После Хрущева отраслевой принцип был восстановлен

Вследствие централизации количество союзных и союзно-республиканских министерств уменьшилось, потому что их полномочия передавали республиканским министерствам. К концу правления Хрущева в Совете министров было менее 10 министров (т.е. менее 10 союзных и союзно-республиканских министров).

Местные органы власти.

Цель – повышение роли Советов, активизация их деятельности, упрочение связей с народными массами. Это было связано с тем, что в работе Советов имелись серьезные недостатки: нерегулярный созыв сессии Советов, с нарушением сроков, установленных Конституцией; депутаты не всегда отчитывались перед избирателями и др.

§ Меры:

Положительные:

Ÿ Январь 1957 г. – Постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с народными массами». В постановлении определялись задачи Советов:

· улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление их связи с населением;

· борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательным отношением к нуждам населения;

· усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве.

Ÿ Развитие правовой базы деятельности Советов. В союзных республиках приняты новые Положения о местных органах власти и управления, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Ÿ Установление более тесных связей между Советами и избирателямипосредством обновления законодательства об отзыве депутатов (более тщательно и детально прописывается порядок отзыва депутатов).

Однако определенные меры не привели к каким-то положительным результатам:

Ÿ Увеличение общей численности советов не привело к улучшению их функциональности.

Ÿ Были проведены некоторые волюнтаристские реорганизации, которые, в принципе, не имели здравого смысла. Например, в 1962 г. краевые, областные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, которым были соответственно подчинены промышленные и сельско-хозяйственные районы. В итоге, нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении.

60. Развитие национально-государственного строительства в сер. 1950 – сер 1960 гг.

Первое о чём можно говорить – изменение количества союзных республик. 1956 год. Была ликвидирована буферная Карело-финская Союзная республика. Мы с вами знаем, что её образовали в 1940 году, как буфер между РСФСР и Финляндией. И мы с вами знаем, что требованиям Союзной республики она не отвечала - сколько у нас финнов на республику. Их всего двое – фининспектор и Финкенштейн, а так как Финкенштейн и есть фининспектор, то финн у нас только один. В этом смысле финны не составляли численного большинства. Как посчитали, финнов было тут около 12% процентов, это не много. И, разумеется, улучшения отношений с Финляндией позволили этот буфер ликвидировать, и в 56 году Карело-финская ССР получила статус автономной республики. У нас обычно было повышение – автономия становилась союзной, а тут наоборот. Таким образом, с 56 года союзных республик 15 – ровно столько, сколько будет к моменту развала СССР.

При Никите Сергеевиче у нас максимальная децентрализация. В чём это выражается? Во-первых, расширение прав союзных республик в экономической области. В чём выражается, где в экономической области права союзных республик расширены?

1. Самое простое – это непосредственная передача промышленных предприятий в управление союзных республик. Таким образом, у нас многие промышленные предприятия союзного и даже союзно-республиканского, порядка 20 тысяч предприятий, были переданы в управление союзных республик.

2. Меняется бюджетное законодательство. Дело в том, что по закону 39 года в государственном бюджете СССР расписывались не только бюджеты союзных республик, но и местные бюджеты. То есть в едином законе о бюджете СССР не только указывались статьи о доходе/расходе союзных республик, но и доходы/расходы для автономий, областей, краёв и так далее. Что это обозначало? То, что Союз определял с 39 года доходы и расходы на всех уровнях местного управления. В конце 50х годов у нас из бюджета Союза исчезла роспись по местностям, то есть сохранялась общая сумма доходов и расходов по союзной республике, а автономии и прочие местности не расписывались. Что это означало? То, что с тех пор республики сами определяли, сколько доходов и расходов закрепляется сумма, определяемая областям, автономиям и так далее.

