Становление и развитие политической мысли в России. Политика и власть как общественные явления
1. Возникновение и формирование политической мысли в XI – XVI веках (Иларион, Филофей, Н.Сорский, И.Волоцкий, И.Грозный, А.Курбский и др.).
2. Политическая мысль на этапе становления и укрепления абсолютизма: (XVII – первая половина XIX века, основные идеи, персоналии, направления)
3. Политические идеи второй половины XIX – первой половины ХХ века: основные идеи, имена, направления.
4. Основные концепции и функции политики. Понятия «политическая сфера», «политический процесс», «политический институт».
5. Власть как центральная категория политологии. Сущность, функции и ресурсы политической власти. Типология власти.
6. Легитимность и легальность политической власти.
7. Основные концепции распределения политической власти в современном обществе.
*Примечание: форма проведения занятия – семинар – « круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» разновидность диалога.
Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятий специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов.
Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-10
Семинар №3
Политические системы и политические режимы современности
1. Системный подход к изучению политики. Теория политических систем Д.Истона, Г.Алмонда. Функции политической системы.
2. Понятие политического режима и их типология.
3. Особенности демократии как политического режима. Концепция полиархии Р. Даля.
4. Тоталитаризм как политический режим.
5. Авторитарный режим и его особенности.
6. Особенности политической системы и политического режима в современной России.
7. Общество и государство: типы взаимодействия Понятие и основные характеристики гражданского общества.
8. Понятие и типология государств. Формы правления, формы государственного устройства.
9. Правовое государство и его характерные черты.
10. Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.
*Примечание: форма проведения занятия – семинар – « круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» разновидность диалога.
Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятий специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-10
Семинар №4
Политические партии и партийные системы, группы интересов и лоббизм в политике, проблемы политического участия. Политические элиты и лидерство. Политическое сознание и политическая культура.
1. Возникновение, сущность, функции и типология политических партий.
2. Понятие партийной системы. Разновидности партийных систем.
3. Особенности становления политических партий и партийной системы в России.
4. Группы интересов в политике. Лоббизм как политический институт. Лоббизм в современной российской политике.
5. Понятие «политическое участие». Формы и типы, факторы и мотивы политического участия
6. Понятие, сущность и функции, типология политической элиты.
7. Политическое лидерство: понятие и функции, типы политических лидеров.
8. Политические элиты и лидерство в современной России.
9. Политическое сознание и политические идеологии современности.
10. Понятие и типология политической культуры. Политическая культура в современной России: традиции и современность.
*Примечание: форма проведения занятия – семинар - дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9