Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов

Принята резолюцией 3318 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года Генеральная Ассамблея, рассмотрев рекомендацию Экономического и Социального Совета, содержащуюся в его резолюции 1861 (LVI) от 16 мая 1974 года, выражая свою глубокую озабоченность по поводу страданий женщин и детей, принадлежащих к гражданскому населению, которые в периоды чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов в борьбе за мир, самоопределение, национальное освобождение и независимость слишком часто являются жертвами бесчеловечных актов и в результате этого испытывают тяжелые страдания, зная о страданиях женщин и детей во многих районах мира, особенно в тех районах, которые подвергаются подавлению, агрессии, колониализму, расизму, иноземному господству и иностранному угнетению, будучи глубоко обеспокоена тем фактом, что, несмотря на всеобщее и безоговорочное осуждение, многие народы по-прежнему находятся под ярмом колониализма, расизма, иноземного и иностранного господства, жестоко подавляющих национально-освободительные движения, наносящих тяжелые потери и причиняющих неисчислимые страдания населению, находящемуся под их господством, включая женщин и детей, выражая глубокое сожаление в связи с тем, что основные свободы и достоинство человеческой личности по-прежнему подвергаются серьезным нарушениям, и тем, что державы, осуществляющие колониальное и расистское иностранное господство, по-прежнему нарушают международное гуманитарное право, ссылаясь на соответствующие положения, содержащиеся в актах международного гуманитарного права, касающихся защиты женщин и детей в военное и мирное время, ссылаясь в числе других важных документов на свои резолюции 2444 (XXIII) от 19 декабря 1963 года, 2597 (XXIV) от 16 декабря 1969 года, 2674 (XXV) и 2675 (XXV) от 9 декабря 1970 года по вопросу об уважении прав человека и основных принципах защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов, а также на резолюцию 1515 (XLVIII) Экономического и Социального Совета от 28 мая 1970 года, в которой содержится просьба к Генеральной Ассамблее рассмотреть возможность составления проекта декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и во время войны, сознавая свою ответственность за судьбу подрастающего поколения и за судьбу матерей, которые играют важную роль в обществе, в семье и, особенно, в воспитании детей, учитывая необходимость предоставить особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению,

торжественно провозглашает настоящую Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов и призывает все государства — члены Организации строго соблюдать эту Декларацию:

1. Нападения на гражданское население и бомбардировки его, причиняющие неисчислимые страдания, особенно женщинам и детям, которые составляют наиболее уязвимую часть населения, запрещаются, и такие действия подлежат осуждению.

2. Использование химического и бактериологического оружия в ходе военных операций представляет собой одно из наиболее вопиющих нарушений Женевского протокола 1925 года1, Женевских конвенций 1949 года2 и принципов международного гуманитарного права и вызывает тяжелые потери среди гражданского населения, включая беззащитных женщин и детей, и подлежит решительному осуждению.

3. Все государства должны полностью выполнять свои обязательства в соответствии с Женевским протоколом 1925 года и Женевскими конвенциями 1949 года, а также другими актами международного права, касающимися уважения прав человека в период вооруженных конфликтов, которые представляют важные гарантии для защиты женщин и детей.

4. Государства, участвующие в вооруженных конфликтах, в военных операциях в иностранных территориях или в военных операциях в территориях, все еще находящихся под колониальным господством, должны принимать все усилия для того, чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны. Должны быть предприняты все необходимые шаги, с тем чтобы добиться запрещения таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие, в частности против той части гражданского населения, которую составляют женщины и дети.

5. Все формы репрессий и жестокого и бесчеловечного обращения с женщинами и детьми, включая заключение в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания, разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими сторонами в ходе военных операций или на оккупированных территориях, считаются преступными.

6. Женщины и дети, принадлежащие к гражданскому населению и оказавшиеся в условиях чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов в борьбе за мир, самоопределение, национальное освобождение и независимость или проживающие в оккупированных территориях, не должны лишаться крова, пищи, медицинской помощи или других неотъемлемых прав в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Декларации прав ребенка или других актов международного права.

ТЕМА 4.

1. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях личности.В содержательной части в области прав человека конституция РБ соответствует международным правовым стандартам. Она воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закреплённых в международных пактах и предусмотрела необходимые гарантии их реализации. Правовой статус гражданина РБ определяется в разделе 2 Конституции – «Личность, общество, государство». В нём можно выделить 3 основные части:

1. Общие положения правового статуса личности

2. Права, свободы и обязанности граждан

3. Обязательства со стороны государства по реализации прав и свобод человека.

В статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан РБ объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением Конституцием в области прав человека является признание в ней равенства всех перед законом и права каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Согласно статье 23 Конституции, права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Гражданские права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:

• право на жизнь (ст. 24)

• обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25)

• право на презумпцию невиновности (ст. 26)

• никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи, близких родственников (ст. 27)

• право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от повягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст. 28)

• право на неприкосновенность жилища и других законных владений (ст. 29)

• право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться назад (ст. 30)

• право самостоятельно определять своё отношение к религии, лично или совместно с дргии исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, сязанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещённых законом (ст. 31)

• право по достижению брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и создавать семью (ст. 32)

Политические права и свободы, закреплённые в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств масовой информации государством, общественными объёдинениями или отдельными гражданами, а также цензура.

