Пути решения конфликтов на постсоветском пространстве
Возможно, главной сферой российско-китайской конфронтации станет Центральная Азия, особенно Киргизия и Казахстан. Враждебность может быть инициирована обеими сторонами. Этот регион богат природными ресурсами и занимает важное геополитическое положение. Но, в ситуации, когда станет действительной угроза быть втянутыми в конфликт, стороны оценят политические и экономические последствия соперничества.
Россия способна стать инициатором конфликта по следующим причинам. Российская политика в Центральной Азии будет меняться в будущем, ее крайние варианты: от полного ухода из региона до попыток включить его в новую Российскую империю. Мягкий вариант был сформулирован С. Шахраем в виде концепции, что у России есть сферы политической ответственности в Центральной Азии. В настоящее время отношения между Россией и странами ЦентральнойАзии далеко не стабильны. Наиболее важной является проблема установления границ. Ряд экспертов предполагает, что при демаркации грани вряд ли удастся избежать конфликтов и столкновений. Если последние произойдут между Россией и Казахстаном, КНР не останется нейтральной и конфликт может перерасти в российско-китайский.
КНР также может стать инициатором противостояния. Потенциальными причинами являются уйгурский вопрос и китайский экспансионизм. Хорошо известна озабоченность Пекина уйгурским националистическим движением в Синьцзяне. Оно может спровоцировать КНР на военные действия, что будет иметь непредсказуемые последствия для российско-китайских отношений. Казахстан и другие новые независимые государства Центральной Азии очень слабы. Они не способны оказать сопротивление какому-либо сильному государству, стремящемуся контролировать регион. В то же время КНР энергично расширяет свое присутствие в Киргизии и Казахстане, что может привести к конфликтам с Россией. Особенно вероятным он станет, если Москва попытается восстановить свои бывшие позиции в Центральной Азии.
Другой сферой потенциальных конфликтов является Дальний Восток. За последние два года положение на российском Дальнем Востоке резко изменилось, при этом три фактора благоприятствуют усилению позиций КНР в регионе. Во-первых, постепенное экономическое "отступление" Москвы из региона, что подталкивает местных руководителей к развитию экономической кооперации с соседями -- КНР, Японией, Юж. Кореей. Уменьшение средств, поступающих в центральный бюджет, не позволяет Москве эффективно контролировать положение в отдаленных районах. Поэтому попытки Москвы регулировать или уменьшить объем пограничной торговли между Россией и КНР могут только усилить сепаратистские тенденции на Дальнем Востоке. Этому же способствуют и все большая оторванность населения этого региона от европейской части страны и растущая коррумпированность местных лидеров, подкупаемых инофирмами, особенно китайскими.
Во-вторых, демографическое давление в КНР. Когда были закрыты границы между странамии их охраняли значительные военные контингенты, различия в численности населения не имели политического значения. Теперь же 8 млн. российских граждан на Дальнем Востоке (если учитывать Сибирь- 32 млн.) противостоят 100 млн. китайцев. Численность российских граждан, проживающих в регионе, сокращается, а огромные богатые территории притягивают китайцев, как магнит. Точное число китайцев, живущих и работающих на российском Дальнем Востоке и в Сибири, неизвестно, а приводимые в печати оценки разноречивы: от нескольких тысяч До 2 млн. человек.
В-третьих, слабость российской армии на Дальнем Востоке. В то время как российская печать публикует все новые данные о разложении и неурядицах в вооруженных силах, дислоцированных в регионе, НОАК наращивает свои вооружения и укрепляет боевую мощь, частично за счет закупок оружия в России.
Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта осложнилась. На состоявшемся в начале октября 2002 года заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК) югоосетинская сторона высказала свою озабоченность появившимися сообщениями о возможном проведении грузинскими властями силовых акций на территории Цхинвальского района. Комиссия подчеркнула недопустимость проведения в зоне ответственности миротворческих сил несогласованных с СКК силовых акций, противоречащих достигнутым договоренностям. Российские участники заседания призвали стороны в конфликте воздерживаться от действий, способных осложнить процесс мирного урегулирования. Майоров М. Конфликты. Отойди от зла и сотвори благо // Международная жизнь. - 2010. - №1. - С.73.
Сложная ситуация, о чем говорят и события в августе 2002 года в Кодорском ущелье, сложилась в абхазском урегулировании. Открыто обсуждается возможность возобновления боевых действий между грузинской и абхазской сторонами. Широкий резонанс, в том числе и среди представителей иностранных посольств и международных организаций в Тбилиси, вызвали призывы к силовому решению абхазской проблемы со стороны председателя Верховного Совета Автономной Республики Абхазия в изгнании, члена Парламента Грузии Т. Надареишвили.
Создание устойчивого режима прекращения огня, стабилизация положения в зоне конфликта. Помимо международно-правового оформления такого режима (об этом, в частности, говорится в меморандумах и соглашениях, подписанных в связи с конфликтами в Южной Осетии, Приднестровье и Абхазии), необходима политическая воля сторон его соблюдать.
Важным элементом налаживания доверия между сторонами является обмен военнопленными и заложниками.
В этой связи вспоминается поездка Е.М. Примакова в мае 1996 года в Баку, Ереван и Степанакерт. В ходе нее была осуществлена политически важная гуманная акция -- сторонами в конфликте освобождены все 110 военнопленных и заложников, числившихся по спискам Международного комитета Красного Креста. Будучи непосредственным участником этой акции, могу сказать, что в МИД России задумывали и осуществили обмен пленными как одну из мер доверия, способную придать импульс переговорному процессу. Там же, с.76.
Непременным показателем стремления сторон к установлению доверия между ними является поддержание постоянного переговорного процесса. Мировой опыт учит, что переговоры служат важнейшим, наиболее действенным и гибким средством мирного урегулирования конфликтов. Российская дипломатия приложила немало усилий для того, чтобы максимально сократить период перехода от прекращения огня к началу переговоров между конфликтующими сторонами. Ответственным этапом переговоров стало создание их механизмов. По конфликтам в Южной Осетии и Приднестровье начали действовать Смешанная и Объединенная контрольная комиссии для обсуждения практических мер, например экономических вопросов урегулирования. Те же задачи призван решать и Координационный совет грузинской и абхазской сторон. Политические же аспекты урегулирования в этих трех случаях обсуждаются специальными представителями, полномочными делегациями сторон и экспертными группами. Главным форматом для урегулирования нагорно-карабахского конфликта является созданная в 1992 году Минская группа ОБСЕ.
Обязательным условием продвижения сторон к полномасштабному урегулированию является восстановление и развитие экономических связей между ними. В ряде случаев (Абхазия, Южная „Осетия) возвращение беженцев напрямую связывается с восстановлением разрушенной военными действиями экономики в зонах конфликта. Налаживание хозяйственных связей непременно вовлекает в экономическую деятельность население обеих сторон, что способствует смягчению накопившихся вражды и отчуждения. Совместные шаги в экономической сфере могли бы, к примеру, в значительной степени деблокировать тупиковую ситуацию в урегулировании абхазской и нагорно-карабахской проблем.
Нельзя не сказать о «народной дипломатии». В этом вопросе нет каких-то специальных барьеров, нет и чрезмерных разногласий между конфликтующими сторонами. Характерно, что в подписанном в Москве в мае 1996 года Меморандуме о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте в качестве одной из мер укрепления доверия фигурирует готовность «проводить встречи грузинских и осетинских политических, общественных организаций, ученых с участием представителей Российской Федерации и других стран, «круглых столов» представителей творческой интеллигенции, а также встречи журналистов с целью обмена объективной информацией». Применительно к нагорно-карабахскому конфликту большое значение имеют контакты религиозных деятелей. Там жес.78.
