Национальный фронт: как увеличить электорат?
Аналитическая записка по дисциплине
«Информационно-аналитическая практика»
студента 2 курса кафедры
Европейских исследований
Чихачева Алексея Юрьевича
Научный руководитель -
Шадурский А.В.
Санкт-Петербург
Содержание:
1. Аннотация......................................................................................................................................3
2. Введение.........................................................................................................................................4
3. Главная проблема деятельности................................................................................................6
4. Варианты действий......................................................................................................................9
5. Заключение..................................................................................................................................13
6. Список источников и литературы...........................................................................................14
- 3 -
Аннотация
Настоящая работа посвящена вопросу увеличения электората французской политической партии Национальный фронт. Основная проблема её деятельности — недостаточное представительство в национальных органах власти — становится главным фактором, сдерживающим развитие организации.
Имеющая несколько аспектов и измерений, эта проблема, безусловно, очевидная для политических технологов и агитаторов НФ, должна иметь решение, если партия хочет стать действительно серьёзной силой на французском политическом пространстве — решение быстрое, эффективное и применимое к политической практике. Именно этими критериями и был обусловлен характер информации, использованной в подготовке исследования, а также самих рекомендаций.
Анализ методов агитационной борьбы, используемых Национальным фронтом и ещё не вступивших в силу, приводит к выводу, ясному для читателя, — для увеличения популярности и электората партии необходимо с большей силой проводить всевозможные массовые мероприятия и одновременно с этим участвовать в общественных дискуссиях по волнующим население вопросам. Как было доказано, именно эти способы являются наиболее эффективными путями, приводящими к одному результату.
Основной вывод, сделанный по итогам исследования, заключается в определении центральной для функционирования политической партии роли агитационной работы и того важного значения, которое могут иметь вынесенные практические рекомендации для развития партии в целом.
- 4 -
Введение
По итогам парламентских выборов во Франции в 2012 году праворадикальная политическая партия «Национальный фронт» набрала более 13% голосов, получив 2 места в Национальном собрании. Подобный результат, безусловно, следует признать успехом после того, как НФ несколько парламентских циклов подряд не был представлен в Парламенте. Во Франции, как и в своё время в других странах, подтвердилась общеевропейская тенденция роста популярности партий крайне правых идейно-политических установок. Ввиду этого актуальным представляется вопрос, как подобные организации, в частности Национальный фронт, могут развить успех и увеличить свой электорат, что и является темой настоящей работы.
Важнейшая проблема деятельности Национального фронта заключается в недостаточном представительстве в органах законодательной власти (как французских, так и общеевропейских), которое следует из неготовности широких слоёв населения проголосовать за НФ ввиду всё ещё недостаточной популярности идей партии. Согласно этой логике, главная цель исследования заключается в том, чтобы выявить основные способы, используя которые Национальный фронт может увеличить свои электоральные показатели. Для их обозначения необходимо, во-первых, установить, как партия работает в этом направлении уже сейчас, во-вторых, обозначить новые методы популяризации идей и программы НФ.
Главным критерием оценки новых способов увеличения электората послужила их практическая эффективность, т. е. возможность дать реальный результат как в ближайшей, так и отдалённой перспективе, ввиду которой и определялась значимость того или иного способа. Необходимо отметить, что во главу угла также следует ставить те пути расширения электората, которые могут дать не только качественный, но и количественный эффект, т. е. в конечном счёте существенно увеличить число депутатов от НФ в Парламенте.
Представленные варианты решения проблемы актуальны для агитационной работы Национального фронта на территории Франции до 2014 года (следующие выборы в Европейский Парламент), а также, с некоторой корректировкой, до 2017 года (следующие выборы в Национальное собрание). Соответственно, реализация представленных вариантов решения проблемы имеет немногим более срочный характер для подготовки к выборам-2014 и не столь первостепенный для выборов-2017.
В качестве основного метода исследования выступает анализ методов популяризации по двум условным группам: «традиционные» и «новые». Подобная классификация позволит
- 5 -
читателю обратить своё внимание на эти способы как в целом, так и по отдельности, сосредотачиваясь, к примеру, только на не использованных ранее.
Ввиду актуальности материала было принято решение сосредоточиться в большей степени на источниках, чем на литературе. Потребность в практическом руководстве к действию способствовала частичному отказу от теоретических пластов информации, посвящённой агитационной борьбе в общем виде, и переключению на события и вехи, актуальные для политической практики.
