский дом» европейских адвентистов и типография для выпуска книг, трактатов, газет и журналов на европейских языках.
В 1885 г. сама Эллен Уайт с сыном Уилли, ставшим ее помощником, отправилась в Европу, где провела два года, проповедуя в различных странах, помогая строительству местных церквей, оказывая практическую помощь в организации широкой сети адвентистских издательств, в подготовке распространителей литературы. В январе 1886 г. в Базель прибыл из Америки адвентистский служитель Карл Людвиг Ричард Конради (1856- 1939), посланный в Европу Генеральной Конференцией адвентистов седьмого дня. Деятельность и масштабы влияния Конради на развитие адвентистского движения столь велики, что ставят его в один ряд с личностями, стоявшими у истоков адвентизма. Особенно важную роль сыграл Конради в развитии миссионерской службы Церкви. В церковной литературе о нем вспоминают как об одном из «самых успешных миссионеров, которого породил адвентизм». Он был прирожденным миссионером, проповедником. Его выступления и проповеди, проводившиеся с огромным энтузиазмом, верой, на высшем уровне ораторского искусства, привлекали людей в адвентистскую Церковь. Высокопоставленный чиновник Министерства внутренних дел царской России С. Д. Бондарь, в обязанности которого входило наблюдение и изучение неправославных религиозных движений в империи, в 1910 г. присутствовал на одном из адвентистских собраний в Санкт-Петербурге и свои впечатления о проповеди Конради выразил следующими словами: «Проповеди Конради, полные силы и огня, читались с редко встречающимся вдохновением. Присутствующие с большим интересом прислушивались к его словам. Некоторые были до глубины души растроганы и плакали...» (26)
Карл Конради появился на свет 20 марта 1856 г. в Карлсруэ в Германии. Отец, рабочий, отстранился от воспитания сына, а мать, из мелкобуржуазной семьи, дала мальчику свою фамилию и поручила воспитание местному католическому священнику. Гимназию мальчику не удалось закончить из-за экономического кризиса в стране. Рано начав трудовую деятельность, он вскоре эмигрировал в Америку, где сменил много занятий. В январе 1878 г. жизнь свела его с адвентистами. В июле 1878 г. Конради был крещен
и стал членом Церкви Адвентистов седьмого дня. С осени 1878 г. он посещал в штате Айова адвентистские курсы повышения квалификации для лиц, не имеющих духовного звания. Там заметили выдающиеся способности нового слушателя и направили его на учебу в Баттл-Крикский адвентистский колледж. Конради закончил колледж досрочно; менее чем за полтора года он прошел программу четырех лет и в 1880 г. получил диплом. Его оставляли для преподавательской работы в колледже, приглашали продолжить деятельность редактора немецкого миссионерского журнала «Голос истины», который он издавал в годы учебы, но Конради видел свое призвание только в проповеди и миссионерской деятельности.
Как дипломированный проповедник он получает направление в Айову для работы среди немецкого населения Среднего Запада. В Айове Конради нашел себе жену, Элизабет Вакфман, которая также была адвентисткой и тоже окончила Баттл-Крикский колледж. В соответствии с решением президента Генеральной Конференции, Конради летом 1881 г. приступил к миссионерскому служению в Южной Дакоте и быстро достиг значительных успехов: уже 9 апреля 1882 г. здесь была создана первая немецкая адвентистская община в США. 4 июля 1882 г. на лагерном собрании адвентистов седьмого дня в Южной Дакоте, на котором присутствовал президент Генеральной Конференции Дж. Батлер, Л. Р. Конради был рукоположен в сан проповедника.
Как и другие миссионеры, супруги Конради выполняли свой долг в тяжелых условиях. Для того, чтобы посещать поселения местных колонистов, на последние сэкономленные деньги они купили лошадь и телегу, часто ходили пешком, добираясь до отдаленных ферм, довольствовались скромной пищей, нередко спали в сараях, проповедовали в хижинах бедняков, на фермах, среди полей, на городских рынках. Пример они брали с христиан первоапостольской Церкви. В результате немецкие общины Северной Америки, начало которым было положено Конради, быстро росли, и в 1922 г. их уже стало 139, с 5500 членами.
