Прокуроры Российской Империи 1 страница
ББК 67.72
Р76
Коллектив авторов:
Кореневский Ю. В., кандидат юридических наук — гл. 18
Прокудина Л. А., кандидат юридических наук — гл. 16, 17
Рябцев В. П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ — гл. 1—10, 19, приложения
Сухарев A. Я., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ — введение, гл. 15, 20
Халиуллин А. Г., доктор юридических наук, профессор — гл. 13, 14
Ястребов В. Б., доктор юридических наук, профессор — гл.11, 12.
Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред.
Р 76 проф.А. Я. Сухарева. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 384 с.
ISBN 5-89123-494-7 (НОРМА)
ISBN 5-16-000471-8 (ИНФРА • М)
Учебник подготовлен в соответствии с современной программой курса прокурорского надзора. В нем учтены существенные изменения и дополнения, внесенные в Закон о прокуратуре Российской Федерации в 1999 году, а также ряд постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности некоторых норм Закона о прокуратуре Российской Федерации. Впервые в содержание учебника введены материалы, адекватно отражающие особенности прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, ее современной правовой регламентации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех, заинтересованных в изучении проблем надзора за законностью в России.
ISBN 5-89123-494-7 (НОРМА) © Коллектив авторов, 2001
ISBN 5-16-000471-8 (ИНФРА • М) © Издательство НОРМА, 2001
Содержание
Введение............................................................................................................................................................. 4
Глава I. Предмет, система и основные понятия курса "Российский прокурорский надзор".................... 5
§ 1. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации.................................... 5
§ 2. Предмет, система курса "Российский прокурорский надзор"........................................................... 8
§ 3. Основные понятия курса прокурорского надзора............................................................................ 10
Глава II. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.................................... 16
§ 1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.................................................................... 16
§ 2. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации............................................................ 17
§ 3. Регламентация деятельности органов прокуратуры иными федеральными законами................. 18
§ 4. Международно-правовые основы деятельности прокуратуры........................................................ 20
§ 5. Указы Президента Российской Федерации по вопросам деятельности прокуратуры.................. 20
§ 6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации................................................. 21
§ 7. Постановления Государственной Думы............................................................................................ 23
§ 8. Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации......................... 24
Глава III. Создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института 25
§ 1. Возникновение и становление российской прокуратуры............................................................... 25
§ 2. Прокуратура советского и постсоветского периода......................................................................... 26
Глава IV. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.................... 27
§ 1. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.............. 27
§ 2. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.................................... 32
Глава V. Функции и направления деятельности органов прокуратуры................................................... 34
§ 1. Понятие и система функций органов прокуратуры......................................................................... 34
§ 2. Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры........................ 36
Глава VI. Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура................... 41
§ 1. Понятие прокурорской системы......................................................................................................... 41
§ 2. Становление организационной структуры прокурорской системы............................................... 42
§ 3. Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации.................................................... 45
§ 4. Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации............................................ 46
§ 5. Генеральная прокуратура Российской Федерации........................................................................... 50
Глава VII. Служба в органах и учреждениях прокуратуры....................................................................... 52
§ 1. Общие условия службы........................................................................................................................ 52
§ 2. Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры............................... 53
§ 3. Аттестация прокурорских работников............................................................................................... 55
§ 4. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры........................................................................................................................................................................ 57
§ 5. Поощрение, а также дисциплинарная и иная ответственность прокурорских работников........ 60
§ 6. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры....................................................... 62
§ 7. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты............................. 63
Глава VIII. Управление в органах прокуратуры......................................................................................... 64
§ 1. Понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры................................................ 64
§ 2. Функции управления в органах прокуратуры.................................................................................. 67
§ 3. Ведомственные нормативные акты управления в прокуратуре..................................................... 71
Глава IX. Организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах............................ 72
§ 1. Организация и деятельность органов прокуратуры стран СНГ и Балтии..................................... 72
§ 2. Современная прокуратура в Восточноевропейских странах........................................................... 78
§ 3. Организация и деятельность органов прокуратуры и сходных государственно-правовых структур в других зарубежных странах........................................................................................................................ 83
Глава X. Международные организации прокуроров.................................................................................. 90
§ 1. Международная ассоциация прокуроров........................................................................................... 91
§ 2. Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ...................................................... 94
Глава XI. Надзор за исполнением законов................................................................................................... 97
§ 1. Предмет и пределы надзора................................................................................................................. 97
§ 2. Полномочия прокурора...................................................................................................................... 101
§ 3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов......................................... 106
Глава XII. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина............................................ 109
