Политическое развитие Индии в Средние века

В V —VI! вв. натерритории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, атак же часть Цен­тральной Индии завоевали раджпуты — потомки сметавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство Пратихаров. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и пер­вые попытки проникновения в Индию арабов.

В XI11 в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства — Делийского султаната. Еще до его возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на. землях, захваченных мусульманами.

Начало существованию Делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правите­лей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и Южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в госу­дарстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусуль­манским духовенством. Весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от Податей.

Города Индии успешно развивались, чему способствовали расширением торговых связей с исламским миром, строительство и Меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи.

. В Индии стал распространяться ислам. Но основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, совместимость жизненных обычаев, норм поведения, опреде­ляемых этими религиями, вела к ослаблению Делийского султа­ната.

Индийская община.

В жизни основной части населения Индии — Крестьян — важнейшее значение имела община. Обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или даже целый ;.ЧКРУГ, представлявших собой единое целое. Почти в каждой деревне был свой общинный совет. Возглавлял его староста. Пред­ставители каждой деревни и старосты входили в большой совет

всей общины. Община представляла собой замкнутый мирок, почти не нужда­ющийся в контактах с внешним миром. В течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и ус­лугами, необходимыми каждому члену общины.

Наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами ч обладавшие наследственными правами на них. Далеко не все земледельцы в общине сами обра­батывали свои наделы. Так, брахманские и другие наиболее за­житочные семьи использован! труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. Представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст.

Культура Индии.

Наиболее известные памятники культуры ран­него Средневековья находятся в Аджанин и Эллоре, Аджания про­славилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульп­турой, занявшей с периода раннего Средневековья господствую­щее место в убранстве храмов.

На юге Индии в X —XII вв. получает распространение бронзо­вая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.

Завоевание Северной Индии в X —XII вв. мусульманами при­несло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооруже­ния с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы со­оружений (мечети, минареты, мавзолеи).

Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими уче­ными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру­ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.

Наши рекомендации