В конце 1885 г. Генеральная Конференция предложила активному молодому проповеднику отправиться с миссионерской миссией в Западную Европу. Миссионерским центром, откуда Л. Конради мог бы посещать европейские страны, стала Швейцария. В январе 1886 г. он с женой и маленьким ребенком прибыл в Европу и вначале поселился в Базеле, где до этого уже три года находился центр адвентистской миссии. Несмотря на то, что небольшая группа верующих существовала здесь несколько лет, активность их была невелика, ибо все были убеждены, что настоящая церковная жизнь может быть только в Америке. Конради решил изменить положение коренным образом, считая своей главной целью создание общины. После приезда Конради миссионерская деятельность адвентистской Церкви в Европе резко активизировалась. Уже в мае 1886 г. он провел крещение на берегу Женевского озера в Лозанне, после чего организовал первую немецкоязычную общину.
В июне 1886 г. Конради с миссионерскими целями впервые посетил Россию, где был арестован и освобожден только после вмешательства посла США в России, которому удалось убедить русские власти, что тот проповедовал христианство, а не иудаизм. После освобождения Л. Конради возвращается в Швейцарию и занимается внутрицерковными проблемами, обустройством миссии в Базеле, укреплением уже действующих в европейских странах общин, организацией миссионерской работы посредством издания и распространения адвентистской литературы. В этом направлении большую помощь ему оказала находившаяся в то время в Европе Эллен Уайт, понимавшая, что хорошо организованное распространение печатной продукции будет способствовать ускорению распространения адвентистского учения.
В связи с тем, что деятельность адвентистов седьмого дня переступила границы Швейцарии, а адвентистская Церковь активно росла в различных европейских странах, церковное руководство приступило к административной реформе. В 1886 г. организованная в 1884 г. Швейцарская Конференция с резиденцией в Базеле была расширена, а само название «Швейцарская Конференция» было заменено на «Среднеевропейская Конференция». В связи с ростом задач и объема работ в 1887 г. в Базель из Америки был послан адвентистский проповедник Э. Ваггонер, а за ним и другие работники Церкви. В том же 1887 г. в Швейцарии и других странах Западной Европы был организован колпортаж адвентистских изданий. Хотя формально (из-за загруженности Конради) ответственность за новую Конференцию была возложена на X. П. Холзера, фактически именно Конради руководил европейскими адвентистами. Из-за усиления позиции адвентизма в европейских государствах, перевода адвентистского книгоиздательства в Гамбург и переезда туда же лучших адвентистских проповеднических кадров, Швейцария вообще, Базель, в частности, утратили свое значение руководящего адвентистского центра в Западной Европе. После создания в 1904 г. «Латинского унионного поля» французская Швейцария вошла в состав этого поля. В 1904 г. в Швейцарии в Глэнде был открыт адвентистский санаторий и миссионерская школа латинского униона с преподаванием на французском языке.
Из Швейцарии адвентизм проник и в Германию. Еще в 1875 г. Эндрюс и Эрценберг начали миссионерскую деятельность в этой стране. В январе 1876 г. Эрценберг крестил в Золингене 8 человек и основал здесь первую общину адвентистов седьмого дня. В 1884 г. он вновь работает в рейнской Пруссии. В мае 1887 г. Германию с визитом посещает Э. Уайт с сыном, а в роли переводчика выступает Л. Конради. Она все пристальнее изучает эту страну, ибо, по ее словам, для миссионерской деятельности Швейцария стала слишком маленькой. На Генеральной Конференции в октябре 1888 г. в США были выделены значительные денежные средства и большой штат опытных кадров «для более энергичной работы в Германии». В 1889 г. Л. Конради, Бетхер и другие швейцарские работники переехали из Базеля в Гамбург. Там они уже в ноябре 1889 г. крестили двенадцать человек и основали общину в 25 человек. В том же 1889 г. в Гамбурге была открыта миссионерская школа адвентистов седьмого дня, которая просуществовала до 1898 г. В первый год в ней обучалось 8 учеников, на следующий - 12, а на третий - уже 32 ученика, из которых 6 приехали из России. В конце 1890 г. число адвентистов в Германии превысило сто человек. В конце января 1891 г. в немецком городе Альтон было проведено первое всеобщее собрание германских адвентистов седьмого дня, на котором Германия была преобразована из среднеевропейской конференции в самостоятельное миссионерское поле. В 1893 г. была начата проповедническая работа в Шлезвиге, которая осуществлялась адвентистским служителем-миссионером Бетхером. Не везде в Германии адвентистская Церковь развивалась столь быстро, как в Восточной Пруссии. Адвентистские миссионеры нередко терпели неудачи и поражения; нередко им приходилось выступать перед полупустыми залами. Однажды в лекционном зале на несколько сотен слушателей во Франкфурте-на-Майне послушать проповедь Конради пришло лишь несколько человек, но Конради не отказался от выступления.
