Понятие и теории происхождения государства
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.
Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
В современной политологии нет единого подхода к вопросу возникновения государства. Существует целый ряд концепций по-разному понимающих причины возникновения государства.
Патриархальная (Р.Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.
Теократическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Государство – часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Теократическая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.
Ирригационная (К.Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Абсолютизируется роль географического фактора. Локальный характер.
Теория завоевания или насилия (Л. Гумплович, К.Каутский – внешнее, Е.Дюринг - внутренее) объясняет процесс возникновения государства необходимостью закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государство возникает как следствие завоевания одних групп другими.
Расовая теория (Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.
Инцестная ( К. Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.
Спортивная (Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Обряд инициации. Образование специальных групп. Возникновение родовой и военной аристократии результат проведения соревнований.
Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова государства.
Органическая (Г. Спенсер).
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.
Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.
Психологическая (Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства – психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство есть сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических закономерностей человека.
Диффузионная (Гребнер). Государство результат передачи опыта управления от одних народов к другим.
Стоит подчеркнуть, что сложность процесса возникновения государства обусловлена множеством факторов, и только учитывая всю совокупность этих факторов можно раскрыть и объяснить становление государства.
2. Признаки и функции государства
Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:
Принудительность. Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. Данный признак считал одним из важнейших ещё М. Вебер. «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство».
Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.
Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.
Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами.
Наличие публичной власти, отделенной от общества. Появление особого разделения труда на управляющих и управляемых приводит к образованию особого аппарата управления обществом.
Отношение господства и подчинения. Политическая элита принудительно навязывает свою волю обществу через определенные институты. Государство есть совокупность организаций и учреждений, система управления общественной жизнью.
Государство – это власть институциональная. Территория (часть суши, воздушного и водного пространства), фиксирующая границы государства. Население, на которое распространяется государственная власть.
Монополия на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества. Право на взимание налогов и сборов с населения. Гражданство характеризует связь индивида с государством. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
- защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;
- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;
- культурно-воспитательная функция;
- обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют:
- защита интересов данного государства на международной арене,
- обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами,
- участие в международном разделении труда.
Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.
Таким образом, государство можно определить как:
Государство – политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой;
Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение легитимного насилия, осуществляющая управление обществом с помощью специального аппарата;
Государство – основной институт политической системы, организующий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, социальных групп.
3. Форма государства.
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.
Форма государства складывается из трех элементов:
1) формы государственного правления,
2) формы государственного устройства,
3) политического режима.
При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Поскольку сравнительный анализ политических режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.