Раздел 5. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста. Саморегулирование журналистской деятельности в современной России
Предмет и задачи профессиональной этики журналиста (ПЭЖ). История ПЭЖ в СССР-России. Союз журналистов СССР. Кодекс профессиональных обязанностей журналиста 1991 года. Московская хартия 1994 года. Кодекс профессиональных обязанностей Союза журналистов России 1994 года. Сравнительный анализ кодексов 1991 и 1994 годов. Региональные этические кодексы. Этика электронных СМИ.
Журналистская этика - это не фиксируемые юридически, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания.
Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1) применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности, 2) ПЭ существует лишь в тех профессиях, которые непосредственно воздействуют на человека. Хотя, как и юриспруденция, и медицина, журналистика направлена непосредственно на человека, специфика отношений с людьми у нее своеобычна: общение с конкретными людьми носит вспомогательный характер, главными являются отношения с аудиторией.
Предмет ПЭЖ – нормы профессионально-этического регулирования, основанные на специфике отношений, вытекающих из диалектики «СМИ – аудитория».
Задачи ПЭЖ:
1) Давать мотив на служение обществу.
2) Дополнять право.
3) Решать ситуации, которые не регулирует право.
4) Повышать дисциплину.
5) Повышать престиж профессии.
Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.
Первый кодекс ПЭЖ – «Хартия поведения», принятая в 1918 во Франции.
1923 – «Каноны журнализма» в США.
1939 – первый международный кодекс ПЭЖ, «Профессиональный кодекс чести журналиста».
1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.
В СССР Союз журналистов появился в 1957году, в 1988 – создан Совет по профессиональной этике и праву. В историю отечественных СМИ вошли и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации.
Кодекс профессиональной этики журналиста (1991):
Глава I. Принципы профессиональной этики советского журналиста: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность.
Глава II. Нарушения норм профессиональной этики: проступки, нарушающие право граждан на получение информации; проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений; проступки против чести и достоинства личности; нарушения профессиональной чести журналистов; нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов.
Глава III. Возложение ответственности: рассмотрение дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики; право официального толкования принципов и норм журналистской этики принадлежит совету по профессиональной этике союза журналистов СССР на конфедеративной основе.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года(Союз журналистов России - 1992):
1) Журналист должен действовать, исходя из принципов данного Кодекса.
2) Журналист должен соблюдать законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег.
3) Необходимость известности источника, различий между фактом и мнением (при этом журналист может не быть нейтрален), недопустимость незаконной и недостойной методики получения информации, обязанность исправлять ошибки.
4) Конфиденциальность источника.
5) Недопустимость злоупотребления статусом журналиста (экстремизма, нарушения гражданских прав, дискриминации по признакам пола, возраста, профессии, расовой, религиозной принадлежности, физических и психических недостатков, Ф.И.О.)
6) Статус журналиста несовместим с работой в органах государственной власти, с оружием.
7) Недопустимо распространять информацию рекламного характера.
8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает законы честной конкуренции и авторские права.
9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса.
10) Журналист пользуется правовыми нормами для собственной защиты.
Недостатки Кодекса: тенденциозность (ярко выраженный либеральный х-р), отсутствие российской специфики.
Области этических норм:
1. «журналист - аудитория».Это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать:
Нужно ли это произведение аудитории?
Правильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его усилиям?
Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист - аудитория», то, пожалуй, этим словом будет «добросовестность».
2. «журналист -источник информации».Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед носителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).
Открытый сбор:
- представиться тем частным и должностным лицам, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов.
- для бесед с должностными лицами и получения от них документов обычно требуется согласие их руководителей,
- для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих публичного характера, - приглашение или разрешение присутствовать.
- в процессе контактов с частными лицами стремление получить максимум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, желаниям и точке зрения собеседника.
Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собственное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.
Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый - когда важно увидеть «непотревоженную» жизнь. Важно продумать, правильно ли выбран объект наблюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни), допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частности, нельзя представляться официальным лицом - работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и т.д., что либо запрещено законом, либо неэтично).
Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.
Журналист - персонаж».
Обычно недопустимо в качестве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.
Имея дело с реальным человеком журналист обязан не нарушить известное правило «прежде всего - не навреди».
Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. совершенно недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».
4. «журналист - автор».За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самотеком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а вовремя и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или переработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.
Нормой является уважение к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возможностей автора.
При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором.
5. «журналист -редакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации редакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.
В случае возникновения серьезных разногласий в определении и проведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ.
Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают сохранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования.
Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.
6. «журналист - коллеги».Коллегиальность и товарищеское взаимодействие.
Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности.
Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналистике не только работникам какой-либо одной редакции - они присущи всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.
Профессиональное товарищество обязывает к взаимопомощи в «технических» сторонах деятельности, побуждает к обмену внутрижурналистскими сведениями, совместному поиску информации и деловых контактов и т.д.
Контрольные вопросы:
1. Что такое профессиональная этика?
2. На каких уровнях реализуются нормы этического поведения журналистов?
Литература по теме
1. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации : учебник / В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2014. — 464 с.
2. Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 332 с
3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов /. Г. В. Лазутина. — 3 е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011. —. 224 с.