В 1893 г. адвентисты купили в Гамбурге участок земли и построили на нем миссию и книжный склад; в 1895 г. там же они воздвигли и молитвенный дом. В 1895 г. в Гамбург было переведено из Базеля немецкое издание журнала «Херольд энд Ревью» (Herold der Wahrheit) и туда же перенесено немецкое издательство адвентистов седьмого дня. С 1895 г. в Гамбурге стал выходить журнал «Zionswachter». Вскоре издательство в Гамбурге получило название «Международного трактатного общества адвентистов седьмого дня», которое обеспечивало адвентистской литературой европейские страны на разных языках в течение многих лет.
Неутомимая деятельность адвентистских миссионеров привела к определенным результатам: в 1895 г. общины адвентистов появились уже во многих германских городах (Гамбурге, Берлине, Магдебурге, Кенигсберге, Штуттгарте и др.). В 1899 г. около Магдебурга, в местечке Фриденсау, адвентисты открыли санаторий и школу, в которой получали образование и русские проповедники адвентизма седьмого дня. В этой школе изучалась не только Библия, но и светские науки, ибо адвентисты исходили из идеи непротиворечивости науки и религии. Поэтому там преподавали, помимо Библии, всемирную историю, основы медицины, математики, естествознания, различные языки. При школе было организовано и специальное русское отделение, которым руководил Теодор Ицманн. Курс обучения в школе длился от 6 месяцев до двух с половиной лет в зависимости от уровня подготовки и способностей учеников.
Из Германии адвентизм седьмого дня проникал и в другие европейские страны. Наиболее успешными в плане адвентизации стран Средней и Восточной Европы адвентистские историки считают 1890-1891 годы. В поисках первоисточников для своей книги «История субботы» Л. Конради отправился в 1890 г. в австрийский город Клаузенбург с целью налаживания контактов с руководителем теологической семинарии унитарианцев, также почитавших субботу, профессором теологии Л. Ковачем. Ковач попросил Конради посетить своего немецко-венгерского друга Т. Роттмайера, баптиста. После продолжительных бесед о Библии, о субботе семья Роттмайера и сам Роттмайер стали адвентистами, а через несколько лет в Клаузенбурге возникла первая община адвентистов седьмого дня, она и стала плацдармом для дальнейшего распространения адвентизма в Венгрии.
В том же 1890 г. румынское правительство пригласило немецко-русских колонистов из Бессарабии и Крыма на поселение с целью поднять опустошенные войной земли. Среди этих поселенцев были и адвентисты, которые поселились на пограничных с Болгарией землях. В 1891 г. к ним с визитом отправился Л. Конради, и там была создана община, явившаяся основой для миссионерской деятельности в Румынии и Болгарии. Спустя два года, в 1893 г. Конради вновь посещает эти места. После крещения на берегу Черного моря его арестовали по распоряжению румынских властей и выслали по обвинению в нарушении общественного спокойствия. Будучи проездом в Бухаресте, Л. Конради встречается с руководителем основанной в 1870 г. еще М. Чеховским общины в Питешты.
Через год, в 1894 г., Л. Конради возвращается в Румынию и даже получает аудиенцию у румынского министра по делам верований и культов Г. М. Ионеску. Последний, ознакомившись с вероучением адвентистов, разрешил Конради проповедовать в стране, а румынским властям отдал распоряжение не чинить препятствий адвентистам, предоставить адвентистским миссионерам полную свободу слова и действий на всей территории страны. Ободренный такой поддержкой, Конради отправляется в Констанцу, где в 1893 г. он находился в заключении перед судом, чувствуя себя уже совсем иначе. «Я проводил собрание, - так он позже описывал свои впечатления, - в том же здании, где заседал суд, решая вопрос о моей высылке. Зал был полон внимательных слушателей». Таким было начало адвентизма в Румынии.
В 1894 г. Конради приступил к разработке планов миссионерской работы в Болгарии. Понимая, что для успеха миссионерской деятельности первоочередным фактором является наличие вероучительной литературы на местных языках, Конради организует издание адвентистских книг на болгарском языке. Через несколько лет, в 1898 г., после крещения на Дунае в г. Руссе была организована небольшая адвентистская община из числа местных жителей и армян из Константинополя, бежавших сюда от турецкого террора. В эти же последние годы девятнадцатого столетия были созданы адвентистские общины в других странах Восточной Европы и Прибалтике (Югославии, Польше, Латвии и т. д.).