Итак, наше исследование пойдёт по следующему пути. В первую очередь, видится очевидным описание главной проблемы, стоящей перед Национальным фронтом, её конкретизация, определение момента её появления. Затем мы коснёмся основных причин, согласно которым ситуация стала развиваться так, а не иначе. После этого обратимся к тем шагам, которые уже предпринимаются лидерами НФ по изменению обстановки, а затем переключим своё внимание на конкретные варианты решения проблемы, выделив наиболее работоспособные и перспективные из них.
- 6 -
Главная проблема деятельности
На настоящий момент основной проблемой деятельности Национального фронта является его недостаточное представительство в законодательных органах власти. Если учитывать идеологическую специфику партии, эта ситуация приобретает особый оттенок для НФ.
Точкой отсчёта существования проблемы можно считать выборы 1988 года, когда Национальный фронт получил лишь одно место в Парламенте против 35 по сравнению с выборами 1986 года. За последующие парламентские циклы ситуация не улучшилась, и, более того, с 2002 года Национальный фронт вовсе не имел представителей в Парламенте. Безусловно, обладание несколькими местами в Национальном собрании и Европейском Парламенте на настоящий момент уже можно считать достойным результатом и коренным изменением ситуации, но только не для Национального фронта — партии, как было отмечено, добивавшейся несоизмеримо больших результатов и претендующей на отражение интересов значительной части французского общества.
Различные причины столь противоречивых результатов лежат в правовой, социальной, идеологической плоскостях. Во-первых, на парламентских выборах во Франции с определённого момента стала действовать мажоритарная избирательная система, которая не позволяет не самым крупным партиям «проводить в Национальное собрание значительное количество своих представителей, а потому распределение мест в парламенте за последние годы не всегда отражало реальную расстановку сил во французском обществе»[1]. Следовательно, Национальному фронту необходимо располагать действительно обширным электоратом, готовым проголосовать за него, чтобы увеличить своё представительство в органах власти.
Во-вторых, НФ до настоящего момента остаётся партией с жёстко ограниченной электоральной нишей. Имеющийся избирательный сегмент не столь велик, чтобы позволить партии получить большее число мандатов, соответственно, необходимо изменить свой пропагандистский имидж «с целью привлечения протестных голосов как «справа», так и «слева»[2], т. е. начать борьбу за сторонников ведущих политических сил Франции. В этом смысле важнейшей задачей для лидеров Национального фронта должно быть превращение партии в «общенародную», т. е. ориентирующуюся не только на жёстко определённые социальные группы.
- 7 -
В-третьих, избирателей настораживает радикальность суждений лидеров НФ. Значительная часть электората ориентируется на более сдержанные высказывания центристских партий, в то время как «опасная» риторика представителей этой организации может иметь отталкивающий эффект. Частичная «дерадикализация» политической риторики, определённо, может пойти на пользу Национальному фронту.
Необходимо отметить, что подобные шаги были предприняты с тех пор, как партию возглавила М. Ле Пен в 2011 году. Если ранее в риторике лидеров НФ встречались тезисы против существующего государственного устройства в целом, то с течением времени стали очевидны более умеренные позиции («верховенство Конституции», «защита республиканских ценностей»[3], т. е. изменение системы, но не её демонтаж). Кроме того, основатель партии Ж.-М. Ле Пен не раз говорил об «общенациональном» характере партии («НФ всегда был и будет партией, открытой для каждого француза, разделяющего её мысли и ценности»[4]). В целом, показанные результаты на президентских и парламентских выборах в 2012 году подтверждают пользу подобного «смягчения» идеологических рамок.
На настоящий момент, когда следующая фаза ожесточённой агитационной борьбы наступит через два года (выборы в Европарламент в 2014 году), Национальному фронту имеет смысл постепенно изменять свою риторику. В европейском законодательном органе позиции НФ схожи (3 места в Европарламенте) с внутрифранцузскими, однако здесь очевидна «карта», которую в очередной раз предстоит разыграть Национальному фронту — евроскептицизм. Вместе с тем видится вероятным увеличение популярности НФ на международной арене без какой бы то ни было эволюции, благо продолжающийся кризис Еврозоны сам подталкивает евроскептические партии к следованию своим непримиримым позициям. Главные негативные последствия евроинтеграции, упоминаемые НФ, — безработица, рост числа мигрантов, закрытие французских предприятий — скорее всего, будут в той или иной степени актуальны и по мере приближения к европейским выборам.
В свою очередь, упомянутое выше постепенное изменение взглядов должно последовать в отношении именно внутриполитической ситуации во Франции, и именно здесь оно может принести свои плоды. В значительной степени эта эволюция должна проводиться через использование тех способов увеличения электората, о которых пойдёт речь ниже.
