Политические институты: вчера и сегодня
Б. Г. ПИТЕРС
§ 1. Чем «сегодня» отличается от «вчера»
Одним из быстро развивающихся направлений политической науки ныне является новый институционализм. Сейчас трудно представить себе такой научный журнал или политологическую конференцию, где не было бы одного или нескольких докладов, написанных с позиций нового институционализма. Частое использование термина «новый институционализм» подразумевает, во-первых, что в прошлом существовал некий старый институционализм, и во-вторых, что современная версия чем-то отличается от него. Оба эти тезиса верны, и различия между старым и новым институционализмом являются ключевыми для понимания развития современной политической теории.
«Старый институционализм» характеризовал развитие политической науки, по крайней мере, до начала 50-х годов, и в определенном смысле он продолжает существовать в исследованиях отдельных специалистов и в наши дни. Некоторые ученые (Eckstein, Macridis, 1955), выступающие с позиций новых, более сложных подходов к изучению политики в целом, ассоциирующихся с «поведенческой революцией», выступали с нападками на старый институционализм, указывая на ряд присущих этому направлению недостатков. Эти выпады, вполне понятные в свое время, в некоторой степени обесценили работу таких крупных ученых, как Е. А. Фриман, Т. Коул, Гвендолен Картер и даже К. Фридрих. Их труды внесли весомый вклад в научную литературу тем, что позволили исследователям следующего поколения лучше понять динамику развития политических процессов и принятия политических решений. Действительно, потребность в более широком применении микроанализа стала столь очевидной отчасти из-за того, что формальные институты уже были хорошо описаны1.
1 Т. Кун отмечал, что парадигмы меняются, в частности, для того чтобы компенсировать как сильные, так и слабые аспекты парадигм, существовавших ранее (Kuhn, 1970).
Старый институционализм, действительно, в значительной степени способствовал более полному пониманию проблем управления. Присущее ему особое внимание к структурным деталям вело к своего рода возвращению академического стиля, особенно это относится к историческому институционализму (§ 2 пункт В наст. гл.). Описательный тип исследований подводил к выводу, что на первый взгляд незначительные детали могут оказывать сильное воздействие на реальное поведение институтов и индивидов. Такой подход отличался от расплывчатых характеристик правительства как «черного ящика» в системном анализе политики, столь популярном у представителей сравнительной политологии в период наивысшего подъема поведенческой революции2. В дальнейшем некоторых ученых, продолжавших работать, в традиции институционализма, можно было уподобить знаменитому персонажу Мольера, поскольку они «говорили теорией», не подозревая об этом. Такие специалисты, как Дж. Брайс, и даже В. Вильсон занимались обобщениями относительно политики, решительно отвергая любые явные претензии на теоретизирование (Вrусе, 1921; Wilson, 1906).
Новый институционализм отличается от своего идейного предшественника в нескольких отношениях, отражающих различные этапы его развития в политической науке после периода поведенческой революции. Прежде всего это движение характеризовалось пристальным вниманием к теории развития и использованию методов количественного анализа. Несмотря на то, что исследования, проводимые с позиций нового институционализма, сосредоточивались скорее на структурах и организациях, чем на поведении отдельных людей, теории и аналитическим методам в них придавалось не меньшее значение, чем в поведенческой политологии. Если приверженцам старой версии институционализма было достаточно описывать институты, то представители нового его течения рассматривали их как «зависимые переменные величины» и — что еще важнее — объясняли другие связанные с институтами явления как «независимые переменные величины», определяющие политику и административное поведение.
Следует отметить, что современный институциональный анализ изучает скорее реальное поведение, чем лишь формальные, структурные аспекты институтов. Влияет ли в действительности форма правления — парламентская или президентская — на поведение акторов, или это только чисто формальные различия, и на деле все правительства являются «разделенными»? (Pierce, 1991; Stepan, Skach, 1993; Fiorina, 1992; Jones, 1995). И наконец, более приближенные к нашему времени варианты институционального анализа концентрируют внимание на результатах в виде тех или иных социальных программ или политических решений. Несмотря на то, что представители старого институционализма следили за прохождением законопроекта в Конгрессе и использовали законодательный процесс в качестве показателя институциональной динамики, они не касались детально вопроса о том, что делало при этом правительство (Bailey, Samuel, 1952). В отличие от старого, новый институционализм размышляет о продвижении тематики государственной политики в политическую науку, заостряя внимание на том, какими
2 Период становления сравнительной политологии совпал с распространением системного подхода, который, как полагали, носил достаточно общий характер, чтобы его можнобыло применить к изучению всех типов правительств (Easton, I965).
выгодами и какими обязательствами правительства в действительности наделяют своих граждан3.
Одним из достоинств нового институционализма является то, что благодаря ему можно вести речь об институтах с более широких компаративистских позиций. В каждой стране среди политологов существует тенденция рассматривать политику своего государства как особый случай, а политику других стран как некий случай для сравнений. Так, например, в американской политологии ощущалось явное беспокойство по поводу воздействия «разделенного правительства» на политические решения (Fiorina, 1992; Jones, 1995). Британские политологи стали уделять больше внимания роли премьер-министра после ухода с политической арены Маргарет Тэтчер (Foley, 1993). Шведы осознали, что их политическая система, служившая моделью для других, стала меняться в самой своей основе (Lane, 1995).
Этот перечень можно продолжить, однако ни одна из такого рода национальных проблем не способствует развитию сравнительного анализа вне зависимости от того, насколько интересными и важными они могут представляться сами по себе. Вместе с тем такое положение дел можно объяснить с позиций «нового институционализма», если правильно и с умом применить его методологию. Он представляет исследователям возможность выяснить, имеет ли институциональная динамика разных режимов больше сходства между собой, чем может показаться из отдельных описаний, предпринятых учеными, ориентированными на исследование одной страны или даже региона. Применение одного из перечисляемых ниже вариантов институционального анализа не гарантирует успеха такого сравнения, но вооружает ученого необходимым набором средств для его проведения.