Соучастие в преступлении. В уголовном праве стран с англо-американской системой права различают четыре степени участия в преступлении: исполнитель первой степени
В уголовном праве стран с англо-американской системой права различают четыре степени участия в преступлении: исполнитель первой степени, исполнитель второй степени, соучастник до события преступления и соучастник после события преступления.
В странах с влиянием континентальной системы права различают: соисполнительство, соучастие в узком смысле слова и преступное сообщество (организацию).
Рассмотрим эти вопросы подробнее на примере законодательства отдельных стран.
В общем праве исполнитель первой степени — это лицо, непосредственно совершающее преступление. Подобная деятельность охватывает и случаи посредственного исполнения (“при помощи неодушевленной силы” или “через невиновного посредника”). Исполнитель второй степени — это тот, кто определенным образом содействует преступлению, но при этом его материальный элемент (aczus reus) непосредственно не осуществляет. Для наличия исполнительства второй степени суд должен установить, что: а) виновно действовал исполнитель первой степени; б) имелась общность умысла и цели у исполнителя первой степени и предполагаемого исполнителя второй степени; в) лицо не просто присутствовало на месте преступления либо где-то рядом с ним, мысленно одобряя поведение, а поощряло или подстрекало исполнителя первой степени.
“Пособничество до события преступления” состоит в подстрекательстве или оказании помощи исполнителю. При таком подходе имеется некоторое сходство между “пособничеством до события преступления” и “исполнительством второй степени”. Различие состоит в том, что пособник оказывает содействие потенциальному исполнителю, а исполнитель второй степени содействует исполнителю первой степени во время совершения преступления.
“Пособник до события преступления” отвечает за эксцесс исполнителя, за исключением случаев, когда действия исполнителя ни каким образом не вписывались в границы первоначального плана. По общему праву, исполнители первой и второй степени виновны в равной мере, однако подлежат самостоятельной ответственности. По общему праву, “пособник до события преступления” привлекается к ответственности не раньше, чем будет осужден хотя бы один исполнитель. Размер санкций устанавливается на единых правовых основаниях. Вместе с тем, “пособника до события преступления” нельзя наказать за преступление более высокой степени, чем исполнителя. Подобное положение не распространяется на исполнителя второй степени. Один исполнитель может быть осужден за преступление более высокой степени, чем другой.
“Пособничество после события преступления” — это помощь лицу, совершившему преступление с целью избавить лицо от суда или от наказания. Mens rea в подобной ситуации заключается в том, что пособник знает о совершенном преступлении и поступает намеренно. Пособничество этого вида — это укрывательство только преступника. Укрывательство вещей, орудий и предметов не охватывается понятием данного института. В институт соучастия не включаются также недоносительство и попустительство, которые являются самостоятельными преступлениями. “Пособничество после события преступления” может состоять в укрывательстве преступника до и после вынесения приговора, а также выражаться в совершении других действий (например, в оказании материальной помощи скрывающемуся преступнику).
Четыре степени участия лица в преступлении восприняты уголовными кодексами многих штатов США. В уголовных кодексах штатов, не принявших эту систему, использованы рекомендации, изложенные в Примерном уголовном кодексе, который наряду с исполнительством различает подстрекательство, пособничество и попустительство, а также случаи, когда “закон прямо объявляет... поведение составляющим соучастие”. По мнению американских юристов, весьма четкая характеристика соучастия под влиянием Примерного уголовного кодекса дана в § 20.00 кодекса штата Нью-Йорка: “Когда одно лицо осуществляет поведение, которое представляет собой посягательство, то другое лицо несет уголовную ответственность за такое поведение, если, действуя с психической виновностью, требуемой для его совершения, оно просит, требует, приказывает, домогается или намеренно содействует такому лицу осуществить такое поведение”. Законодательные характеристики соучастия в Уголовном кодексе штата Нью-Йорк и некоторых других штатов включают в себя все действия, которые, по общему праву подпадают под понятие “исполнителя второй степени” и “пособника до события преступления”. Ввиду этого “пособничество после события преступления” не рассматривается в качестве соучастия, а оценивается как самостоятельное статутное преступление против правосудия. В законодательстве этих штатов закреплен отказ от акцессорной формы соучастия.
Специфическим институтом англо-американского уголовного права является преступный сговор. Этим институтом предусматривается ответственность за соглашение двух или более лиц, заключенное с намерением совершить не только преступление, но и любой незаконный либо законный акт, применяя незаконные средства, а также какое-либо “безнравственное действие”. В законодательстве США, по сравнению с общим правом, ограничены цели уголовно наказуемого сговора лишь совершением преступления. Другое ограничение ответственности за сговор в законодательстве США состоит в требовании, чтобы участники сговора (или один из них) предприняли какое-либо явное действие для осуществления своих планов. Подобное требование в общем праве не предусмотрено.
В Германии — стране с континентальной системой права — в Уголовном кодексе определяются: исполнительство, подстрекательство и пособничество. Исполнителем признается лицо, совершающее уголовно наказуемое деяние лично или посредством другого лица ( § 25). В Уголовном кодексе законодательно закреплены два вида исполнительства: непосредственное и посредственное. Подстрекателем признается лицо, умышленно склоняющее другое лицо к умышленному совершению противоправного деяния (§ 26). Пособником является лицо, умышленно помогающее другому в совершении умышленного противоправного действия (§ 27). В Общей части Уголовного кодекса Германии отсутствует определение организатора. Вместе с тем, в Особенной части Уголовного кодекса в таком качестве отмечаются отдельные лица. Так, в § 84 (“Продолжение функционирования партии, объявленной антиконституционной”), в качестве субъектов определены “защитник” и “интриган”.
В Уголовном кодексе Германии отмечаются три формы соучастия. Две из них — соисполнительство и сложное соучастие — определены в Общей части Уголовного кодекса (§ 25—27). За третью форму соучастия, преступную организацию, предусматривается ответственность в Особенной части Уголовного кодекса (например, в § 88(а) “Поддержка враждебных Конституции преступлений”; в § 129(а) “О террористических сообществах”). Понятие террористической организации в § 129(а) сформулировано следующим образом: “Это организация в целях совершения убийства, разбоя, взятия заложников”.
В уголовном праве Германии исключается соучастие в форме соисполнительства со специальным субъектом. В подобной ситуации возможно только подстрекательство или пособничество. В законодательстве Германии подробным образом регламентирован вопрос о правовых последствиях соучастия. Ряд вопросов, относящихся к институту соучастия, в уголовном праве Германии являются дискуссионными (например, вопросы об объективных и субъективных признаках соучастия, покушении на соучастие и др.).