Вопрос 4. Организация статистики в Республике Беларусь

В Республике Беларусь статистика организована по централизованному признаку. В своей деятельности органы государственной статистики Республики Беларусь руководствуются законом «О государственной статистике» № 345 – 3, который вступил в силу 28 марта 2004года. Статистическую деятельность осуществляют: Национальный комитет по Статистике и анализу (Белстат); областные и Минское городское управление статистики; городские и районные отделы статистики; министерства и ведомства, научные учреждения, общественные организации, другие юридические лица. Белстат РБ проводит статистическую политику, разрабатывает методологию, состав статистической информации, вводит государственную республиканскую статистическую отчетность. Белстат подчиняется президенту РБ и действует на основании утверждаемого им Положения. Для организации и проведения исследований и методологических работ при Белстат республики создан научно-исследовательский институт по статистике.

Белстат, областные, городские и районные органы статистики образуют единую систему государственной статистики Республики Беларусь.

Наряду с государственной существует ведомственная статистика. Это статистика, ведущаяся в министерствах, ведомствах, и других органах государственного управления и контроля. Статистическая деятельность направлена на соблюдение следующих принципов:

– профессиональная независимость

– рациональность при выборе способов сбора первичных статистических данных;

– научная обоснованность, достоверность и объективность;

– конфиденциальность первичных статистических данных;

– сопоставимость;

– доступность и открытость сводных статистических данных.

Организация статистических исследований в Республике Беларусь базируется на единой системе учета, которая включает в себя три вида учета:

– первичный (оперативный) – это регистрация отдельных единичных фактов на рабочих местах, в учреждениях;

– бухгалтерский учет – это учет средств, материальных ценностей и их движения в пределах предприятия, организации; ведется в денежном выражении.

– статистический учет – это всесторонний учет явлений в масштабе предприятия, отраслей и народного хозяйства в целом. Он является завершением учета, дает развернутую характеристику состояния и развития народного хозяйства, культуры и других явлений и процессов общества в целом.

Эти составляющие системы учета базируются на единых формах первичной документации, имеют единые цели и задачи.

Субъектами правоотношений в области государственной статистики являются:

− органы государственной статистики;

− уполномоченные государственные организации;

− респонденты:

Деятельность органов государственной статистики осуществляется на основе плана статистических работ и плана выпуска сводной статистической информации.

Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений в соответствии с указаниями по их заполнению, методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, утверждаемыми Национальным статистическим Республики Беларусь.

Уполномоченные государственные организации ведут государственную статистику в пределах их компетенции по разрабатываемым ими формам нецентрализованных государ-ственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению.

Формами государственных статистических наблюдений являются:

− государственная статистическая отчетность;

− анкета;

− вопросник;

− переписной лист;

− иные формы государственных статистических наблюдений, утверждаемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

В настоящее время государственная статистика является важным атрибутом общества и одним из важнейших инструментов государственного управления. Вместе с тем, в своем развитии общество и экономика, сталкиваясь с новыми вызовами, предъявляет всё более высокие требования к государственной статистике: к составу и качеству официальной статистической информации. В связи с этим требуется комплексный системный подход, предусматривающий совершенствование всей системы управления статистическим производством.

С целью создания предпосылок для дальнейшего развития государственной статистики: повышения качества статистической продукции и услуг, обеспечения эффективности процессов статистического производства, совершенствования профессионального уровня работников разработана Стратегии развития государственной статистики Республики Беларусь на период до 2017 года. Реализация этой цели будет осуществляться по следующим стратегическим направлениям:

− совершенствование институциональной базы и системы управления качеством;

− развитие партнерских отношений с респондентами;

− развитие системы взаимоотношений с пользователями, совершенствование качества распространения официальной статистической информации;

− совершенствование статистической инфраструктуры, стандартов и методов;

− совершенствование системы статистических показателей и методологии их формирования, создание и развитие новых направлений статистики;

− совершенствование процессов статистического производства на основе внедрения новых методов и современных информационных технологий; укрепление кадрового потенциала.

Наши рекомендации