Ситуационный подход (структурно-ситуационная теория) П. Лоуренс, Дж. Лорш, Томпсон

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - один из первых подходов, сформированный в рамках инвайронментального направле­ния в теории организации.

В рамках данного подхода отрицает­ся возможность:

- выдвижения любых уни­версальных принципов управления дея­тельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии.

С. П. сформировался в конце 60-х гг. Его сторонники критиковали понятие социальной системы (особенно в той ее редакции, которая характерна для школы социальных систем и общей теории систем) и настаивали на ограни­ченном его применении в управленчес­кой практике.

ТЕЗИСЫ:

*понятие социальной системы задано нечетко и неоднозначно;

* рассмотрение социальной системы как целостности является проблематич­ным по отношению к организации;

* границы организации как социальной системы обозначены нечетко рассмотрение естественных (биоло­гических) представлений об организации как ложных: организации - это «искус­ственные системы», которые рождаются, функционируют и умирают иначе, чем биологические;

* к организациям нельзя с полным ос­нованием применять модели открытых и закрытых систем;

На основе указанных тезисов были сделаны два вывода:

1. Организация является слишком слож­ной и динамичной системой, чтобы к ней применять любые универсальные подхо­ды и требования;

2. Невозможно сформулировать универ­сальные требования к эффективной ор­ганизации, оправданные вне контекста ситуации.

Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств.

Это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подходисходит из того, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.
Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральным моментом данного направления менеджмента является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход подчеркивает значимость "ситуационного мышления". Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации. При этом простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей организации.

Основная сложность заключается в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаныи их нельзя рассматривать независимо друг от друга.
Одним из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным».

Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных концепции.
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. (Например, предложение увеличить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение мотивации на какое-то время. Но, сравнивая рост затрат с полученными выгодами, можно прийти к выводу, что такой прием может разорить организацию).
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях внешней и внутренней среды организации.

Наши рекомендации