3. 57 год. Создается при Совете Национальностей экономическая комиссия. Напоминаю, что при обеих палатах Верховного Совета уже в 36 году формировались временные и постоянные комиссии. О чём говорит эта конкретная экономическая комиссия? Это значит, что сам Совет Национальностей может разрабатывать и вносить на утверждение законопроекты в области экономического развития. Раньше, условно говоря, до комиссии формально им предлагали откуда-то сверху какие-то проекты, а сами они разрабатывать не могли. Теперь комиссия позволила Совету готовить подобные меры.

4. Реформа управления народным хозяйством. Суть дела в том, что большинство союзных и союзно-республиканских министерств в области экономики было упразднено. Таким образом, функции экономического управления, не просто отдельные предприятия, теперь полностью экономическое управление машиностроения, в области лёгкой промышленности, в металлургии были непосредственно переданы союзным республикам. И это выглядит фактически так, что число общесоюзных министерств сократилось. Их было, вы не поверите, в 57 году меньше десятка, возможно даже меньше пяти. С чем связано, поговорим позже, когда будем говорить о министерствах.

Во-вторых, расширены права союзных республик в области законодательства. В 57 году за союзными республиками закрепили права в области законотворчества. Надо вспомнить, что по Конституции 36 года издание некоторых кодексов относилось к компетенции Союза: гражданский и уголовный. А теперь возможность издания вернули на откуп союзным республикам. В частности, гражданских кодексов, уголовных кодексов, процессуальных кодексов. Хочу заметить, что союзные кодексы так и не были приняты. Они были разработаны, но было как-то не до того.

Надо тут заметить, что когда мы говорим о статусе союзных республик, те права, которые они получили во время войны, а именно право на внешние сношения и на собственные вооружённые силы реализовали только Украина и Белоруссия, они были также членами ООН.

Поговорим про РСФСР. Пожалуй, самое главное изменение, которое происходит в Российской Федерации это реабилитация репрессированных народов. Напоминаю, что в годы Великой Отечественной войны некоторые народы подлежали депортации, их автономии подлежали упразднению. Дело в том, что про народы Кавказа, про калмыков, это тоже, кстати, отчасти кавказцы, есть данные про то, что они содействовали немцам, впрочем, сейчас, не все эти доказательства признают. А вот чем немцы применились? Хочется вернуться к этой проблематике, так как её никак не комментировали. Дело в том, что немецкие поселения были не только на волге. Они были, скажем, в Молдавии, и вот при отступлении советских войск была такая практика, что из немецких волостных селений постреливали в спину отступающим красным войскам. А подробнее есть книжка «Немецкая. Пятая колонна». Там рассказывается, как мирных немцев изолировали. А теперь смотрите, время прошло, быт наладили, и теперь настало время эти народы вернуть. Соответственно часть народов вернули с восстановлением автономии, часть без этого. Начнем не с 50х, есть мера 49 года указом президиума Верховного Совета, депортированные народы были закреплены навечно в местах поселений. А попытка побега каралась каторжными работами. Этой мерой карались пособники немецких захватчиков. Теперь мы приравняли, по сути, военное преступление, участие в нём и побег с места поселения представителей отдельных национальностей. С 55 года начинается восстановление отдельных народов. Были восстановлены: балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, калмыки, немцы Поволжья. Были кстати и народы поменьше греков сослали из Крыма туда же. Но не все народы получили обратно автономии. Не была восстановлена автономия крымских татар, немцев Поволжья. Вот Олег Иванович Чистяков приводит интересные сведения, туда, куда немцев выселяли, их даже отпускать не хотели, они очень хорошо работали. Калмыкам вернули автономную область, была раньше республика, впрочем, её потом вернули. Прочие республики восстановили. Были при этом неприятные явления, например, в 57 вернули жителей чечено-ингушских АССР в места своего прежнего проживания. Вот эти семьи, их там мало кто ждал, дома были заселены переселенцами и отмечается практика, что на этой почве было немало уголовной преступности. Такая практика уже была, когда-то в 30е годы позволили вернуться кулакам определённым, и там началась такая резня на местах, соответственно рост уголовщины.

Наши рекомендации