Й вопрос: Китай. Конфуцианская идеология и общественная жизнь

Тема: Индия и Дальний Восток в средние века

План

1. Основные тенденции развития стран Востока.

2. Индийская община и государственная власть. Кастовый строй.

3. Китай. Конфуцианская идеология и общественная жизнь.

4. Средневековая Япония.

Литература

· История /П.С.Самыгин и др. –Изд.11.-Ростов н/Дону: Феникс, 2008. –С.132.

Й вопрос: Основные тенденции развития стран Востока.

1. Периоды расцвета сочетаются с периодами спада. Не было феодализма и античности.

2. Но факт поступательного развития восточного общества был: совершенствовались технологии. Развивались ремесла, росли города, совершенствовалась социально-политическая структура.

3. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Главная причина – исламские завоевания и исламизация восточного общества.

4. Своеобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими системы ценностей, повлиявших на политическое развитие, официальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.

5. Начало восточного Средневековья условно датируется первыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в ХIХ веке и совпадает с периодом активной колониальной экспансии европейских держав, приведшей к перерождению традиционной общественной структуры Востока.

Й вопрос: Индийская община и государственная власть. Кастовый строй.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю жизнь. Такая система сглаживала противоречия на нижних «этажах» общества, приводила к отсутствию серьезных социальных конфликтов.

Крепкие кастовые общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориальная община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением.

Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили государству шестую часть производимой продукции.

Образование мусульманских государств на территории Индии – Делийского Султаната(1206-1256 годы) и империи Великих Моголов (1526 г. – ХVIII век) внесли изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии: разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, выросли налоги.

Но процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных основ Индии – общинно-кастовой системы.

Средневековье в Индии завершилось развалом империи Великих Моголов и колонизацией европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии.

й вопрос: Китай. Конфуцианская идеология и общественная жизнь.

Эпоха Средневековья в Китае – время расцвета китайской империи при династиях ТАН (618-907 гг.) и Сун (960-1279 годы).

Залогом экономического процветания стала специфическая система землевладения («система равных наделов», «уравнительного землепользования»). В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности. «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны, являлась основой успехов Китая во внешней политике, культуре.

В политическом плане империя опиралась на разветвленный бюрократический аппарат – систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, громадную армию.

Для истории Китая характерно наличие династических циклов: сказывались внутриполитические раздоры, несовершенство надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную активность.

Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, т.е. происходит столкновение государственной и частновладельческой традиций.

Перераспределение земли в условиях большой плотности населения и ограниченности ресурсов приводило к уменьшению наделов основной массы крестьян, усилению податного обложения, снижению качества жизни.

Мощные крестьянские восстания. Затяжная крестьянская война конца IХ – начала Х веков способствовала крушению династии Тан.

Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внешней политике также привели к кризису и очередную династию - Сун.

В начале ХII века появились монголы у северных границ Китая. Они в течение 40 лет захватили северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.разрушили династию Сун. Их предводителю удалось разгромить монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии – Мин.

Наши рекомендации