5. Тайваньский пролив. Возможное влияние ВТО на данную «проблемную зону»
Одной из «проблемных зон» на геополитической карте Евразии, где потенциально возможно возникновение военного конфликта, является район Тайваньского пролива. В отличие от ситуации 1960-1970-х годов, когда СССР находился в конфронтации и с коммунистической в КНР, и с антикоммунистическим Тайванем, современная Россия стремится поддерживать хорошие отношения с обоими берегами Пролива. С КНР нашу страну связывает подписанный в 2001 г Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, достаточно активно развивается двустороннее экономическое сотрудничество, в том числе в военно-технической области. В то же время, признавая Тайвань неотъемлемой частью Китая и не поддерживая официальных связей с Тайбэем, Россия в 1990-е годы стала налаживать экономические и гуманитарные контакты с островом Узел противоречий, завязанный вокруг Тайваньского пролива, способен оказывать значительное воздействие на положение дел во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. Петр Мозиас. Восточно-азиатский вектор безопасности: Тайваньская проблема // Безопасность Евразии.- 2009. - №4. - с.476.
Основная установка пекинского подхода к решению тайваньской проблемы может быть охарактеризована как стратегическая недопустимость отказа от жесткой линии на присоединение Тайваня к КНР при возможности некоторых тактических компромиссов.
Многочисленные высказывания государственных деятелей КНР и официальные документы КПК не предусматривают возможности воссоединения с Тайванем по какой-либо другой схеме нежели «одно государство, две системы». Правда, Пекин еще устами Дэн Сяопина гарантировал, что Тайваню при воссоединении будут представлены даже большие права, чем Гонконгу и Макао. В частности, Тайвань сохранит собственные вооруженные силы, а Центральное правительство не будет посылать на остров свой персонал, ни военный, ни административный.
На самосознание тайваньцев оказывает значительное влияние внешнеполитическая среда. Прессинг со стороны Пекина привел к тому, что с 1971 г. гоминьдановское правительство лишилось права представлять Китай в ООН. В последующие годы Тайвань был исключен и из многих других международных организаций. Большинство его внешнеполитических партнеров разорвали официальные связи с Тайбэем и установили дипломатические отношения с КНР. В 1979 г. это сделали и США - главный союзник Тайваня, хотя согласно принятому тогда же американским Конгрессом «Акту об отношениях с Тайванем» связи продолжают поддерживаться на неофициальной основе, и США вправе осуществлять поставки вооружений на остров. Число стран, поддерживающих дипломатические отношения с Тайванем по данным на середину 2002 г. сократилось до 27. В основном это небольшие африканские и центральноамериканские государства, для которых связи с Тайбэем привлекательны возможностью получения от него экономической помощи.
Власти Тайваня, таким образом, при определении курса в отношениях «через Пролив» сталкиваются с гораздо большим числом ограничений, чем их пекинские антагонисты. На Тайване автономия государства по отношению к обществу в последние полтора десятилетия постепенно уменьшалась. Хотя все это время правительство выступало главным игроком на внутриполитической арене, отстаивавшим приоритет интересов безопасности в отношениях с материком. С прогрессом демократизации на содержании политики Тайбэя во все большей степени сказывается давление деловых кругов и институтов гражданского общества. Причем если тайваньский бизнес лоббирует в органах власти либерализацию экономических связей с КНР, то лидеры общественного мнения канализируют нарастающее недовольство тайваньского общества очевидным контрастом между признаваемыми всем миром экономическими достижениями Тайваня и его углубляющейся дипломатической изоляцией.
В 1979 г. ответом Тайбэя на мирные инициативы Пекина была так называемая «позиция трех отказов» («никаких переговоров, никаких компромиссов, никаких контактов»). Первым существенным примирительным жестом со стороны Тайваня стало разрешение в октябре 1987 г. жителям острова ездить на материк к родственникам. Примерно тогда же власти стали проявлять терпимое отношение к инвестициям тайваньских фирм в КНР.
