Государство и право средневековой Японии
В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно — "сын неба"— Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний Киото. Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название "Манифест Тайко" 646 г.
Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и "подлые" - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Свод законов "Тайхоре" был составлен в 702-718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом "Тан лин" 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс — Ре и уголовный — Рицу. Главное содержание — земельная реформа.
В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в. ) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Мораль рисовала самурая героем-рубакой.
Вспарывание живота (харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обыденной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семье, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей.
Японцы — законопослушная нация и в своей основной массе верующая. Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев — синтоизм — вероучение местных, туземных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы — прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира "вечного блаженства". Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.
В Японии действовала хорошо поставленная служба разведки. Монахи, под видом туристов, внимательно изучали устройство, нравы, законы, быт соседних народов. Эта информация обобщалась и учитывалось полезное. Приверженность японцев своим вероучениям, своим духовным ценностям, возможно, объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к разного рода проповедникам, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев разрешался только для торговли и через один порт — Нагасаки.
42. Английская революция середины ХVII в. и образование буржуазного государства. Протекторат О.Кромвеля. «Орудие управления».
При рассмотрении данного вопроса отметим, что в начале XVII в. развитие капитализма в Англии сдерживалось жесткими средневековыми правилами. Наиболее острое недовольство вызывала система так называемых монополий. В то время, как английская буржуазия выступала за свободную конкуренцию, монархи продолжали продавать патенты на монопольное производство и продажу различных товаров и изделий. Такого рода экономическая политика ежегодно приносила короне большие доходы. В деревне феодальные отношения ограничивали возможность распоряжения земельной собственностью. Правление первых Стюартов отмечено стремлением опираться в своей борьбе с парламентом на католических монархов континентальной Европы. Такая политика была приемлема для деловых кругов Англии, которые представляли основную поддержку правителей. Далее их правление было отмечено сближением со старым колониальным соперником Англии – Испанией. Это вызвало недовольство купцов и судовладельцев. В 1625 г. на престол вступил Карл I он унаследовал абсолютистские взгляды отца, который отказывался признавать за парламентом какие-либо права. В 1637 г. в Шотландиивспыхнуло восстание, вызванное стремлением Карла I распространить абсолютистские порядки и на это королевство. В результате названных событий парламент несколько раз созывался. Однако ситуация продолжала ухудшаться. И в ноябре 1640 г. монарху пришлось созвать заседавший затем до 1653 г. новый, так называемый Долгий парламент. Деятельность Долгого парламента была воспринята монархом как сигнал к немедленному переходу в контратаку. Карл I потребовал, чтобы палата общин выдала главарей оппозиции. Получив отказ, король попытался сам арестовать своих противников. В этот решающий момент население Лондона защитило оппозиционеров. Карл I понял, что борьба с парламентом предстоит трудная, поэтому бежал на север страны, где рассчитывал получить поддержку верной ему феодальной знати. В Англииначалась буржуазная революция. Ее особенностью было то, что буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, против феодального дворянства и против господствующей церкви. Летом 1642 г.Карл I объявил парламенту войну. Начало войны было ознаменовано победами королевских войск – плохо вооруженная и необученная армия парламента не выдерживала их натиска. Однако в 1645 г. в генеральном сражении при Незби парламентская армия наголову разбила королевское войско.
В результате поражения Карл I бежал в Шотландию, и вскоре был выдан английским должностным лицам. Власть в стране фактически перешла в руки армии. Индепенденты, как представители движения радикальной средней буржуазии и джентри, воспользовались этим, чтобы расправиться с оставшимися сторонниками монарха. В сложившейся ситуации они считали возможным установление республики. Представители военных масс требовали предания Карла I суду.
Результатом долгих событий, связанных с буржуазной революцией в Англии, проводится ряд изменений в государственном устройстве Англии. Так, в марте 1648 г. была упразднена палата лордов «как бесполезное и опасное для английского народа» учреждение. После судебного разбирательства Карла I приговорили к смертной казни 30 января 1649 г. его казнили «как тирана, изменника, убийцу и врага добрых людей этой нации». В марте 1649 г. принимается Акт об отмене королевского звания. В нем указывалось, что королевская власть «бесполезна, тягостна и опасна для свободы, общественной безопасности и публичного интереса английской нации». 15 мая 1640 г. Англия официально провозглашается республикой.