Вопрос 3. Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов

Схема 4.

Правовая регламентация защиты
- Вашингтонский пакт – Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников, явившийся первым международным договором регионального значения, специально посвященным защите культурных ценностей 1935 г.; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее Конвенция 1954 г.), Исполнительный регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокол к конвенции 1954 г.; - Второй Протокол к Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1999 г.; - Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.
Культурные ценности:
а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей; c) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей» (ст. 1 Конвенции 1954 г.).
Режимы правовой защиты
Общий Конвенция 1954 г. (ст. 3, ст. 4)
Специальный Конвенция 1954 г. (ст. 8)
Усиленный Второй Протокол к Конвенции 1999 г

Схема 5.

Общий режим правовой защиты -включает в себя охрану и уважение культурных ценностей
Охрана - комплекс мероприятий, предназначенных для сохранения культурных ценностей (ст. 3 Конвенции 1954 г.). Уважение культурных ценностей - обязательство каждого государства запрещать использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта, а также воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей (ч. 1 ст. 4 Конвенции 1954 г.).  
В частности: - составление перечней культурных ценностей; - планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций; - подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение должной защиты этих ценностей на местах; - назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей и др. В частности: - запрет, предупреждение и, если необходимо, пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении культурных ценностей; - запрет на реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой воюющей стороны и др.  
!!! Согласно условиям ч. 5 ст. 4 Конвенции 1954 г. договаривающиеся стороны не могут освобождаться от обязательств, связанных с уважением культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, основываясь на том, что неприятельская сторона в конфликте не приняла меры по охране, предусмотренные ст. 3 данного договора.
!!!Общий режим защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта носитдалеко не абсолютный характер. Гаагская конвенция 1954 г. допускает возможность отступления от обязательств по уважению культурных ценностей в случае, если «военная необходимость настоятельно потребует такого разрушения» (ч. 2 ст. 4).


Схема 6.

Специальный режим правовой защиты
- предоставляется объектам, имеющим очень большое значение для каждого народа, путем внесения их в «Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой» (ч. 6 ст. 8).
Смысл специальной защиты заключается в том, что государства – участники данного соглашения обязуются с момента внесения культурных ценностей в Международный реестр обеспечивать их иммунитет, воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них, а также от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях.
Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение при условии что они: - находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального пункта или любого важного военного объекта (аэропорта, радиостанции, порта, железнодорожной станции и др.); - не используются в военных целях (ст. 8 Конвенции 1954 г.).
Иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, от нападений также не является абсолютным и может быть снят в следующих случаях: 1. если одна из сторон конфликта использует такие ценности и прилегающие к ним участки в военных целях, то другая сторона освобождается от своего обязательства обеспечивать неприкосновенность культурных ценностей до тех пор, пока это нарушение продолжает иметь место. При этом каждый раз, когда есть возможность, предварительно требуется положить конец военному использованию в разумный срок; 2. в исключительных случаях неизбежной военной необходимости и лишь до тех пор, пока существует эта необходимость. Последняя может констатироваться воинским начальником, начиная от командира дивизии или части, соответствующей дивизии, и выше.

Схема 7.

Усиленный режим правовой защиты
- предоставляется ценностям, занесенным в Международный список культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой (далее Список).
Для включение в Список культурные ценности должны удовлетворять трем условиям: - они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества; - они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне; - они не используются для военных целей или прикрытия военных объектов (ст. 10).
Усиленная защита обладает более высокими параметрами по сравнению с общей и специальной защитой, поэтому будет предоставлять более эффективную защиту культурным ценностям в случае вооруженного конфликта.
!!! Согласно ст. 6 Второго протокола 1999 г. нарушение обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную необходимость может допускаться, когда: 1. эти культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект; и 2. нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта против этого объекта. Решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно быть принято только старшим офицером, командующим силами, равными по размеру батальону или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе.

Схема 8.

Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
Согласно ст. 16 Дополнительного протокола II 1977 г. запрещается совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов, и использовать их для поддержки военных усилий.

Наши рекомендации