Государственно-политическое устройство Бразилии.

По форме правления Бразилия является президентской республикой, главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания. Форма правления Бразилии - республика, с федеративным государственным устройством.

Признаки:

1. Федерализм;

2. Многопартийность политических партий;

3. Политический плюрализм

4. Разделение властей

5. Суверенитет

6. Гражданство

Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры. Выборы Президента Республики включают и выборы Вице-президента, регистрируемого вместе с кандидатом в Президенты. Избранным Президентом считается кандидат, зарегистрированный какой-либо политической партией, который получил абсолютное большинство голосов, не считая недействительных и незаполненных бюллетеней. Президент и Вице-президент Республики вступают в должность на заседании Национального конгресса, на котором они принимают присягу соблюдать, защищать и применять Конституцию, соблюдать законы, способствовать общему благосостоянию бразильского народа, поддерживать единство, целостность и независимость Бразилии.

Полномочия президента Республики:

1. Назначать и смещать с должности государственных министров;

2. Осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;

3. Инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

4. Накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;

5. Распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;

6. Поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;

7. Декретировать введение состояния обороны и чрезвычайного положения;

8. Объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию; и т.д.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов (513 мест). и Федерального сената (81 место).

Национальному конгрессу принадлежит право принимать решения по всем вопросам и компетенции, относящимся к сфере Союза, и особенно:

· Налоговая система, поступление и распределение доходов;

· Установление и изменение численности личного состава вооруженных сил;

· Границы национальной территории, воздушного и морского пространства и собственность, принадлежащая Союзу; и т.д.

К исключительной компетенции Национального конгресса относится:

· Выносить окончательное решение по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;

· Уполномочивать Президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание, кроме случаев, предусмотренных дополняющим законом;

· Временно изменять свое местонахождение; и т.д.

Высшая судебная власть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии, состоит из одиннадцати судей, подбираемых из числа граждан, имеющих более тридцати пяти и менее шестидесяти пяти лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией.

Первостепенным полномочием Федерального верховного суда является контроль за соблюдением Конституции; ему принадлежат следующие права:

непосредственного рассмотрения дела о неконституционности какого-либо закона или какого-либо нормативного федерального или штатного акта или дел о конституционности федеральных законов или нормативных актов;

правонарушений общеуголовного характера, совершенных Президентом Республики, Вице - президентом, членами Национального конгресса, собственными судьями и Генеральным прокурором Республики; и т.д.[4]

Вывод:По форме правления ФРГ является парламентарной (парламентской) республикой, а Бразилия является президентской республикой,. Исполнительная власть в ФРГ находится, в руках правительства. Опираясь на парламентское большинство. В Бразилии Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры. Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит федеральному парламенту – бундестагу, а в Бразилии законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, что же касается судебной власти, то в ФРГ Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, Верховным федеральным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель, а в Бразилии Высшая судебнаявласть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.

Задача№2

2. На примере США, Индии, Австрии и Бельгии рассмотрите четыре способа разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Используя нормы Конституций указанных государств поясните, влияет ли способ разграничения предметов ведения, избранный федерацией, на уровень централизации (децентрализации) федеративных отношений в государстве. Назовите федерации, которые, с Вашей точки зрения, являются примерами наиболее централизованных (децентрализованных) государств.

Федерализм как форма решения вопроса о территори­ально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным госу­дарствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Австрия, Бельгия, Ин­дия.

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полно­му распаду союза, либо к федеративной форме государ­ственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только кон­федерации с мононациональным составом населения

В отличие от унитарного государства, федерация – сложное союзное государство. Составными частями федерации являются государственные образования или государства-члены, имеющие собственное административно-территориальное устройство. Конституции федеративных государств разделяют предметы ведения федерации и ее субъектов.

