Понятие, признаки и виды нормы права
2.1. Правовой нормой называется установленноё или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовые нормы обладают целым рядом признаков.
1. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц.
Она рассчитана на регулирование не отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев.
Всякая норма — результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения) участников этих отношений (граждане, объединения лиц) действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража) объектов права (виды имущества, изобретения, произведения искусства и т.п.).
Правовая норма представляет собой абстрактную модель общественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от решений государственных органов по конкретным делам, индивидуальных распоряжений, договоров и т.п.
2. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и т.д.). В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным лицам, правовая норма не исчерпывается исполнением.
Она рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), но и на вид, неопределенное число случаев и отношений и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации.
3. Правовые нормы носят волевой (социально-волевой) характер.
Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адреса нормы существует выбор вариантов поведения.
Во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права, но это не означает, что каждая отдельно взятая правовая норма выражает волю точно определенного класса, социальной группы, политической партии.
4. Сущностным качеством правовых норм является их связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства.
Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством.
Государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только в результате придания им общеобязательной силы.
Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.
Охрана государственным принуждением — специфический признак правовых норм, отличающий их, например от норм морали.
Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор различных линий поведения. Лишена смысла норма, которую невозможно нарушить; нормы всегда предписывают участникам общественных отношений требуемый, вариант поведения.
Этот вариант государство предписывает в форме правовой нормы, под угрозой государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказания нарушителя обязанности, запрета.
С точки зрения логикисвязь права с государством наиболее непосредственно выражена именно в установлении мер государственного принуждения, применяемых к нарушителям правовых норм.
5. Наконец, важным качеством правовых норм является их формальная определенность, т.е. точное обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия,
2.2. Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации:
По объему (пределам) их действия (основана на особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм).
Отраслеваяклассификация правовых норм по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли.
2.3. Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия).
Различия между гражданским обществом и государством предопределяют ряд существенных отличий у правовых норм, регулирующих их существование и деятельность.
2.4. Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам воздействия на поведение людей (предоставление права, возложение обязанности, запрет). Эта классификация правовых норм несет на себе следы первоначального образования права. В период становления права его источниками былидоговоры о взаимных правах и обязанностях участников. Результатом обобщения разнообразных договоров стали нормы права, определяющие содержание различных правоотношений.
По содержанию правоотношения, моделью которого является диспозиция, эти нормы делятся на управомочивающие и обязывающие. Социальный смысл управомочивающихнорм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц.
Основная цель обязывающихнорм – определение требуемого (должного, обязательного) поведения.
2.5. Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т.е. нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение.
Прообразом таких норм до возникновения права были табу первобытного общества.
С помощью запретительных норм осуществляются охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими предусмотрены действия, обстоятельства, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь.
Некоторые запреты относятся к точно определенному кругу лиц и обстоятельств, но многие запреты адресованы всем вменяемым лицам в любой ситуации (запреты убийства, насилия, клеветы, кражи и т.п.).
При нарушении запретов охраняющие их санкции реализуются только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из него проистекает не обязанность, а запрещенность.
2.6.Деление правовых норм на определенныеи относительно определенныевыражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения).
2.7. Нормы подразделяют на императивные (категорические) и диспозитивные,характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции, либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом, то нормы относятся к императивным.
Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры) и качественных (перечни видов имущества, описание действий) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий.
Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.
2.8. От норм, содержащихоценочные понятия(«при наличии достаточных доказательств...», «в случае производственной необходимости...», отличаются как особый вид бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент – правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности).
2.9. Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция – способ ее воздействия на поведение людей, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений.
Санкция содержит определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку.
По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные(направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные,карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).
Большинство норм, определяющих санкции за правонарушения, применяются в особой процессуальной форме, обеспечивающей выяснение истины по делу, обоснованность и законность решения.
2.10. Классификация правовых норм иногда связывается с юридической силой нормативных актов,в которых содержатся правовые нормы и их элементы, с компетенцией государственных органов, издающих эти акты.