• право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о детельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34)

• свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан (ст. 35). Порядок проведения указанных мероприятий определяется специальным законом.

• право на свободу объединений (ст. 36)

• право участвовать в решении государтвенных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37)

• право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38)

• право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39)

• право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40)

Социально-экономические права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:

• право на труд; право на защиту своих экономических и социальных интересов, ключая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст. 41)

• право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с её количеством, качеством и общественным значением (ст. 42)

• право трудящихся на отдых (ст. 43)

• право на собственность (ст. 44)

• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учрежденияхздравоохранения (ст. 45)

• право на благоприятную окружающую среду (ст. 46)

• право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47)

• право на жильё (ст. 48)

Социально-культурные права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:

• право на образование (ст. 49)

• право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50)

• свобода художетвенного, научного, технического творченства и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 51)

Основные обязанности граждан Республики Беларусь:

• Соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции (ст. 52)

• Уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53)

• Беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст. 54)

• Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55)

• Принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56)

• Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг каждого гражданина Республики Беларусь (ст. 57)

Конституционные гарантии прав и свобод граждан Республики Беларусь:

• В статье 58 подчёркивается, что никто не может быть принуждён к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и её законами, либо к отазу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления прав и свобод граждан Беларуси (ст. 59).

• Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Граждане Ресублики Беларусь имеют право обращаться в суд. В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материльное возмещение морального вреда (ст. 60).

• Каждый вправе в соответствии с международными актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61).

• Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств (ст. 62).

• Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в случаях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определённых Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться следующие права: право на жизнь, право на презумпцию невиносности, право на свободу совести, никто не должен подвергаться пытками, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 63).

• Согласно статье 11 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.В различных средствах массовой информации, в докладах международных наблюдателей и отчетах ООН по ситуации с правами человека в Республике Беларусь часто встречается мнение о том, что Республика Беларусь лишь декларирует, но фактически не соблюдает права человека.Так, в Республике существуют проблемы с обеспечением самого безусловного права - права на жизнь. От рук преступников ежегодно погибает свыше 10 тыс. человек, смертность превышает рождаемость. Положение еще больше усугубляется расслоением общества: по децильному коэффициенту разрыв между 10% богатейших и 10% беднейших жителей страны составляет более 15 раз. Очевидно, что вторая группа при такой обстановке не может осуществить многие свои права.В различных ситуациях (в том числе через средства массовой информации) нарушается право на достоинство личности.В стране существует негласная дискриминация женщин в политической сфере, ухудшилась ситуация с реализацией прав молодежи на труд, образование, создание семьи. Оставляет желать лучшего состояние прав инвалидов и пожилых людей, учителей и преподавателей высших учебных заведений.

В Докладе Специального докладчика организации Объединенных Наций Адриана Северина по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси указывалось, что правительство Республики зачастую отказывается выдавать требуемую информацию Комиссии по правам человека. В частности, были упомянуты следующие примеры:

1) Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси выразил обеспокоенность в отношении того, что назначенные в 2006 году четырем правозащитникам наказания, возможно, были связаны с их участием в деятельности по наблюдению за организацией и проведением выборов в Беларуси;

2) ?Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение выразил обеспокоенность в отношении осуждения лидера Белорусской социал-демократической партии Александра Козулина;

3) Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о правозащитниках и Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси выразили обеспокоенность в отношении задержания семи активистов движения за поощрение прав сексуальных меньшинств (движение ЛГБТ) в Беларуси и отмены организованной ими Международной конференции ЛГБ;

4) В Докладе содержалось указание на то, что, хотя свобода средств массовой информации в Республике Беларусь, гарантируется Законом о средствах массовой информации, по мнению Специального Докладчика ООН, это основополагающее право обставлено рядом ограничений. Так, в 2006 году, согласно составленному организацией "Репортеры без границ" индексу свободы средств массовой информации, Беларусь оказалась на 151-м месте среди 168 стран. Как утверждается, правительство Беларуси сохраняет контроль над телерадиовещательными средствами массовой информации, используя свое монопольное право для ограничения доступа общественности к информации.

В Докладе ООН также подчеркивается, что Беларусь является последней страной Европы, где применяется смертная казнь. По мнению Специального Докладчика, у граждан страны нет права на реальное участие в ведении государственных дел, а их стремление на свободное выражение мнений зачастую подвергается многочисленным ограничениям(данное мнение, в частности, связано с предвыборной кампанией на президентских выборах 2006 года) [2].

Осложняющим фактором в области прав человека является бюрократизация и коррумпированность чиновников.

Именно в связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами важнейшая и неотложная задача Республики Беларусь заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить теоретически декларированные в Конституции права необходимым содержанием.


Наши рекомендации