Безопасность информационной сферы
В последнее десятилетие социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция развития передовых развитых обществ состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу услуг. США были первой страной, где более 50% рабочей силы используется в отраслях сервиса: в здравоохранении, просвещении, научных исследованиях, консультировании и средствах массовой коммуникации. Основой постиндустриального общества является информация. Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют.
Информация стала одновременно ведущим видом товара (в экономическом смысле), ведущим инструментом социального и политического управления (в смысле реализации власти) и ведущим носителем ценностных установок и парадигм (в смысле их содержания и направленности). Государства, способные создавать информационные технологии, обрабатывать и предоставлять информацию являются, безусловно, конкурентоспособными и диктуют остальному миру правила поведения в современном глобальном пространстве.
Другая особенность в том, что мы являемся очевидцами появления и утверждения нового фактора цивилизационного развития ‑ массовой коммуникации и массовой информации. Сегодня к ним можно добавить новую объединяющую характеристику процессов производства, хранения, распространения и использования информации, ‑ это глобализация, как по охвату территории, технологиям и сферам применения, аудитории, так и по возможности доступа к источникам и передаче информации, вплоть до индивидуального участия в информационных потоках (например, сеть Интернет).
Опыт реализации принципов глобализации на примерах отдельных регионов и стран выявляет тенденцию ведущих мировых корпораций (технологических лидеров) к реструктуризации национальных экономик в единое глобальное экономическое пространство для свободного движения транснационального капитала. С другой стороны, осуществление глобализации ведет к деградации других стран и обществ через локализацию носителей интеллекта, системного технологического потенциала и финансово-экономических инструментов с организацией последующей утечки мозгов и капиталов в развитые страны.
Осмысление новых реалий, последствий применения супертехнологий и стратегии «сплавления» привело к появлению большой группы стран ‑ «вечных аутсайдеров», которые под воздействием нового информационного и экономического порядка теряют не только важнейшие интеллектуальные и нередко технологические ресурсы, но и способность их воспроизводить.
Информационная сфера и соответствующие ей технологии в XXI веке превратились в один из самых выгодных объектов вложения капитала. Описывая аспекты информационной революции доктор философских наук А.Д. Еляков приводит данные, характеризующие данное положение дел. Продажа тонны сырой нефти дает прибыли на 20-25 долл. США, килограмма бытовой техники – 50 долл., авиатехники – 1 тыс. долл., а килограмма наукоемкоемкого продукта информатики и электроники позволяют заработать до 5 тыс. долл.
Под информационной безопасностьюпонимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности. Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач.
Это обусловлено целым рядом факторов, основными из которых являются следующие:
• национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;
• человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;
• решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;
• проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.
Целью информационной безопасности является защита информации и прав субъектов информации при формировании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и технических мероприятий.
Критерием информационной безопасностивыступает гарантированная защищенность информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания.
Объектом информационной безопасности является информация, затрагивающая государственные, служебные, интеллектуальные и личностные интересы, а также средства ее обработки и передачи.
Субъектами информационной безопасности государства являются органы государственной власти, СМИ, граждане и общественные объединения, предприятия и объединения.
Основные составляющие информационной безопасности:
• защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения);
• предохранение информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера;
• реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере;
• защищенность потребностей граждан, отдельных групп.
Как отмечается в Концепции национальной безопасности РФ национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Для достижения этого требуется:
• обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиты своей чести и своего доброго имени;
• развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;
• защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
В этих целях необходимо:
• повысить безопасность информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
• интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных средств защиты информации;
• обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
— угрозы развитию отечественной индустрии информации, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению сохранности отечественных информационных ресурсов;
— угрозы безопасности информационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами развитию отечественной индустрии информации могут являться закупка органами государственной власти импортных средств информатизации при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам.
В Концепции национальной безопасности отмечено стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, а также сделан вывод о том, что серьезную опасность представляет разработка рядом государств концепции информационных войн,предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Термин «информационная война» появился в середине 80-х годов прошлого века в связи с новыми задачами вооруженных сил США после окончания «холодной войны» и начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда новые информационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны.
В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника, при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем.
К особенностям информационной войны можно отнести:
—информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;
—объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;
—информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;
—информационная война ведется как специализированными военными, так и гражданскими структурами.
По оценкам российских спецслужб, концепция «информационной войны» предусматривает:
—подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);
—электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);
—получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);
—осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением, уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем;
—формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации