Глава VI. Субъективированное измерение политической жизни
Субъективированное видение политики
Политика, как мы уже убедились, имеет целый ряд реальных и аналитических измерений в рамках уже рассмотренных выше оппозиций «ценности и власть», «политические пространство и время», а также «политические порядок и изменение. « Эти измерения политической жизни связаны, прежде всего, со своего рода «внешней», субстанциональной характеристикой политики в целом. При этом рассматриваются ее соотношения с другими сферами бытия общества и жизни человека, когда ставится задача изучения политической жизни сквозь призму общей органической целостности, то есть познания некого объективированного содержания предмета, где сняты «внутренние» отношения и механизмы. Но, наряду с объективированным рассмотрением феномена политической жизни, возможно изучение политики как «внутренней» структуры, когда требуется постижение субъективированного аспекта политического мира, а именно, политической активности социальных субъектов, проявляющейся в форме разработки идей, осуществления акций и деятельности институтов. В чем же состоит специфика такого подхода и такого аспекта политики, какими являются ее внутренние, субъективированные отношения?
Политика может рассматриваться не только как интегральная целостность, но и как отношение «целого» и «части». В этом случае прибегают к некоему соединению принципов холизма и активизма. Эти принципы неявно использовались в политической теории уже Аристотелем, который начинает свою «Политику» с характеристики мира политики как специфической формы общения между людьми, поскольку политическое общение предполагает взаимодействие отдельных людей (как частей общества) с государством (как общественным целым)1.
Сегодня весьма популярен своего рода «микроподход» к политическим отношениям, когда «первичной клеточкой» политического анализа в качестве главного политического субъекта становится индивид. Этот подход связан с теорией «рационального выбора», исходящей из представления о том, что и «избиратели, и политики— это субъекты, рационально преследующие цель максимальной выгоды или пользы»2.
Действительно, политика проявляется в реальной жизни, прежде всего, как активность субъектов или как чья-то живая деятельность направленная на достижение каких-либо целей. Активность и деятельность политического субъекта, с одной стороны, всегда разворачивается в уже сложившихся объективных условиях политической реальности, а с другой, при разработке идеологической доктрины или реформировании политических институтов — «овеществляется» в ткани политических отношений. В соответствии с принципом активизма и деятельностным подходом в специальной литературе выделяются следующие основные формы активной жизнедеятельности: 1) познавательная; 2) практически-преобразовательная; 3) коммуникативная (или деятельность общения), и наконец, 4) ценностно-ориентационная3. При анализе политической активности и деятельности как субъективированной формы политики, исходя из этого деления, можно рассмотреть следующие измерения: 1) «политическое сознание и бытие», 2) «практическо-преобразовательную активность и политические отношения»; и наконец, 3) «политические институты» и «социальное общение». Все они связаны с развитием и действием взаимооборачивающихся объективных и субъективных факторов политики, образуя такую ее модель, обозначить которую условно можно было бы как «дуалистический интеракционизм».