- 8 -
На сегодняшний день проблема приобретает очертания, очевидные из схемы 1[5]:
Схема 1. Представленная графика показывает, каким образом голоса за НФ на последних парламентских выборах распределились по территории Франции. Регионы, закрашенные тёмными цветами, охотнее голосуют за эту политическую партию, в регионах, обозначенных светлым, НФ менее популярен.
Очевидно, что в настоящий момент проблема парламентского представительства Национального фронта не возникает в Средиземноморских районах Франции, северо-востоке и севере страны, некоторых соседних с Парижем департаментах. Острее всего этот вопрос встаёт на западе Франции — мажоритарная система выборов, узкий сегмент электората и радикальность суждений приводят к тому, что кандидаты от НФ не могут одолеть в этих округах своих соперников и, соответственно, стать депутатами Национального собрания.
Соответственно, разработчики агитационной политики этой политической партии должны обратить внимание на «проблемные» регионы и приложить все усилия, чтобы повысить популярность НФ в этих областях. Стоит отметить, что именно «экстенсивный» путь увеличения электората видится более эффективным, так как интенсивная агитационная работа в «успешных» для партии регионах и без того приносит свои плоды.
Итак, теперь необходимо обратиться непосредственно к возможным вариантам проведения агитационных действий НФ.
- 9 -
Варианты действий
В первую очередь, необходимо отметить, что способы увеличения электората были разделены на две условные группы: «традиционные» (т. е. уже использующиеся на данный момент) и «новые» (доселе не практиковавшиеся или работавшие в значительно меньшей степени). Следовательно, общим вектором действий в плане работы с первой группой методов для ответственных за агитацию членов НФ становится повсеместное расширение их использования и увеличение эффективности. Вторая же группа требует более тонкого подхода: осмысления, в каком виде они могут быть использованы, понимания вероятного эффекта и внедрения либо на всей территории страны, либо в самых «проблемных» для партии регионах.
l «Традиционные» методы
1. Одним из главных способов увеличения электората является смягчение представителями НФ собственной риторики. Как отмечалось выше, чрезмерный радикализм суждений отталкивает от партии часть избирателей, и вариантом решения проблемы здесь видится идеологическая «подмена». Переформулирование ряда тезисов наряду с их продолжающимся присутствием в программе партии и агитационных выступлениях поможет привлечь в число сторонников Национального фронта более умеренных избирателей.
К примеру, вместо употребления «агрессивного» термина «раса» уместно введение понятий «народ», «культура», «традиция», ссылок на культуралистические и исторические мотивы расовой неприязни[6]. Логичной выглядит замена всевозможных формулировок о «расовой вражде» на тезисы о «межгрупповых различиях» и «уважении национальной идентичности». Очевиден эффект более мягких формулировок на избирателя: как показывает опыт французской политической жизни, большинство граждан предпочитает партии с умеренной риторикой, которая вселяет в них большую уверенность в политической и экономической стабильности и росте общественного благосостояния. Соответственно, описанные выше лексические переформулировки основных идеологических принципов видятся чрезвычайно перспективным способом увеличения электората.
2. К «традиционным» методам относятся также хорошо известные способы агитационной борьбы. Телевидение, радио, общение с прессой, пропагандистские плакаты, листовки, повсеместное распространение программы партии, проведение массовых мероприятий — всё эти методы активно практикуются на настоящий момент. Однако здесь видится необычайно важным смещение территориального акцента: как было видно из схемы 1,
- 10 -
западная часть Франции настроена по отношению к Национальному фронту скептически. Агитаторы партии должны обратить внимание на «проблемные» регионы: не вызывает сомнений обеспеченность территории соответствующей инфраструктурой, Национальному фронту необходимо лишь расширить своё присутствие на ней; отчасти этот способ решения проблемы связан с ростом партии в целом.
Основные достоинства и недостатки каждого вида агитационной борьбы видятся следующим образом:
Таблица 1.
Выступления на TV | Печатные материалы | Интервью | Массовые акции | |
Основной «+» | Широкий охват населения | Продолжительный эффект | Аргументация и популяризация своей позиции | Сильный единовременный эффект, заявка о себе как о реальной силе |
Основной «-» | Необходимость доступа к главным каналам | Низкая гарантия привлечения населения | Необходимость контактов с популярными СМИ | Необходимость привлечения большого числа участников |
Как можно заключить из таблицы 1, каждый способ увеличить электорат обладает в равной степени как преимуществами, так и недостатками. Проблема увеличения электората и, следовательно, достижения в перспективе лучших результатов на следующих выборах решается посредством одновременной работы по всем направлениям. Однако «распыление сил» может иметь и отрицательный результат. Следовательно, необходимо выбрать приоритетное направление деятельности.