§ 1. Предмет надзора.................................................................................................................................. 109
§ 2. Полномочия прокурора...................................................................................................................... 111
§ 3. Организация и методика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина....... 112
Глава XIII. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность............................................................................................................................... 114
§ 1. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность...................................................................................................... 114
§ 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность...................................................................................................... 116
§ 3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.................................................................... 117
Глава XIV. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия........................................................................................................................................................ 119
§ 1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..................................................................................................................................................... 119
§ 2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..................................................................................................................................................... 120
§ 3. Прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел 122
§ 4. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу.......................................................................................................................................................... 124
§ 5. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших........................................................... 126
§ 6. Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением............................ 128
Глава XV. Координация деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью................................ 131
Глава XVI. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве......................................................... 138
§ 1. Развитие правовой регламентации взаимодействия прокуратуры и суда................................... 138
§ 2. Участие прокурора в суде первой инстанции................................................................................. 141
§ 3. Участие прокурора в суде кассационной инстанции..................................................................... 146
§ 4. Участие прокурора в пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу..................... 148
Глава XVII. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве....................................................... 150
§ 1. Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве..................... 150
§ 2. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции...................... 152
§ 3. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной инстанции................ 154
§ 4. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в кассационной инстанции................... 157
§ 5. Участие прокурора в пересмотре судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу...................................................................................................................................................................... 160
Глава XVIII. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел............................................. 164
§ 1. Судебная власть и прокуратура......................................................................................................... 164
§ 2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции........................... 165
§ 3. Опротестование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в кассационной инстанции.................................................................................................... 171
§ 4. Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.............................................................................................................................................................. 173
Глава XIX. Надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера....................................................................................................... 177
§ 1. Предмет, объект и задачи надзора..................................................................................................... 177
§ 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание.................................................................................................................................................... 178
§ 3. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера..................................................... 179
§ 4. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний......................................... 180
Глава XX. Исторические тенденции, проблемы и перспективы развития прокурорского надзора... 183
Приложения................................................................................................................................................... 192
Введение
Предлагаемый учебник "Российский прокурорский надзор" уже самим названием подчеркивает неординарность и самобытность одного из важнейших правоохранительных органов, рожденного великим реформатором России Петром I на переломном этапе в истории отечественной государственности. Вот уже почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит мощным державным оплотом порядка и законности нашего многонационального общества.
История запечатлела неоднозначное восприятие петровского учреждения, ибо прокуратура по изначальному замыслу его мудрого творца была призвана служить зорким "оком государевым" в изобличении казнокрадства и мздоимства, сепаратизма и вседозволенности вельможной и чиновничьей знати, оберегая единство и безопасность страны. Именно служением интересам Отечества, строгим надзором за законностью российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.
На фоне этой исторической истины странными, если не сказать кощунственными, выглядят потуги некоторых не в меру "демократических" историков и политологов приписать родословную отечественной прокуратуры советскому периоду, превратив ее в синоним произвола и беззакония сталинских репрессий.
Столь разительные разночтения во взглядах на природу и социальное призвание прокуратуры — явление неслучайное. Оно указывает на постоянный, неослабевающий интерес общества к одному из важнейших звеньев правозащитной системы, которое находится в эпицентре противоборствующих политических сил.
В этом учебнике рассматривается главный содержательный вопрос, определяющий жизнедеятельность прокурорской системы, - ее контрольно-надзорная роль в механизме государственной власти и управления. Раскрывается весь комплекс функций и направлений надзора, дается анализ его законодательной базы, действенности и пробелов функционирования в различных областях общественной жизни. Исповедуемые авторами концептуальные положения и взгляды иллюстрируются данными правоприменения, официальной статистики, выборочными исследованиями. Будучи учеными, прошедшими большую школу практической деятельности в органах прокуратуры и юстиции, они пытаются не просто дать будущим юристам нужные в современных условиях академические знания, но и как бы "ввести" их в аналитическую лабораторию познания через прикладную призму практики надзора за исполнением законов в сфере управления, экономической и социальной областях, защиты прав и свобод личности и т.д.