Продолжалась миссионерская деятельность и в странах Западной Европы; внимание теперь было уделено Северо-Западу. В 1887 г. при непосредственном участии Л. Конради было положено начало адвентистской Церкви в Голландии, где на основе баптистской общины была создана первая адвентистская община. В 1892-93 гг. адвентистские общины возникли в Амстердаме, Роттердаме и других голландских городах. Все они структурно входили в состав германского миссионерского поля, включавшего в себя в марте 1897 г. свыше 1000 человек. 22 июля 1901 г. германское миссионерское поле было преобразовано в унион, в состав которого вошли: Германия, Австро-Венгрия, Балканские государства, Голландия, Фламандская Бельгия, Немецкая Швейцария и Россия. В 1907 г. Россия была выделена в самостоятельный унион, а в 1909 г. германский унион был разделен на два униона: западногерманский и восточногерманский.
С конца семидесятых годов XIX столетия адвентизм седьмого дня начинает распространяться в Великобритании. В 1878 г. в Англию с миссионерскими целями прибыл из Базеля адвентистский проповедник У. Инге, который родился в английском графстве Хэмпшир, но всю жизнь провел в Америке. Свою работу на островах он начал в Саутхэмптоне. Вскоре в Англию, на этот раз непосредственно из США, прибыл еще один проповедник, И. Н. Лофборо с женой. Инге и Лофборо совместно организовывали собрания, посещали частные дома и семьи, раздавали адвентистскую литературу, выступали с публичными лекциями, проповедовали в «палатках». В январе 1880 г. их активными усилиями в Англии было организовано трактатное общество адвентистов седьмого дня. В феврале того же года Инге крестил в Саутхэмптоне шесть человек. Это было первое адвентистское крещение на территории Британии. Вскоре Генеральная Конференция решила укрепить ряды британских адвентистов и послала из Америки несколько новых работников, а в 1885 г. Англию посетила Эллен Уайт. Напроходившем 15-19 сентября 1885 г. в Базеле совещании адвентистских функционеров было принято решение об издании в Англии адвентистского журнала «The Present Truth» К тому времени в Англии насчитывалось уже около 100 адвентистов седьмого дня. В 1889 г. в Англии было организовано Адвентистское издательство, а в 1901 г. в местечке Ватфорд, неподалеку от Лондона, был открыт для подготовки местных священнослужителей миссионерский колледж. В 1902-1903 гг. усилиями английских адвентистов были открыты четыре санатория, один из которых располагался в Ирландии. В 1902 г. как самостоятельная единица был учрежден Британский унион.
На конец семидесятых годов XIX столетия пришлось начало проповеднической деятельности адвентистов седьмого дня и в странах Скандинавии. В 1877 г. начались «адвентистские сезоны» в Дании: туда в этом году из США прибыл скандинав по происхождению Маттесон, почти всю жизнь проведший в Америке. В Дании он проповедовал в течение года, и весьма успешно: организовал несколько небольших групп адвентистов из числа местных жителей. Затем он перебрался в Норвегию, где в июне 1878 г. в столице Христиании открыл адвентистскую общину в составе 36 человек. В 1879 г. в Христиании было организовано и Адвентистское издательское общество. В 1880 г. была организована Датская Конференция, а в 1882 г. - Шведская. В 1885 г. Скандинавский полуостров посетила Эллен Уайт и приветствовала активность местных служителей своей Церкви, адвентистских миссионеров.
В конце XIX в. в орбиту внимания адвентистских миссионеров попали по существу все северные европейские государства. В 1887 г. была учреждена Норвежская Конференция. В 1893 г. адвентистский миссионер Джонсон вместе с двумя библейскими служителями приступили к распространению адвентистского учения в главном городе Финляндии - Гельсингфорсе. В августе 1894 г. в Дании (город Фредериксгавен) была открыта скандинавская миссионерская школа адвентистов седьмого дня (в 1908 г. она была переведена поближе к столице в местечко Скодсборг). В 1898 г. аналогичная школа была открыта в Швеции. В 1897 г. в Скодсборге был открыт санаторий адвентистов, а позднее аналогичные санатории были открыты в Дании (г. Фредериксгавен) и в Норвегии (г. Христиания). В связи с быстрым количественным ростом адвентистских общин в скандинавских государствах, 22 июля 1901 г. скандинавское унионное поле было преобразовано в Скандинавский унион, а финляндское миссионерское поле было преобразовано в «соединение» (1909 г.).
Европейские успехи адвентистов-миссионеров привели к тому, что 23 июля 1901 г. была организована Европейская Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня, которая просуществовала до 1909 г. В ее состав входили адвентисты не только Западной и Восточной Европы, но также Сибири, Азиатской Турции, Северной Африки.
