Реформы в области народного образования
16 июня 1863 г. А. II утвердил Университетский устав (автономия университетов: выборность ректора, подчиненность всех органов управления совету профессоров. Совет решал научные, учебные и другие вопросы, распределял финансовые средства по факультетам. Согласно уставу университет образовывали 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Студентами могли стать только лица, окончившие курс в гимназии. Совет имел право подвергнуть любого абитуриента экзаменам).
Основные направления реформы нач. и среднего образования были изложены в «Положении о начальных народных училищах» (июль, 1864 г.) и в «Уставе гимназий и прогимназий» (ноябрь 1864 г.). согласно первому общ. учреждениям и частным лицам разрешалось открывать начальные народные училища. Учредители обеспечивали материальную базу. В нач. школе обучали грамоте, четырем правилам арифметики, церковному пению и «закону Божьему». 4 вида нач. школ: учрежденные частными лицами, министерством народного образования (министерские), земствами (Земские) и церковно-приходские.
37. Концепция «народного самодержавия» и внутренняя политика Александра III
Царствование А. III ознаменовалось сменой главных ориентиров во внутренней политике. В ист. литературе для хар-ки этого преиода утвердился термин «эпоха контрреформ». 2 марта 1881 г. А. III присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 г. ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнением царь дорожил. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы. А затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом "О незыблемости самодержавия", подготовленным К.П. Победоносцевым. В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами.
Начало 1880-х годов ознаменовалось, впрочем, рядом важных мероприятий, отчасти уже подготовленных в предшествующее царствование. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886 года), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882—1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881 — 82) отвечало несомненной назревшей потребности; учрежденная в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.
Введение института земских начальников (1889) и новые Положения, земское (1890) и городовое (1892), существенно видоизменили строй местного управления, ещё сильнее ограничив общественное самоуправление и ещё более сгладив всесословный характер местных учреждений в пользу некоторых привилегированных классов. Положение о земских учреждениях 1890 г. установило сословность выборов и усилило дворянский элемент на счёт прочих.
Городовое положение 1892 г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам, но в то же время ограничило количество гласных и усилило зависимость городского самоуправления от администрации. В области суда закон 1885 г. поколебал принцип несменяемости судей, закон 1887 г. ограничил судебную гласность, закон 1889 г. сузил круг действий суда присяжных. В сфере народного просвещения состоялась новая университетская реформа (устав 1884 г.), уничтожившая университетское самоуправление, передача школ грамоты в руки духовенства.
В области финансовой попытки видоизменения налоговой системы более не возобновлялись, если не считать введения квартирного налога; начинается усиленное расширение и повышение косвенного обложения и дальнейшее усиление протекционизма (тариф 1891 г.). В состоянии государственного бюджета происходит быстрая перемена к лучшему: после грандиозных дефицитов 1881 — 87 годов начинается хроническое возрастание избытка государственных доходов над расходами. Благодаря этим избыткам были предприняты важные мероприятия в области государственного кредита и денежного обращения, и в области железнодорожного строительства.