Достоинством книги является подача учебного материала на широком фоне общественных и социально-правовых процессов в условиях обновляющейся России.
Представляется, что впервые при издании такого рода учебного пособия раскрывается исторический аспект возникновения и развития прокурорской надзорной системы, анализируются разные точки зрения на социальную ценность и функциональные полномочия этого института.
Авторы стремились объективно показать суть ведущихся дискуссий о месте и роли прокурорского надзора в правоохранительной системе, эволюцию его правового статуса в условиях радикального реформирования общества. Они считают не только оправданным, но и важным ознакомить будущих юристов с результатами некоторых дискуссий, и в частности Международной встречи видных правоведов, проведенной в Москве под эгидой Совета Европы, которая всесторонне обсудила проблемы функционирования прокуратуры в правовом государстве. Знакомство молодых юристов с позицией и выводами видных западных экспертов позволит составить более полное представление о продвижении российской правовой реформы и результатах демократических преобразований в самой прокурорской системе.
Изучая многогранную, разнопрофильную деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов, и особенно по защите прав человека, будущие специалисты не только получат необходимые и полезные знания о функционировании надзорной системы, но и станут поборниками ее всемерного укрепления в трудный период кризиса законности в России.
А.Я. Сухарев,
доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист
Российской Федерации
Глава I. Предмет, система и основные понятия курса "Российский прокурорский надзор"
§ 1. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.
Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Федеральным законом на прокуратуру также возложен надзор за:
• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
• исполнением законов судебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.
Вышеназванные функции и направления деятельности определяют и основные параметры характеристикиотношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Все правоохранительные органы, равно как и органы вневедомственного контроля (надзора), являются специализированными органами контроля за исполнением (соблюдением) законов в соответствующих достаточно ограниченных сферах правовых отношений. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений. При необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы объема установленных полномочий или их предметной компетенции, контролирующие органы обязаны обратиться или передать соответствующие материалы надлежащему органу или должностному лицу, например, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в том числе путем обращения к прокурору. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием принимаемых ими актов и решений по выявлению правонарушений, привлечению виновных к установленной ответственности.
Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Правоохранительные органы при осуществлении ими расследования уголовных дел в соответствии с установленной подследственностью обязаны выполнять согласно закону указания прокурора; оконченные ими расследованием уголовные дела, завершившиеся составлением обвинительного заключения, представляются в суд прокурором, осуществлявшим надзор по этому делу, или вышестоящим прокурором.
Прокуратура обязана информировать контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносить предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.
Вместе с тем с учетом определенных особенностей на органы прокуратуры распространяется компетенция различных контролирующих органов (пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологического контроля и т.п. ). Исходя из предназначения прокуратуры, выраженного в ее задачах и полномочиях, включая надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, расследование ею преступлений, совершенных работниками этих органов, имеются определенные гарантии обеспечения независимости самих прокуроров. Среди таких гарантий, в частности, установление законом правила о том, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
Надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность Правительства РФ. Законом только предусмотрено, что в случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Прокуратура и суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Прокурор или его заместитель в случае установления нарушения закона органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуратуры, помимо иных мер, предусмотренных законом, обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.
Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Таким образом, прокурор в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах выступает в качестве стороны или субъекта соответствующего судебного разбирательства. В случаях и порядке, определенных законом, прокурор осуществляет надзорные полномочия в отношении судебных решений, не соответствующих закону.
Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в соответствии со своей компетенцией истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Установив, что перечисленные судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору, который, согласившись с этим представлением, вносит протест в надлежащую судебную инстанцию.
При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону. Протесты прокурора также направляются в судебную инстанцию, полномочную пересматривать, отменять или изменять опротестованные судебные решения. Протест прокурора не имеет для такого суда заранее установленной силы. Доводы и основания, приведенные прокурором в протесте на несоответствующее закону судебное решение, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными.
Прокуратура и Конституционный Суд РФ. Конституция РФ не предусмотрела Генерального прокурора РФ в составе субъектов, полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ст. 125). Вместе с тем согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст. 72) как руководителю системы прокуратуры России, осуществляющей надзор за исполнением законов. Такое направление постановлений и заключений суда Генеральному прокурору связано с их юридической силой, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.