Кризис российской государственности

В конце XVII в.

В последней четверти XVII в. российская государственность вступила в полосу кризиса, обусловленного в первую очередь делегитимацией государственной власти, которая постепенно стала терять свои управленческие функции, лишаясь при этом поддержки со стороны различных социальных групп.

Окончательное закрепощение крестьян, религиозный рас­кол, усиление мобилизационного характера развития общества, вызванное постоянными войнами России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией, создали в стране напряженную социальную ситуацию. Церковная реформа, вво­дившая культовые новшества, впервые была проведена не по решению поместного Собора, а по личной инициативе патриарха Никона и при поддержке царя Алексея Михайловича. Это нанес­ло сильный удар по соборности церкви, привело к установлению

в ней единовластия, претендующего на подчинение государства церкви. Следствием этой реформы стал церковный раскол, вы­звавший в условиях конфликта церкви с государством острые противоречия между государством и значительным социальным слоем раскольников-старообрядцев.

Проводимая властью внутренняя политика, направлен­ная на создание государственной системы крепостничества, оказалась социально неэффективной. По стране прокатилась волна народных выступлений, завершившаяся гражданской войной — «бунтом Стеньки Разина». Это была стихийная охлократическая реакция казачества, крестьянства, городского плебса и старообрядцев на политику насаждения крепостни­чества «сверху», произвол и насилие со стороны чиновников ипомещиков.

В конце XVII в. в политическом строе России все более отчетливо стала проявляться тенденция к становлению абсо­лютизма. В это время постепенно утрачивали свои функции старые органы государственной власти: практически прекрати­лась деятельность Земских соборов, резко упала роль боярской думы, разросшаяся и обюрократившаяся приказная система переживала кризис. Появились новые-институты государствен­ной власти: личная канцелярия царя — Приказ тайных дел, «ближняя Государева дума», состоявшая из ближайших дове­ренных царя, имевших доступ в его покои и решавшая наиболее важные вопросы государственной политики. Все это, однако, привело к тому, что старые институты государственной власти к концу XVII в. практически перестали работать, а новые еще не могли в полной мере осуществлять свои функции.

Становлению абсолютизма способствовала победа самоде­ржавия над патриархом, пытавшимся играть самостоятельную политическую роль. Это привело к усилению зависимости церкви от государства, что сопровождалось недовольством церковных иерархов, придерживавшихся принципа «симфонии властей».

У российской государственности в это время не оказалось национально-государственной идеи. Не предлагая обществу «общего дела», царское правительство не в состоянии было предотвратить дезинтеграционные процессы. Более того, на самом высоком уровне обострилась борьба между «ревнителями

старины» и сторонниками западной ориентации за выбор пути дальнейшего развития России.

Долгое время в России церковь и государство придержи­вались политики культурного изоляционизма, принимавшего порой откровенно ксенофобские формы по отношению прежде всего к Западу, что препятствовало распространению в стра­не достижений науки, техники и европейского образования. Секуляризация русской культуры во второй половине XVII в. сопровождалась формированием в русле западных духовных традиций нового социального слоя образованных людей, пони­мавших необходимость преобразований в России.

Ярким проявлением кризиса российской государственности было обострение после смерти царя Федора Алексеевича (1676-1682) династического вопроса, сопровождавшееся ожесточенной борьбой за власть внутри правящей элиты, группировавшейся вокруг различных претендентов на трон.

В 1669 г. умерла жена Алексея Михайловича царица Мария из рода Милославских, ярых приверженцев русской старины. В 1671 г. новой женой русского царя была объявлена Наталья Нарышкина, родственница А. Матвеева, воспитывавшаяся в его московском доме, обставленном по западному образцу. Алек­сей Михайлович умер в 1676 г., оставив после своей смерти от Милославской 2 сыновей и 6 дочерей, от Нарышкиной — сына Петра и 2 дочерей. Вокруг потомков Алексея Михайловича об­разовались два враждебных лагеря — «партии» Милославских и Нарышкиных, начавшие ожесточенную борьбу за власть и влияние на нового царя Федора Алексеевича, которому Алексей Михайлович официально завещал царский престол.

