Реакция международного сообщества

По всему миру проходили протесты против войны в Ираке. Из европейцев наиболее жестко высказались французы. В британском и американском обществах сложилась достаточно сильная оппозиция войне. Путин назвал большой политической ошибкой военную акцию против Ирака. Президент РФ заявил, что военные действия против Ирака осуществляются "вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и устава ООН". В 2004 разгорелся получивший широкую огласку скандал вокруг издевательств над иракскими заключёнными в американской тюрьме Абу-Грейб.

Оккупация Ирака

В мае 2003 СБ ООН принял резолюцию №1483, согласно которой США и Великобритания официально признавались оккупирующими Ирак государствами. В ней также подтверждались суверенитет, целостность страны и право иракского народа на свободное определение ее будущего политического развития.

С 13 июля 2003 управление Ираком осуществлял Временный управляющий совет (ВУС), в состав которого входили 25 политических деятелей страны. Осенью 2003 солдаты американской армии захватили Хусейна. 2006 Саддам Хусейн был осужден трибуналом к смерти через повешение за преступления против человечности. Казнен.

2005 состоялись парламентские выборы, в которых большинство мест завоевали прежде притесняемые шииты и курды. Президентом стал курд Джалял Талабани.

Приход к власти в Ираке шиитских политических сил заметно обострил отношения между иракцами, принадлежащими к двум разным ветвям ислама. Хотя сунниты были религиозным меньшинством, они традиционно составляли основную часть политической элиты страны (Саддам Хусейн также был суннитом). По мере изменения ситуации в суннитских кругах росли опасения того, что шииты и курды, перехватив политическую инициативу, попытаются провозгласить собственные суверенные государства на территориях Ирака, где они преобладают. В этом случае страна лишится почти всех основных месторождений нефти. И суннитские, и шиитские вооружённые группировки выступали против присутствия иностранных войск в Ираке, однако в 2006 году борьба против войск международной коалиции отошла на второй план, началась гражданская война шиитов и суннитов. В этих условиях становление нормальной власти в Ираке (а это цель международной коалиции) становилось весьма проблематичным.

2007 Буш обнародовал новую стратегию США в Ираке «Большая волна». Признал, что ранее допустил ошибки в иракском вопросе, а также отметил, что основными причинами предыдущих провалов стали нехватка войск и недостаточная свобода действий американского командования. Новая стратегия предусматривала отправку в Ирак дополнительно 21,5 тыс. военнослужащих и усиление мер по охране границы. Основные усилия «большой волны» были сосредоточены на подавлении межконфессионального конфликта. По оценке американского посла в Ираке Райана Крокера, свою роль в снижении уровня насилия в Ираке сыграл Иран; именно под его влиянием шиитская «Армия Махди» в августе объявила о прекращении огня сроком на полгода.

К 2008 вооруженная внутренняя борьба пошла на спад. Правительству Аль-Малики удалось более-менее все стабилизировать, получить контроль над большей частью территории, начать создание собственных сил безопасности. Коалиционные силы постепенно передавали иракскому правительству подконтрольные районы.

2008 было подписано двустороннее соглашение о статусе американских войск в Ираке. Это соглашение определяло условия нахождения войск США в Ираке после 31 декабря 2008 года, когда истекал срок действия мандата СБ ООН на пребывание коалиционных сил в стране. Соглашение предусматривало, в частности, вывод американских войск из городов и деревень к июлю 2009 года, а полный их вывод из страны — к концу 2011 года. К началу августа 2010 года основной контингент американских войск был выведен из Ирака, и в стране осталось около 50 тысяч военнослужащих из США, для обучения и поддержки местных сил охраны правопорядка.

1 сентября 2010 объявлено об официальном окончании операции «Иракская свобода». 15 декабря 2011 года США спустили флаг Вооруженных сил над Багдадом, символически завершив военную кампанию в Ираке, которая длилась почти 9 лет, передав полномочия по обеспечению безопасности местным структурам. В стране осталось только 200 военных консультантов.

Перспективы

Будут укреплять государственную власть, но все равно сохраняется нестабильность из-за противоречий между суннитами, шиитами и курдами. Иран пытается распространить свое влияние через шиитов. Необходимо восстановление страны после многолетней разрухи, поэтому привлекают инвестиции, налегают на нефть.

Вопросы ближневосточного урегулирования в современных МО. Интифада аль-Акса и ‘дорожная карта’ по Ближнему Востоку. Политика администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы в регионе. Деятельность ‘международного квартета’.

БВУ в СМО

БВУ сейчас состоит из трех трэков, каждый из которых имеет свой набор проблем и общую для всех проблему о заключении мира с Израилем, что обуславливается признанием его права на существования (со стороны Израиля) и созданием палестинского государства (с арабской стороны).