В различных странах по-разному осуществляется разграничение предметов ведения, однако в его основе всегда лежит сочетание четырех элементов:

исключительные полномочия федерации;

исключительные полномочия субъектов;

полномочия, осуществляемые совместно федерацией и субъектами;

полномочия, не входящие ни в один из перечисленных элементов (остаточные полномочия).

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических тради­ций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, под юрисдикцией субъектов федерации находится земля в Соединенных Штатах Америки, необходимо учи­тывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности, в Австралии земля и недра принадлежат субъектам федерации.

Международный опыт располагает разнообразными примерами правового закрепления и регулирования исключительной компетенции субъектов федерации. Так, в законодательстве одних государств приводится исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в компетенции субъектов федерации, как, например, в Конституции Индии: Перечень II Приложения 7 к Конституции Индии включает 66 пунктов, в числе которых «Здравоохранение и санитария». Законодательство других государств не содержит подобного перечня: в этом случае к предметам ведения субъектов федерации относятся вопросы, которые не входят ни в исключительное ведение федерации, ни в совместное ведение федерации и ее субъектов.

Конституция США ст.10 гласит: «Полномочия, не представленные настоящей Конституцией Соединенных Штатов и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом».

Конституция США, наоборот, создает юриди­ческую возможность путем издания обычного закона Кон­гресса США расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении федерации (раздел 8 статьи 1). И эта возможность на практике была использована не один раз. Таким образом, ясно, что стабильность в решении та­кого важного вопроса, каким является вопрос о разграни­чении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, может быть обеспечена лишь в случае, когда этот вопрос решается исчерпывающим образом в самой конституции.

Принципы разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами предусматривают и возможность воздействия и вмешательства федерации на субъекты. В основном, воздействие центральной власти на субъекты федерации ведется путем контроля федерации за деятельностью своих субъектов. Контроль может быть осуществлен при помощи финансового воздействия, путем обращения в федеральный суд, путем использования законодательных актов и т.д.

Основаниями для федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление. Основаниями для федерального вмешательства в права субъектов Федерации могут быть причины четко оговоренные в законодательстве (Конституции). В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации.

Своя специфика разграничения предметов ведения и полномочий характерна для Конституции Австрийской республики. Согласно Конституции Австрии, разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов основывается на положениях ряда статей Конституции, которые устанавливают:

а) что именно относится к ведению Федерации в сфере законодательства и исполнительной деятельности (ст. 10);

б) что относится к ведению Федерации в области законодательства и что к ведению земли в области исполнительной деятельности (ст. 11);

в) следующий принцип разграничения предметов ведения и полномочий базируется на положении Конституции Австрии о том, что к ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли – издание конкретизирующих законов и исполнительская деятельность также по конкретно очерченным вопросам (ст. 12).

г) отдельной статьей (14) в 14 Конституции Австрии одновременно указаны предметы ведения Федерации и земель применительно к области школьного дела. В статье 14а – определены предметы ведения Федерации в области профессионального школьного обучения, высшие сельскохозяйственные учебные заведения и высшие учебные заведения в области лесного хозяйства, а также учебные заведения для подготовки и повышения квалификации учителей профессиональных школ в сфере сельского и лесного хозяйства.

Что касается предметов ведения субъектов федерации то в разных странах они устанавливаются разными способами. В одних государствах предметы ведения субъектов специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации и к совместному ведению федерации и ее субъектов (Австрия). В данном случае нельзя говорить об исключительной компетенции субъектов федерации, если сами субъекты не относят их к своей исключительной компетенции. В других, например, в Конституции Индии, наоборот, дается исчерпывающий перечень предметов ведения штатов (исключительная компетенция субъектов федерации).