По состоянию здоровья Федор Алексеевич не мог активно заниматься делами государства, поэтому власть при дворе вначале захватили Милославские, к роду которых принадлежал сам царь. Они отстранили от государственных дел А. Матве­ева, обвинив его в «чернокнижии», лишили боярского звания, имения и сослали. Вслед за А. Матвеевым из Москвы была выслана и вдова-царица Наталья Нарышкина с сыном Петром: «Почвенников» Милославских поддерживали родовитые бояре и церковники во главе с патриархом Иоакимом — противники просвещения и всех новшеств, идущих с Запада. Их опорой стали московские стрельцы.

Однако царь Федор Алексеевич был учеником «западни­ка» С. Полоцкого. Он знал польский язык, латынь, проводил время за книгами, сочинял музыку и в целом придерживался польско-киевского культурного влияния. Поэтому через 3 года Милославские, погрязшие во взяточничестве, были вынуждены уступить свое место приближенным царя — людям незнатным, но способным и честным. Ко двору был призван также молодой и образованный князь Василий Голицын, с именем которого не­которые современные историки олицетворяют «западническую» альтернативу конца XVII в. в России.

В1680 г. Федор Алексеевич сам выбрал жену —незнатную, но образованную польку Агафью Грушецкую. При русском дворе впервые стали брить бороды и носить «немецкое» платье. Через год царица Агафья умерла при родах, а в начале 1682 г. Федор женился на Марфе Апраксиной, родственнице одного из приближенных царя. Однако к этому времени царь уже был безнадежно болен и вскоре скончался, не назначив преемника. Со смертью Федора Алексеевича на русском престоле возник,

династический кризис.

В России не было точно сформулированного закона о престолонаследии, а претендентов на русский престол было двое — 16-летний царевич Иван из рода Милославских и 10-летний царевич Петр из рода Нарышкиных, которые к тому же еще не были способны управлять государством: Иван — по умственным данным и слабому здоровью, а Петр — по возрас­ту. Поэтому в борьбу за судьбу царского трона опять вступили старые враги — Милославские и Нарышкины.

В «партии» Милославских выделялась царевна Софья Алек­сеевна, которая была способной ученицей С. Полоцкого. Она читала церковные книги, особенно жития святых, свыклась со старцами и юродивыми при дворе, но, обладая острым умом, отличалась любознательностью, хорошо писала, сочиняла стихи, была знакома с латынью и свободно владела польским языком. Современники писали, что «нетерпеливая, пылкая и увлекающаяся» Софья «с честолюбием и жаждой властолюбия, с твердостью и храбростью соединяла ум обширный и предпри­имчивый». Петр I говорил о ней: «Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство». В характере Со­фьи переплелись старозаветные и вполне современные черты женщины того времени. В то время, когда при русском дворе

еще были сильны обычаи Домостроя, девица Софья открыто завела.себе фаворита в лице уже женатого князя В. Голицы­на. Царевну Софью поддерживал грубый и заносчивый князь Иван Хованский, олицетворявший собой все старое в России. В его лице опору при дворе нашли даже отлученные от церкви раскольники.

«Партия» Нарышкиных группировалась вокруг Натальи, матери царевича Петра, которая, по свидетельству современ­ников, была женщиной «доброго темпераменту, токмо не была ни прилежная, и не искусная в делах и ума легкого». Однако Наталью Нарышкину и царевича Петра поддерживали способные и образованные люди (Матвеев, Языков, Лихачев, Апраксины). Понимая, что большинство служилых и посадских людей на их стороне, Нарышкина предложила патриарху Иоакиму обратить­ся к народу с Красного крыльца с вопросом: кому быть царем: Ивану или Петру? Народ «выкрикнул» Петра. Царица Наталья стала его опекуншей и правительницей, А. Матвеев получил роль первого советника.Поражение Милославских угрожало Софье ссылкой в монас­тырь. Однако властолюбивая и решительная царевна не могла смириться с такой участью и решила связать свою судьбу со стрельцами. В это время в Москве было 20 стрелецких полков, по 80-100 человек в каждом. Московские стрельцы будучи привилегированной военной кастой в основном придерживались старинных обычаев и враждебно относились к войскам инозем­ного строя. Среди стрельцов было много раскольников.

