Тема 5. Общение. Виды общения. Правила общения
Понятие об общении и его видах.
Единицы общения.
Правила общения.
Речевой этикет.
Понятие об общении и его видах.
Общение– это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, протекающая преимущественно в виде речи. Общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным основаниям:
1) по цели: фатическое (т.е. неинформационное) – информационное (нефатическое);
2) по форме языка: устное – письменное;
3) по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое;
4) по положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное;
5) по количеству участников: межличностное – публичное – массовое;
6) по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное;
7) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное.
Единицы общения.
Основными единицами общения являются:
– речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс – речь, связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; речь как целенаправленное социальное действие;
– речевая ситуация– то есть ситуация, составляющая контекст высказывания. Элементы речевой ситуации – это говорящий, слушающий, время и место высказывания;
– речевое взаимодействие – с одной стороны, это порождение речи адресантом, с другой стороны, это восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование.
Правила общения.
Основные правила общения сводятся к двум принципам, которые вошли в историю как принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича.
Принцип кооперации Грайса предполагает готовность партнера к сотрудничеству. Этот принцип реализуется в постулатах, которые делятся на категории – Количество, Качество, Отношение и Способ.
1. Количество. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется.
2. Качество. Говорить следует только то, что ты считаешь истинным и то, для чего у тебя есть достаточные основания.
3. Отношение. Не следует отклоняться от темы. Вклад партнера должен быть уместным по отношению к непосредственным целям данного шага.
4. Способ. Выражаться следует ясно. Необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности, быть кратким и организованным.
Принцип вежливостиЛича представляет собой совокупность ряда максим – кратких формул нравственного, этического характера:
– максима такта – это максима границ личной сферы. Не следует затрагивать потенциально опасные темы: частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.;
– максима великодушия – это максима необременения собеседника. Не следует доминировать в ходе коммуникативного акта;
– максима одобрения – это максима позитивности в оценке других;
– максима скромности – это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одно из условий успешной коммуникации – реалистическая, по возможности объективная самооценка;
– максима согласия – это максима неоппозиционности, предполагающая «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников;
– максима симпатии – это максима благожелательности.
Знание коммуникантом общих законов общения и следование им называется коммуникативной грамотностью.
Речевой этикет.
Речевой этикет – это система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и для поддержания общения в нужной тональности.
Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций:
1) миротворческую (или контактоустанавливающую);
2) этическую;
3) эстетическую.
Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.
Формулы речевого этикета разделяются на три основные группы:
– речевые формулы, относящиеся к началу общения;
– речевые формулы, используемые в процессе общения;
– речевые формулы, относящиеся к концу общения.