В ведении Федерации (ст. 12) находится и здравоохранение, за исключением похоронного дела и кладбищ, а также санитарной службы в общинах и организации скорой помощи; однако относительно лечебных учреждений и санаториев, курортов и целебных источников – только осуществление санитарного надзора; меры по предупреждению опасного воздействия на окружающую среду, обеспечение чистоты воздуха, без ущерба компетенции земель в сфере отопления; производство и утилизация опасных отходов, ветеринарное дело; продовольственное дело, включая контроль за качеством пищевых продуктов; регулирование транспортировки семян и растительных культур, кормов, удобрений и ядохимикатов, а также оборудования для ядохимикатов. А также демографическая политика в той части, в которой она касается предоставления пособий на детей и компенсаций в интересах семьи.

В плане анализа практике разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами интересна конституционная практика Бельгии. Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Бельгия включает три сообщества: Французское сообщество. Фламандское сообщество и Германоязычное сообщество, она включает также три региона: Валлонский регион, Фламандский регион, Брюссельский регион.

В Конституции Бельгии в статье 35 зафиксировано, что федеральный орган имеет компетенцию только в вопросах, которые закреплены в Конституции и законах, принятых на ее основании. Сообщества или регионы в пределах своих интересов компетентны в иных вопросах, на условиях, установленных законом. Закон этот должен быть принят большинством.

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом. Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией. В компетенцию федеральной законодательной власти входит дарование натурализации, законодательство, касающееся гражданской и уголовной ответственности министров Короля; бюджеты и счета государства; определение армейского контингента.

Конституция Бельгии содержит специальный раздел Компетенция. В

Таким образом, ясно, что, говоря о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, нельзя употреблять термин "компетенция" вместо терми­на "предметы ведения". Компетенция — это свойство, присущее лишь госу­дарственному органу. Государству же присуще другое свойство — суверенитет. Именно с этим свойством, прису­щим государству, связан вопрос о разграничении предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Необходимо отметить, что от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федератив­ное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, со­циальным, национальным, культурным потребностям об­щественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны.

Задача №3

Метод.

Всего 758 тыс. голосов

Законодательством установлен заградительный барьер, который равен 5%,

758*5/100=37,9 тыс. голосов

Партия В отстраняется.

Избирательная квота: 758:7= 108 тыс. голосов

Партия А 113=1 мандат

Партия С 347=3 мандата.

Партия D263=2 мандата.

Всего 6 мандатов.

а) метод наибольшего остатка:

Партия А 113=5 голосов

Партия С 347=23 голоса

Партия D263=47 голосов

У партии D осталось 47 голосов, ей отдаётся мандат.

б) метод наибольшей цифры:

Партия С 3+1=4 мандата.

в) метод наибольшей средней:

Партия А 1+1=2

113:2=56

Партия С 3+1=4

347:4=86,7

Партия D2+1=3

263:3=87,6

партия Dполучит ещё 1 мандат.

2. Метод.

Делим кол-во голосов на порядковые номера:

Партии Кол-во голосов 1 2 3 4
А 113:1=113 113:2=56,5   116:3=37,6 113:4=28,2
С 347:1=347 347:2=173,5 347:3=115,6 347:4=86,7
D 263:1=263 263:2=131,5 263:3=87,6 263:4=65,75

347; 263; 173,5; 131,5; 115,6; 113; 87,6; 86,7.

87,6 – это избирательная квота.

Партия Кол-во голосов Кол-во мандатов
А
С
D

Список использованных источников и литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014

2. Конституции государств Европы в 3-х тт. М., 2001

3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2010

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2015

5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013.

6. Конституция Федеративной Республики Бразилия 5 октября 1988 г.

7. Конституция Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г.

8. Маклаков Вячеслав Викторович Конституционное (государственное) право зарубежных стран, общая часть (2-е издание, исправленное и дополненное) Москва – Берлин 2012

[1] Маклаков Вячеслав Викторович Конституционное (государственное) право зарубежных стран, общая часть (2-е издание, исправленное и дополненное) Москва – Берлин 2012 – с. 410

[2] Статья 38-39 Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г.

[3]Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г.

[4]КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИЯ 5 октября 1988 г.

Наши рекомендации