Последнее весьма любопытное обстоятельство говорит о том, что в 1885-1905 гг. адвентисты всерьез задумали и стали практически реализовывать план распространения своего учения по всему миру. Впрочем, миссионерская активность новых религиозных движений в истории вовсе не диковинка: вспомним только о деяниях христианских апостолов, отцов ранней христианской Церкви, несших новую веру народам. В конце XIX - начале XX в. именно им подражали и подражают по сей день последователи тех христианских движений, которые только недавно «вылупились» на свет. Что касается адвентистов, то, если до середины восьмидесятых годов их миссионерская активность ограничивалась лишь территорией Америки и Европы, то с 1887 г. в центр их внимания попали Южная и Северная Африка, Австрия, Британская Гвиана в Южной Америке. Известно имя шестидесятипятилетнего, даже не священника, адвентиста Авраама Ля Ру, который заинтересовал адвентистским учением небольшую группу китайцев в самом Китае и организовал издание первого адвентистского трактата на китайском языке.
Еще один адвентист, тоже не священник, Теодор Энтони, грек по национальности, эмигрировавший в США в 1889 г., вернулся, услышав призыв Эллен Уайт, в Константинополь для проповеди адвентизма. В 1894 г. адвентистские миссионеры открыли свою первую миссию в Южной Африке. В 1890-е годы произошло открытие церковных единиц в таких странах, как Аргентина, Ямайка, Индия, Япония, Египет, Корея.
Успехи адвентистов объясняются многими причинами. Немалую роль сыграло то, что среди адвентистских миссионеров были не только священнослужители и евангелические работники, но и простые верующие-миряне: рабочие, фермеры, врачи, которые по призыву Генеральной Конференции, самой Эллен Уайт отправлялись в отдаленные уголки земного шара, где становились автономными членами и единицами Церкви. Кроме таких миссионеров, евангелизационной работой вне территории США занимались видные лидеры и авторитеты адвентистского движения, что также способствовало успехам Церкви в различных регионах планеты. Среди лидеров были бывший президент Хильдсбергского адвентистского колледжа в Калифорнии У. Дж. Грейнджер, который открыл школу в Токио, президенты Генеральной Конференции Батлер, посетивший Европу после сложения своих президентских полномочий в 1844 г., Дж. А. Ирвин, посетивший Австралию во время своих президентских обязанностей и, наконец, сама Эллен Уайт, которая курировала с 1885 по 1887 г. Западную Европу, а с 1891 по 1900 г. опекала адвентистов Австралии и Новой Зеландии. Остановимся на зарубежной деятельности Э. Уайт подробнее, поскольку и сами адвентистские историки не забывают рассказать об этих страницах истории Церкви. Свою миссионерскую деятельность в Австралии Эллен Уайт начала с работы в Мельбурне, где трудилась в местном филиале адвентистских издательств и церковном руководстве, участвуя в принятии решений местного церковного аппарата, оказывая помощь местному адвентистскому образованию. Так, она на свои деньги купила в местечке близ Курангбона 40 акров земли, которые незамедлительно стала обрабатывать, превратив их в оазис среди пустыни. Там же она начала строить школу, в которой бы сочеталось христианское, светское и трудовое образование, и разработала план строительства таких школ при адвентистских миссиях по всему миру.
Ежегодно увеличивался поток адвентистских миссионеров, отправляемых в отдаленные уголки земного шара для евангелизации местного населения - среди них были и священнослужители и, главным образом, простые адвентисты-миряне - рабочие, фермеры, учителя. В 1893 г. было отправлено 62 таких миссионера, в 1894-65, в 1895 - уже 140. В 1890 г. было построено специальное миссионерское судно, 120-тонная шхуна для евангелизации населения островов Тихого океана. Она использовалась в миссионерских целях еще десять лет, пока не стали доступными более удобные рейсы на пароходах. Этот корабль ярко иллюстрирует то значение, которое всегда уделяла Церковь адвентистов седьмого дня миссионерской работе в масштабах всей планеты (27) .
§4. Трудности роста (1870-1900)
В адвентистской литературе по истории движения (28) указывается, что быстрая экспансия Церкви адвентистов седьмого дня как внутри США, так и за их пределами поставила перед ее руководством сложную и важную для дальнейшего развития организации проблему - как финансировать все направления деятельности Церкви. Адвентистские историки Церкви указывают также, что сложность решения этой проблемы была в конце XIX в. усугублена тем, что в конце 1890-х годов США переживали глубокую депрессию. С целью выхода Церкви из финансового кризиса был разработан план мероприятий. Издательские и медицинские учреждения Церкви были переведены в значительной степени на самофинансирование. Была введена дифференциация пожертвований среди адвентистского населения США.