Анализ приведённых методов приводит к выводу о том, что наиболее перспективным видится четвёртый вектор — проведение массовых мероприятий. Митинги, шествия, марши, как правило, производят сильный эффект на общественность, и именно это нужно сейчас НФ в западных департаментах. Ключевой недостаток — необходимость привлечения большего числа участников с целью достижения нужного агитационного импульса — видится возможным преодолеть, используя все прочие средства (анонсы в СМИ, выступления на радио и телевидении), которые по отдельности способны дать меньший, чем подобные акции, эффект. Кроме того, здесь нельзя исключать помощь в организации массовых мероприятий из других регионов Франции, где НФ более популярен.
- 11 -
К «традиционным» методам с некоторого момента можно отнести и агитацию в Интернете. Определённо, на этом направлении НФ смог добиться значительных успехов за сравнительно короткое время. Как отмечают исследователи, «Национальный фронт является лидирующей в пространстве сети Facebook французской политической партией, имеющей на настоящей момент 46 000 подписчиков»[7]. Несомненно, этот метод, один из самых современных и эффективных, оставляет обширное поле для деятельности агитаторов НФ, будучи полезным для увеличения популярности партии по всей территории Франции.
Однако следует отметить, что самым эффективным из «традиционных» способов следует признать массовые акции ввиду того, что с их помощью возможно решить проблему увеличения электората в самых «проблемных» для партии регионах.
l «Новые» методы
Полем для творчества политических технологов НФ становятся «новые» методы. В самом деле, к ним можно отнести всё, что не было использовано доселе.
Парадоксально, но методы парламентской борьбы, типичные для большинства партий, становятся актуальным направлением работы для Национального фронта. Увеличение электората и, как следствие, представительства в Национальном собрании и Европарламенте по итогам следующих выборов возможно реализовать нетипичным способом — невступлением в парламентские коалиции. Если это сложнее реализовать на международной арене, то во французском Парламенте подобная тактика видится многообещающей. Позиционирование себя как «независимых депутатов» позволит представителям Национального фронта свободно высказывать свою точку зрения и иметь оригинальную позицию по всем вопросам. Подобное отличие может вызвать интерес у электората: граждане начнут интересоваться небольшой фракцией, депутаты от которой всегда имеют особое мнение. Эта практика виделась бы наиболее перспективной из всех «новых» методов, если бы под вопрос не ставились само существование «коалиции из двух депутатов» и её возможность быть услышанной.
Ещё одним вероятным шагом может послужить разработка ряда политических инициатив, к которым могли бы проявить интерес все политические силы Франции и значительная часть электората. Речь идёт об условном «партийном консенсусе», «пакте внутриполитической стабильности», который мог бы предложить обществу Национальный фронт, аргументировав это необходимостью национального единения перед лицом глобального вызова, к примеру, финансового кризиса.
- 12 -
Бесспорно, подобная инициатива, встретив понимание во французском обществе, добавила бы политических очков партии, однако реальность такого варианта
развития событий ставится под сомнение, учитывая идейно-политические позиции самого Национального фронта.
Третий способ увеличения популярности — участие в общественных дискуссиях по самым разным вопросам. Позиция НФ по ключевым политическим вопросам, экономическим коллизиям, спорным вопросам французской истории — всему, что волнует общество, — должна быть отражена не только в программе партии и предвыборных заявлениях, но и звучать на «круглых столах», встречах с гражданами, визитах в учебные заведения, в популярных общественно-политических программах на телевидении. Этот вариант видится наиболее перспективным ввиду его лёгкой реализации и практического эффекта (быстрого преодоления общественно неприемлемого «радикального» имиджа партии).
Таким образом, мы определили основные способы увеличения электората, которыми может воспользоваться НФ, и обозначили самые эффективные из них. Пришло время подвести итоги.
- 13 -
Заключение
Итак, выше была рассмотрена проблема недостаточного представительства Национального фронта в органах законодательной власти Франции, выраженная в форме всё ещё слабой для достижения высоких показателей на выборах электоральной популярности. Согласно описанию ситуации, данному выше, партия вынуждена преодолевать три разных барьера: правовой (мажоритарную избирательную систему), социальный (узость «базового» электората), идеологический (радикальность собственных суждений); стала очевидна территориальная диспропорция популярности НФ. Однако предпринимаемые ныне усилия, приведшие к позитивному результату на выборах-2012, были признаны недостаточными для достижения больших результатов. В связи с этим возникла необходимость дать новые варианты проведения агитационной политики.