1. Палестинский трэк. Палестинцы требуют создания собственного государства, Израильпризнает за ними это право, но считает, что до этого на совместных переговорах (а не в одностороннем порядке, как палестинцы попытались сделать через ООН) должны быть решены следующие проблемы: границы, безопасность, судьба еврейских поселений на ЗБ, судьба израильских арабов, статус Иерусалима, статус Израиля как еврейского государства, вопрос о палестинских беженцах.

2. Сирийский трэк. Израиль хочет заключения мира, гарантий безопасности и признания права на существование со стороны сирийцев. Сирийцы требуют возврата Голанских высот, оккупированных Израилем по итогам войны 1967 г. Сирия требует, чтобы Израиль полностью ушел с Голанских высот. Израиль хочет оставить себе полосу у берега Тивериадского озера (оно же озеро Кинерет, оно же Галилейское море), т.к. это контроль над водными ресурсами.

3. Ливанский трэк. Израиль хочет заключения мира, гарантий безопасности и признания права на существование со стороны ливанцев. Основная проблема ливано-израильских отношений – шиитская партия Хизбалла, целью которой является уничтожение Израиля. Партия представлена в парламенте Ливана.

Интифада Аль-Акса

Второе восстание палестинцев, началась в сентябре 2000 г. Поводом стало посещение лидером партии "Ликуд" А. Шароном Храмовой горы в Иерусалиме, что рассматривалось руководством Израиля как легитимный акт, поскольку по условиям мирных соглашений доступ к храму был открыт для верующих всех религий. В связи с этим вторая палестинская интифада именуется "Интифада аль-Акса" (по названию мечети, расположенной на Храмовой горе). Вторая интифада была гораздо более жестокой по сравнению с первой, сопровождалась серией терактов, осуществленной смертниками. Особенно проявили себя ХАМАС. После 2002 г. вторая интифада пошла на спад.

В 2004 г. умер Арафат. Ранее израильские ВВС уничтожили главу ХАМАСа шейха Ахмеда Яссина. С уходом со сцены лидеров, интифада стала носить дезорганизованный и зачастую местный характер, не охватывая всю территорию Палестинской автономии. Формально вторая интифада продолжается по сей день – не было издано никакого акта о ее прекращении. Значение интифады в том, что она вновь напомнила миру и Израилю о том, что палестинскую проблему надо решать.

Деятельность «ближневосточного квартета» и «Дорожная карта»

Основным механизмом внешнего сопровождения БВУ является "квартет" международных посредников в составе России, США, ЕС и генсека ООН. "Квартет" был сформирован в конце 2001 г. Инициаторами его создания выступили Россия и ЕС. Его международно-правовой статус был фактически закреплен в резолюции №1397 СБ ООН от 12 марта 2002 г.

Квартет заработал в сложный момент. К этому времени стало очевидно, что позитивные наработки Мадридской мирной конференции (октябрь-ноябрь 1991 г.), базировавшиеся на принципе "земля в обмен на мир", на практике не помогли. Переговоры не велись, а на территориях вообще шла интифада. Основным результатом постоянных рабочих встреч "четверки" стала разработка в экстренные сроки документа, получившего известность под названием "Дорожная карта". В 2003 г. "дорожная карта" была официально представлена руководителям Израиля и Палестинской автономии.

Этот план урегулирования исходил из "сосуществования двух государств - Израиля и будущего палестинского государства", которое должно быть создано в результате двусторонних переговоровпри участии "квартета" международных посредников, на основе ранее принятых решений ООН и формулы "земля в обмен на мир" (уход Израиля с оккупированных им территорий в обмен на мирный договор с арабскими странами).

В плане нашла отражение одобренная Лигой арабских государств (ЛАГ) инициатива Саудовской Аравии, призвавшей к признанию Израиля "в контексте всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования". В "дорожную карту" были включены такие пункты, как "отказ от насильственных действий с обеих сторон, создание палестинских государственных институтов, прекращение создания Израилем новых поселений на территории, предназначенной для палестинского государства". Особое значение в плане придавалось возобновлению политических переговоров, причем не только между палестинцами и израильтянами, но и на сирийском и ливанском треках. Тем самым вновь подтверждено, что урегулирование должно носить всеобъемлющий характер.

План предполагалось выполнить в три этапа к 2005 г., когда должно было завершиться формирование Палестинского государства. Палестинцы приняли этот план без изъятий. Израиль также согласился действовать на основе "карты", однако заявил, что сохраняет ряд серьезных оговорок по сути документа. К 2007 г. стало очевидно, что процесс урегулирования конфликта зашел в тупик, в основном из-за несоблюдения сторонами взятых на себя обязательств и отсутствия консенсуса по ключевым вопросам.

Наши рекомендации