Организация и проведение референдумов в Республике Беларусь
Вопросы организации и проведения референдумов в нашем государстве регламентируются положениями Конституции Республики Беларусь и Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Согласно ст. 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы
Республиканские референдумы могут назначаться Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, либо по предложению палат Национального Собрания, принимаемых на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ч. 1 ст. 74 Конституции). Процедура сбора подписей гражданами подробно регламентируется Избирательным кодексом Республики Беларусь (ст. 114−116). В частности, граждане образуют группу по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов с заявлением с соответствующими документами о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (подписной лист), а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума запрещается использовать средства иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет.
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.
Президент после внесения на его рассмотрение в соответствие с законом предложений палат парламента, либо граждан о проведении референдума назначает в 2-месячный срок республиканский референдум (ст. 117 Избирательного Кодекса). Назначение республиканского референдума оформляется указом Президента. В указе Президента о назначении референдума содержится: дата проведения референдума; юридическая сила решения референдума; формулировка (формулировки) вынесенного на референдум вопроса. В указе Президента могут быть отражены и иные организационные моменты по проведению референдума.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трёх месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.
Конституции Республики Беларусь не содержит конкретного перечня вопросов государственной жизни которые могут быть предметом республиканского референдума.
В соответствие с ч. 2 и 3 ст. 140, изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путём референдума считаются принятыми, если за него проголосовало большинство граждан, внесённых в списки для голосования.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путём референдума.
Часть 3 ст. 112 Избирательного кодекса содержит положение о том, что на республиканский референдум не выносятся вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь; назначением должностных лиц отнесённых к компетенции Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение инициатора о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям законодательства республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума также, оформляется указом.
Согласно ч. 4 ст. 74, решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 75 Конституции, местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Все процедурные вопросы по проведению местных референдумов осуществляются в соответствии с нормами законодательства регламентирующего проведение республиканского референдума.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, которые не подлежат вынесению на республиканской референдум; имеющие значение для Республики в целом; вопросы связанные с назначением на должность и освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительно-распорядительного органа государства.
Гражданами, выступающими с инициативой о проведении местного референдума, образуется инициативная группа, которая подлежит регистрации соответствующим исполнительно-распорядительным органом
Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением, соответствующим городским Советом депутатов.
Само решение местного Совета депутатов о назначении референдума подлежит обнародованию в средствах массовой информации.
Решения, принятые в ходе проведения местного референдума, подписываются руководителем местного исполнительно-распорядительного органа.
В Республике Беларусь было проведено четыре республиканских референдума (первый референдум 17 марта 1991 года был проведен в рамках союзного референдума).
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 11.02.2000 г. № 370−З (ред. от 04.01.2010 г. № 99−З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2/145.
3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З).// Там же. – 2001.– № 2/478.
4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660.
5. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // Там же. – 2010. – № 2/1649.
6. О мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г.: Указ Президента Респ. Беларусь от 28.10.1996 г. № 442 «О мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г.» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1996. – № 3о. – Ст. 787.
7. «О пересмотре Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пунктов 2.2, 2.5, 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению»: Заключение Конституционного Суда Респ. Беларусь от15.04.1997 г. № З−56/97 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, 1997. – № 15. – Ст. 290.
8. Руденко В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. – № 3. – 2004. – С. 16–22.
9. Старостина И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1998. – № 1. – С. 40−55.