Дальнейшие изменения в тайваньском подходе к отношениям «через Пролив» связаны с президентством Ли Дэнхуэя (1988-2000 гг.), занявшего высший пост на Тайване после смерти Цзян Цзинго - сына Чан Кайши. Новый президент изначально обладал большим пространством для политического маневрирования, чем его предшественник, и не только потому, что он в меньшей мере был связан с политическим наследием прежних лидеров ГМД, но и потому что он был первым в истории Тайваня президентом - коренным островитянином.
В 1991 г. на Тайване был отменен объявленный еще в конце 1940-х годов «период национальной мобилизации для подавления коммунистического мятежа». Годом ранее был создан Совет Национального Воссоединения (СНВ) во главе с президентом. В марте 1991 г. Исполнительный Юань (правительство) утвердил подготовленные СНВ «Принципы воссоединения нации» Воссоединение предлагалось осуществить поэтапно. На первой стадии предлагалось учредить с обеих сторон специальные «промежуточные» органы для ведения диалога и постепенно устранять ограничения на контакты между жителями обеих территорий. На второй стадии стороны должны вступить в официальные переговоры. Тогда же предлагалось установить прямые почтовые, транспортные и торговые связи. Наконец, на третьей стадии (в долгосрочной перспективе) должен быть создан совместный консультативный орган для выработки конституционного устройства единого Китая.
В соответствии с этими предложениями в структуре исполнительной власти на Тайване был создан Совет по отношениям с материковым Китаем. А для налаживания неофициального диалога с Пекином был создан Фонд обменов через Пролив, юридически считающийся общественной организацией. Вскоре и в КНР был создан «неправительственный» орган с аналогичными функциями - Ассоциация отношений через Пролив. Обоюдная демонстрация дружелюбия в конце концов привела к началу в апреле 1993 г. в Сингапуре переговоров между этими «неправительственными организациями». С апреля 1993г. по июнь 1995г. стороны провели семь раундов переговоров, были даже подписаны соглашения по некоторым практическим вопросам (об аутентичности документов; о компенсациях за утерянные заказные почтовые отправления и др.). У многих наблюдателей в то время создавалось ощущение долгожданного прорыва в двусторонних отношениях. Там же, с.480.
Однако последующие события не подтвердили столь оптимистичных ожиданий. С середины 1990-х годов напряженность в Проливе вновь усилилась, и, как представляется, связано это было не только с поведением конкретных политиков, но и с объективной логикой развития обоих режимов. Дело в том, что усиление экономической и военной мощи КНР подтачивает готовность пекинских властей к компромиссам, тогда как демократический процесс на Тайване делает саму постановку вопроса об объединении все менее актуальной для многих жителей острова.
Экономические связи через Тайваньский пролив относятся к категории как политических, так и экономических вопросов. Вступление Китая в ВТО предоставит новые возможности, но и создаст новые трудности, для развития экономических отношений через Тайваньский пролив.
Наибольшие трудности для тайваньских фирм и наибольшую угрозу для экономической безопасности Тайваня будет представлять Всемирная торговая организация (ВТО), если Китай и Тайвань, вступят в нее. В этом случае Тайвань будет обязан установить с Китаем прямые торговые, почтовые и транспортные связи. Крупные многонациональные корпорации (МНК) могут вытеснить теперешние тайваньские предприятия в Китае, так как у них лучше технология и более высокий уровень обслуживания. Законы Тайваня, ограничивающие импорт и инвестиции из Китая, придется изменять. Правительство Тайваня не сможет больше проводить свою нынешнюю одностороннюю политику, ограничивающую экономический обмен через пролив. Наиболее опасная угроза экономической зависимости Тайваня проистекает не из Китая, а от экономической глобализации. Опасаясь прямой угрозы от МНК, деловые круги Тайваня могут усилить нажим на администрацию Чэнь Шуйбяня с целью заставить ее ослабить теперешнюю политику ограничений в отношении Китая. Лэн Цзэкан. Обеспечение безопасности экономических отношений через Тайваньский пролив: Новые проблемы и возможности// Реферативный журнал. Китаеведение. - 2007. - №2. - С.69.