Волнения среди стрельцов, недовольных корыстолюбием своих начальников, начались еще при Федоре Алексеевиче, одна­ко правительству удалось усмирить восставших. В 1682 г. после похорон царя Федора выведенные из терпения стрельцы опять взбунтовались, пытаясь найти управу на своих полковников, присваивающих стрелецкие деньги. Ворвавшись в Кремль, они потребовали выдачи проворовавшихся командиров и выплаты присвоенного ими стрелецкого жалованья. Напуганные Нарыш­кины приняли ультиматум восставших: 16 полковников были отстранены от должности и даже биты кнутом.

Однако стрельцы не успокоились, и этим решили восполь­зоваться царевна Софья и князь И. Хованский, которые стали раздавать деньги стрельцам, распуская слух, что Нарышкины хотят задушить царевича Ивана, истребить всех Милославских, а

Москву отдать иноземцам. С барабанным боем и развернутыми знаменами вооруженные стрельцы заняли Кремль, окружили царский дворец и потребовали показать им царевича Ивана. Наталья и патриарх с боярами вывели на Красное крыльцо Ивана и Петра. Однако стрельцы предъявили новое требование: выдать им «изменников» — А. Матвеева, Нарышкиных и др. Это требование не было удовлетворено, и стрельцы, ворвавшись в царский дворец, стали убивать попавшихся «изменников».

В результате стрелецкогр бунта Нарышкины были отстра­нены от власти. По требованию стрельцов боярская дума и Освященный собор в 1682 г. объявили Ивана первым, а Петра вторым царем, а Софью ввиду молодости государей правитель­ницей, «великой государыней, благоверной царевной и великой княжной». Однако хозяевами положения в Москве фактически оказались стрельцы во главе с князем И. Хованским, который самовольно занял пост начальника Стрелецкого приказа.

В конце 80-х гг. натянутые отношения между правительни­цей Софьей и царем Петром стали принимать открыто враждеб­ный характер. После того как ей не удалось венчаться на царство, оставался единственный путъ к престолу — устранение Петра, опираясь на стрельцов. Узнав о грозящей опасности, Петр в панике ускакал в Троице-Сергиев монастырь, где со слезами на глазах рассказал архимандриту о случившемся, прося у него защиты. На другой день в монастырь прибыли его мать, моло­дая жена, потешные войска, несколько преданных ему бояр и главное — один полк стрельцов.

Софья, понимая, что обстановка меняется не в ее пользу, предприняла несколько попыток примириться с братом. Более того, она даже упросила патриарха Иоакима поехать к Петру и склонить его к переговорам. Однако все эти попытки закончи­лись неудачей, а патриарх вообще остался в лагере Петра. Вскоре Софью покинули и поддерживающие ее стрельцы. Прибывшие в Троице-Сергиев монастырь стрелецкие полковники рассказа­ли Петру о готовившемся заговоре и попытках «венчать на царство» Софью. Из монастыря Петр отправил письмо первому царю Ивану, в котором выражал готовность почитать своего старшего брата «яко отца» и предложил навсегда отстранить Софью от власти.

В 1689 г. Петр вернулся в Москву. В селе Алексеевском при большом стечении народа его встречали московские чины,

стрельцы. При этом в знак полной покорности стрельцы от самого села и до Москвы лежали вдоль дороги на плахах с воткнутыми в них топорами и громко просили о помиловании. Большинство стрельцов были прощены, но наиболее активные из сторонников Софьи были казнены, биты кнутом и отправле­ны в ссылку. Имя Софьи было исключено из царского титула, а сама царевна отправлена в Новодевичий монастырь, где после стрелецкого бунта 1698 г. была обвинена в преступных связях с мятежниками и пострижена в монахини.

Формально двоевластие на русском престоле продолжалось до самой смерти царя Ивана в 1696 г. Но фактическая власть и решение всех вопросов государственного управления перешли в руки Петра и его ближайших единомышленников.

Таким образом, кризис российской государственности в пос­ледней четверти XVII в. показал необходимость трансформации политического режима в России и ее нормативно-ценностного пространства, разработки новой национально-государственной идеи и кардинального изменения целей и задач внутренней и внешней политики.

РАЗДЕЛ IV

Императорская

Россия

Кризис российской государственности - student2.ru

Основные тенденции

Развития всемирной

Истории в XVIII-XIX вв.

Переход к индустриальному обществу. Век Просвещения. Великая французская революция. Переустройство Европы. Промышленный переворот. Общественные и освободительные движения. Создание новых государств. Восток в XVIII-XIX вв.

Наши рекомендации