Массовая культура в россии
Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое по& требление. Создавались отрасли производства, обслуживаю& щие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастер& ские по производству готового платья. При этом качествен& ный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал
|
европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.
В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строга& новском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые оте& чественные школы дизайна. Появление даггерротипа и те& леграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и по& являются профессиональные актерские труппы. Распростра& няются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу пере& водные, а затем и собственной «выделки». У фабричной мо& лодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.
Литературные и художественные критики зафиксирова& ли исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудито& рии. Отмечалось, что меняется социальная ориентация ис& кусства: из салонного оно становится по&настоящему пуб& личным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков ви& димым отсутствием здравого смысла и эстетической незре& лостью. Например, когда в Москве одновременно проводи& лись две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущест& венно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно&мифологическими сю& жетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.
В 1920—1930&е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обсто& ятельства: изменение общественно&политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и бедней& ших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребно& сти, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом фор& мирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного об& щества — уравнительное распределение, коллективизм, тру& довую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.
Обратимся к такому фактору, как индустриализация.
Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со&
|
здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы влас& ти и успеха. Смешение индустриальных и политико&агита& ционных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трех& метровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в ог& ромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий
«Красный треугольник».
Можно утверждать, что в 1920—1950&е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По не& которым параметрам она сближалась с западной («голливуд& ской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.
В последующие десятилетия происходили важные соци& альные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась числен& ность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселе& ние коммунальных квартир. Стало развиваться массовое те& левещание, сначала черно&белое, в затем и цветное. В семь& ях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население станови& лось, с одной стороны, более автономным от коммунально& коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.
Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические ка& фе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать нефор& мальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.
Уравнительно&аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в гла& зах населения, хотя власти гневно обрушивались на «ме& щанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демон& страционного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых мос& ковских международных кинофестивалей и промышленных выставок.
Все это позволяет утверждать, что в стране шел актив& ный процесс перехода к массовому, индустриальному, по& требительскому обществу.
Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противо& положно направленные ценности. С одной стороны, сохра&
|
няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за го& ды советской власти, а с другой — активно внедряются об& разцы потребительской рыночной культуры. Наконец, сре& ди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального об& щества.
Общим в развитии массовой культуры на Западе и в на& шей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям разви& тия массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно&обра& зовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в круп& ных городах. Реклама в ряде случаев не действует по пря& мому назначению, не несет потребителю полезную информа& цию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в рас& чете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по&преж& нему воспринимаются как признаки элитарности. Но в та& ком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сгла& живающей противоречия социального неравенства.
Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень со& циальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.
Тем не менее развитие массовой культуры в стране про& должается со всеми обретениями и издержками этого про& цесса. Постепенно формируется новый политический риту& ал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесме& нов. Важно и то, что новый стиль социально&культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повсед& невной массовой культуры.
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер& нет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас& совой.
Эти каналы получили название средств массовой (по&
скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю&
|
дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.
У нас их чаще называют средствами массовой информа& ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.
Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан& ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено& вался созданием сети Интернет.
С 70&х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.
Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово& рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло& га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило& метров от ближайших дорог и электрических линий, они за& метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен& ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве& дет к нивелированию культурных различий, утрате культур& ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно& го, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.
Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де& ле растет число специализированных изданий.
Долгое время довольно бурно развивалась так называе& мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по&прежнему издается несколько тра& диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га& зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене& дельники, «мужские» и «женские» журналы.
|
В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это пре& имущественно «белые воротнички», образованные круги об& щества.
При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты&
ваемых тем, становится более демократичной.
Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши& роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото& рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле& дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят& но и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более
75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво& им отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди& наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре& деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе& редвижения и, как следствие, общения.
К главным изменениям 90&х гг. XX в., существенно по& влиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерчес& кими предприятиями, т. е. они нацелены на получение при& были. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журна& лов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPOB», «Светская хроника», «Криминал и происше& ствия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они за& нимают более 60% эфирного времени.
Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к пе& чатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи реги& ональных изданий выросли в полтора раза. Все более влия& тельными становятся местное радио и телевидение.
|
А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не на& блюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.