Конституционно-правовые нормы
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные, формально-определенные, установленные (либо санкционированные) и обеспечиваемые государством правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Конституционно-правовые нормы обладают всеми общими признаками правовых норм, однако им присущи и специфические признаки, обусловленные особенностями предмета и метода конституционно-правового регулирования.
Особенности конституционно-правовых норм, отличающие их от норм других отраслей права:
1) по предмету правового регулирования: они регулируют наиболее важные, базисные, фундаментальные общественные отношения во всех сферах общественной жизни;
2) по источникам, в которых они выражены: многие из них закреплены в Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой по отношению ко всем источникам российского права;
3) по юридической силе: они обладают большей юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права;
4) по видам: в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях права, общерегулятивных норм (норм-дефиниций, норм-деклараций, норм-целей, норм-задач, норм-принципов, норм-символов, норм-разъяснений);
5) по механизму их реализации: многие конституционно-правовые нормы реализуются не в конкретных правоотношениях, а в общих правоотношениях или правовых состояниях (состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъектов Российской Федерации в составе Российской Федерации), а также через нормы других отраслей права, что, однако, не исключает их прямого действия;
6) по особенностям структуры: для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная структура (гипотеза-диспозиция или гипотеза-санкция);
7) по субъектам, отношения которых эти нормы регулируют: такими особыми субъектами являются народ, государство, нация и народности, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и другие, главным субъектом является человек и гражданин;
8) по характеру: многие из них обладают учредительным характером, первичны по отношению к нормам других отраслей права.
Виды конституционно-правовых норм:
1. По содержанию (по предмету конституционно-правового регулирования):
- нормы, закрепляющие основы конституционного строя;
- нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина;
- нормы, закрепляющие федеративное устройство государства;
- нормы, закрепляющие основы организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно обособленные, близкие сферы общественных отношений.
2. По юридической силе:
- нормы законов;
- нормы подзаконных нормативно-правовых актов.
3. По территории действия:
- нормы, действующие на всей территории РФ;
- нормы, действующие на территории субъекта РФ;
- нормы, действующие на территории муниципального образования.
4. По способу правового регулирования (по характеру предписания):
- управомочивающие нормы (ст. 20, 23, 27, 30 и др. Конституции РФ);
- обязывающие (ст. 57, 58, 59 Конституции РФ);
- запрещающие (ч.4 ст.3, ст.21, ч.5 ст.13 Конституции РФ).
5. По методу правового регулирования:
- императивные (ст. 72, ч.3 ст.76, 87, 88 Конституции РФ);
- диспозитивные (ст. 66, ч.3 и 4 ст. 117 Конституции РФ).
6. По характеру:
- материальные,
- процессуальные.
7. По сроку действия:
- бессрочные (их абсолютное большинство – они не имеют срока действия и действуют до их отмены в установленном порядке);
- срочные (они действуют в течение установленного срока).
8. По функциональной роли в механизме правового регулирования:
- общерегулятивные (нормы-декларации (преамбула, ст. 1, 2 Конституции РФ), нормы-принципы (ст.ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ), нормы-разъяснения (ст.1 Конституции РФ: понятия "Российская Федерация" и "Россия" – равнозначны); нормы-дефиниции (например, нормы, содержащие определения понятий "выборы", "избирательный округ" и другие), нормы-цели, нормы-задачи, нормы-программы (ст.1 Конституции РФ), нормы-символы (ст. 1 ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации"));
- конкретнорегулятивные (ч.2 ст.92 Конституции РФ).