Массовая культура в россии
Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое потребление. Создавались отрасли производства, обслуживающие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья. При этом качественный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал
европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.
В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление даггерротипа и телеграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу переводные, а затем и собственной «выделки». У фабричной молодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.
Литературные и художественные критики зафиксировали исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. Отмечалось, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием здравого смысла и эстетической незрелостью. Например, когда в Москве одновременно проводились две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущественно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сюжетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.
В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обстоятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом формирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества — уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.
Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со-
здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы власти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трехметровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в огромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».
Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По некоторым параметрам она сближалась с западной («голливудской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.
В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир. Стало развиваться массовое телевещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.
Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.
Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на «мещанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок.
Все это позволяет утверждать, что в стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу.
Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противоположно направленные ценности. С одной стороны, сохра-
няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой — активно внедряются образцы потребительской рыночной культуры. Наконец, среди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального общества.
Общим в развитии массовой культуры на Западе и в нашей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям развития массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах. Реклама в ряде случаев не действует по прямому назначению, не несет потребителю полезную информацию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в расчете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности. Но в таком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сглаживающей противоречия социального неравенства.
Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.
Тем не менее развитие массовой культуры в стране продолжается со всеми обретениями и издержками этого процесса. Постепенно формируется новый политический ритуал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесменов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повседневной массовой культуры.
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интернет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой.
Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам лю-
дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.
У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.
Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознаменовался созданием сети Интернет.
С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.
Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности говорит, в частности, такой факт, описанный в книге социолога Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много километров от ближайших дорог и электрических линий, они заметили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антенной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ведет к нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немного, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.
Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном деле растет число специализированных изданий.
Долгое время довольно бурно развивалась так называемая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько традиционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. На смену этим изданиям идут развлекательные еженедельники, «мужские» и «женские» журналы.
В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это преимущественно «белые воротнички», образованные круги общества.
При этом сама серьезная пресса расширяет круг охватываемых тем, становится более демократичной.
Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей широте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, которой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только исследователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понятно и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со своим отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неодинаково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, определенную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей передвижения и, как следствие, общения.
К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно повлиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерческими предприятиями, т. е. они нацелены на получение прибыли. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журналов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происшествия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они занимают более 60% эфирного времени.
Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к печатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи региональных изданий выросли в полтора раза. Все более влиятельными становятся местное радио и телевидение.
А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не наблюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.