Форма государственного правления. Форма государственного правления – это элемент формы государства, который характеризует структурную организацию верховной государственной власти

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который характеризует структурную организацию верховной государственной власти.

Существуют две формы государственного правления: монархическая и республиканская.

Монархия

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, получающему ее по наследству и осуществляющему ее бессрочно (пожизненно).

Признаки монархии:

– верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху;

– монарх получает верховную власть по наследству, в соответствии с существующей в данном государстве системой престолонаследия;

– монарх осуществляет верховную государственную власть пожизненно, т.е. не имеет срока полномочий;

– народ не принимает участия в определении того, кто будет монархом (не является источником верховной государственной власти).

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия (ее возникновение связано с зарождением капиталистических отношений внутри феодального общества).

Ее признаки:

– верховная государственная власть всецело принадлежит монарху; она никем и ничем не ограничена;

– отсутствие разделения властей;

– наличие жестко централизованного государственного аппарата;

– осуществление власти основано на преимущественном использовании метода принуждения, на жесткой дисциплине;

– сакрализация власти и личности ее верховного носителя.

Сыграв положительную роль в истории, абсолютная монархия довольно быстро была заменена другими формами правления. В современном мире абсолютная монархия существует в некоторых государствах Азии (Оман, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, ОАЭ). В большинстве этих стран в конце ХХ в. были введены в действие Конституции, однако они не были приняты демократическим способом, а октроированы (дарованы) монархами. Поэтому, несмотря на формальное наличие Конституций, эти монархии нельзя отнести к числу конституционных, так как конституции никак не ограничивают власть монархов, а, наоборот, закрепляют их неограниченные полномочия во всех сферах государственной деятельности.

2. Ограниченная (конституционная) монархия (власть монарха ограничена демократически принятой конституцией и парламентом, осуществляющим законодательную деятельность). В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют два вида конституционной монархии:

· Дуалистическая монархия (возникает в особых исторических условиях как выражение компромисса между новыми буржуазными слоями общества и старой феодальной аристократией и является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной; дуалистической монархией были кайзеровская Германия, Россия после революции 1905–1907 гг. до февраля 1917 г., сейчас – Марокко, Иордания, Непал).

Ее признаки:

– власть носит дуалистический характер: законодательную власть осуществляет парламент, исполнительную власть – монарх;

– нижняя палата парламента формируется путем выборов, члены верхней палаты назначаются монархом;

– монарх формирует правительство независимо от парламентского большинства;

– правительство несет политическую ответственность за свою деятельность перед монархом, а не перед парламентом;

– нижняя палата парламента не вправе вынести вотум недоверия правительству;

– монарх имеет право абсолютного вето в отношении актов, принятых парламентом.

· Парламентарная монархия (имеет наибольшее распространение в современном мире: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Япония и др.).

Ее признаки:

– власть монарха ограничена во всех сферах государственной деятельности (законодательной, исполнительной, судебной);

– монарх является главой государства и выступает как символ единства нации; он не имеет реальных полномочий и осуществляет в основном представительские функции;

– законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – правительство, возглавляемое его председателем;

– правительство формируется по принципу парламентского большинства, т.е. из представителей партий, получивших большинство голосов избирателей на парламентских выборах и имеющих большинство мест в парламенте;

– правительство несет политическую ответственность за свою деятельность перед парламентом, а не перед монархом (нижняя палата парламента вправе вынести вотум недоверия правительству, и оно будет отправлено в отставку, а монарх не вправе по собственной инициативе отправить в отставку правительство или отдельных его членов);

Кроме того существуют также нетипичные виды республик (выборная монархия в Малайзии и ОАЭ; теократическая монархия в Ватикане и Саудовской Аравии.)

Республика

Республика – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется несколькими государственными органами, а народ признается источником власти.

Признаки республики:

– верховная государственная власть осуществляется несколькими государственными органами;

– высшие органы государственной власти формируются путем выборов (президент, нижняя палата парламента) либо невыборным путем, но при участии выборных органов (например, в России – Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

– срочность полномочий выборных органов государственной власти;

– народ признается источником верховной государственной власти и принимает участие в формировании высших органов государственной власти непосредственно (путем выборов), либо опосредованно (через институты представительной демократии).

Виды республик:

1. Парламентская (ведущую роль в организации государственной жизни играет парламент: например, ФРГ, Италия, Австрия).

Ее признаки:

– президент избирается парламентом или специальным органом, формируемым при участии парламента;

– президент является главой государства и не является главой исполнительной власти, он не имеет реальных полномочий в сфере исполнительной власти и осуществляет в основном представительские функции;

– исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое его председателем;

– правительство формируется по принципу парламентского большинства;

– правительство несет политическую ответственность за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом.

2. Президентская (ведущую роль в организации государственной жизни играет президент; например, США, Сирия, большинство государств Латинской Америки).

Ее признаки:

– президент избирается не парламентом, а всенародным голосованием или коллегией выборщиков;

– президент является главой государства и главой исполнительной власти;

– исполнительную власть осуществляет президент непосредственно, а также через формируемое им правительство;

– правительство формируется президентом независимо от парламентского большинства;

– правительство несет политическую ответственность за свою деятельность перед президентом, а не перед парламентом.

3. Смешанная (для нее характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик; например, Франция, Россия, Финляндия).

Признаки полупрезидентской республики (на примере Российской Федерации):

– Президент избирается всенародным голосованием;

– Президент является главой государства и не является главой исполнительной власти, однако он имеет широкие полномочия в сфере исполнительной власти (в Российской Федерации он формирует Правительство РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики, может председательствовать на заседаниях Правительства РФ и т.д.);

– Правительство формируется Президентом независимо от парламентского большинства (в России Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы; остальные члены Правительства РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ);

– Правительство несет политическую ответственность за свою деятельность перед Президентом, однако имеются и некоторые элементы парламентской ответственности (Президент РФ вправе в любое время отправить в отставку Правительство РФ или отдельных его членов; Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству РФ, но вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ. Если Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу).

Кроме того существуют также нетипичные виды республик: суперпрезидентская (ряд государств Латинской Америки); монократическая (Куба, КНДР); теократическая (Иран).

Наши рекомендации