Практические рекомендации. Анализ «традиционных» и «новых» методов увеличения электората дал возможность говорить о самых эффективных из них. В первой группе превалирующим видится проведение большего числа массовых партийный акций и мероприятий. Очевидно, что ситуация, сложившаяся на западе Франции, вынуждает НФ действовать теми путями, которые способны принести наибольший эффект, и именно к их числу в ходе исследования была приписана организация подобных акций (как на Западе, так и в тех регионах, где популярность НФ на более высоком уровне). Определённо, такие мероприятия, даже если они уже имеют место, должны проводиться чаще и с большим размахом, привлекать внимание широких слоёв населения (использовать понятные лозунги, плакаты, флаги; заканчиваться речами местных лидеров НФ на злободневные темы).
Во второй группе самым подходящим по соотношению «цена/качество» следует признать участие в общественных дискуссиях. Как было отмечено выше, реализация этого подхода может быть выполнена в форме широкого присутствия в телевизионном эфире, частого общения непосредственно с гражданами в самых разных формах, интервью, «круглых столах» в учебных заведениях и редакциях СМИ.
Сегодня Национальный фронт стоит перед задачей достижения резкого скачка популярности, и умелое использование приведённых рекомендаций поможет ему достичь этой цели. Партия обладает достаточным временем на подготовку и реализацию этих методов, а также внедрение новых, не проанализированных выше. Соответственно, можно резюмировать, что именно на агитационных работников партии возложена задача превращения партии в подлинно «общефранцузскую», пользующуюся широкой поддержкой населения, задача создания базиса, необходимого для всей последующей работы партии.
- 14 -
Список литературы и источников:
Литература:
1) Васильева Н.Ю. Национальный фронт вчера и сегодня // Французский ежегодник. - М., 2003.
2) Праворадикальные политические партии и движения современной Европы / отв. ред. проф. И.Н.Барыгин. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2011. - 408 с.
3) Тэвдой-Бурмули А. И. Правый радикализм в Европе // Современная Европа. - 2005, №4.
4) Crépon S. Enquête au cœur du nouveau Front National. - Paris: Éd. Nouveau Monde, 2012. 303 p.
5) Crépon S. Dictionnaire de l'extrême droite (sous la dir. de Erwan Lecœur), Larousse, 2007.
6) Crépon S. Les sciences sociales au prisme de l'extrême droite (co-dirigé avec S. Mosbah-Natanson), L'Harmattan, 2008.
7) La banalisation de l'extrémisme à la veille de la présidentielle. Radicalisation ou dé-radicalisation? / sous la direction de Birgitta Orfali. - L'Harmattan, 2012.
Источники:
1) «Марин Ле Пен предрекает крах евро»
http://www.kommersant.md/node/5603/mobile
2) «Национальный фронт и кризис Пятой республики»
http://www.apn.ru/publications/article11564.htm
3) «Социальные сети и президентские выборы во Франции»
http://www.inosmi.ru/europe/20120421/190929715.html
4) «Франция. Парламентские выборы 2012»
http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/f/france/franciya-parlamentskie-vybory-2012.html
5) «Bâtir l’Etat stratège»
http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/autorite-de-letat/etat-fort/
6) «La voix du peuple»
http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/refondation-republicaine/democratie/
7) «Élections européennes 2009»
http://www.france-politique.fr/elections-europeennes-2009.htm
8) «Une Europe au service des peuples libres»
http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/politique-etrangere/europe/
[1] Васильева Н.Ю. Национальный фронт вчера и сегодня // Французский ежегодник. - М., 2003.
[2] «Национальный фронт и кризис Пятой республики»
http://www.apn.ru/publications/article11564.htm
[3] «Bâtir l’Etat stratège»
http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/autorite-de-letat/etat-fort/
[4] Праворадикальные политические партии и движения современной Европы / отв. ред. проф. И.Н.Барыгин. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2011. - С. 328.
[5] «Франция. Парламентские выборы 2012»
http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/f/france/franciya-parlamentskie-vybory-2012.html
[6] Указ. соч. (Праворадикальные политические партии...) С. 327.
[7] La banalisation de l'extrémisme à la veille de la présidentielle. Radicalisation ou dé-radicalisation? / sous la direction de Birgitta Orfali. - L'Harmattan, 2012.