Глава 14. Государство и право в средневековой Японии

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, затем в течение нескольких веков туда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока Китая, а также племена из Индонезии, Кореи и Индокитая (рис. 7).

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии - student2.ru Рис. 7.

В III- -VII веках на японских островах шел активный процесс разло­жения первобытнооб­щинных отношений и формирование ранне­классового общества. По­явление первых пле­менных союзов на терри­тории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родо­вая община, развиваясь, постепенно уступала ме­сто общине соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинни­ками появились полусво­бодные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы, но последних было незначительное количество.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:

1. раннее средневековье (VII- -XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;

2. развитое средневековье (XIII- -XVII вв.), когда в Японии сложи­лась феодальная сеньори­ально-вассальная структура, со специфической военно-самурай­ской окраской и со все­властием сёгуна - - «великого воеводы. по­корявшего варва­ров»;

3. позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы:

· гокенин - - непосредственные вассалы правителя-сёгуна;

· хигокенин - - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории:

· непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;

· «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии - student2.ru Рис. 8

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издаётся книга «18-ти законов», то там регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества:

· самураи - - си;

· крестьяне - - но;

· ремесленники - - ко;

· торговцы - - сё

Особняком стояла японская аристократия - - кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сёгуна. Вне общества стояли социальные изгои, именовавшиеся париями - - эта (рис. 8).

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать - - рисовая рента зависимых крестьян доходила порой до ½ собранного урожая. Но в наиболее тяжёлом положении находились японские холопы - - они фактически были рабами.

Реформы Тайка 645 г. имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - - императором, сыном богини Солнца - - согласно древней японской религии синто («путь духов»). В эру Тайка появилось Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца второй мировой войны XX в. Министерство состояло из одного особого управления, четырех главных и тринадцати простых управлений и являло собой сложнейшую структуру, целиком направленную на обслуживание потребностей императорского дома.

Впоследствии с ростом благосостояния и одновременно клановых распрей в Японии возрастает политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана и буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или «старший министр», а непосредственные функции управления там осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на «старших» и «младших» советников.

Под началом Государственного совета было восемь министерств (Министерство императорского двора, «общих дел», финансов, юстиции и др.)которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров, с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования по моральным нарушениям в государстве.

С устновлением первого сёгуната Минамото (1192-1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился преодолеть раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство в целом и свою власть, в частности. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате сколь-нибудь заметной роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако сразу же возникает правительство сёгуна - - бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорявшего варваров» - - сёгуна.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно - - к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходит ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно тогда политическая воля императора не учитывается вообще, а в императорской столице (г.Киото) вводится новая должность наместника сёгуна - - сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же, в XVII в. (1635 г.), сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а, возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который с помощью специальных законоведов мог проводить расследования либо прекращать судопроизводство. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проводил также с помощью своих специальных инспекторов.

Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который также рассматривал наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из списков.

Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции - - реставрации Мэйдзи - - была восстановлена власть японского императора.

Право средневековой Японии.

Источники права средневековой Японии. Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не выделялось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», о «божьем суде» и с концепцией «справедливости».

Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно-наказательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - - термином «рё».

Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен большей частью регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - - уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

Контрольные вопросы

· Какие периоды выделяют в развитии средневековой Японии?

· Что такое си- - но - - ко - - сё?

· Как можно перевести термин «сёгун»?

· Какие существуют сборники японского средневекового права?

Глава 15. Арабский халифат

Непосредственной причиной возникновение государственности у арабов является зарождение и становле­ние новой религии - - ислама,связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифатабыла созданная Мухаммедом в начале VII в. в За­падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор­мление было завершено к 20-м - - 30-м гг. VII в. В 630- -631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель­ную часть других районов Аравии. Инициатива Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское обще­ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соот­ветствующих ей политеистических религиозных представлений. Все ара­бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од­новременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

В результате завоеваний Халифат довольно быстро (по историческим меркам) превратился в огромное те­ократическое мусульманское государство, включавшее в себя Тунис, Марок­ко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии. В нем господствовали феодальные отношения - - при сохранении ра­бовладельческого и патриархального укладов.

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсаль­ность новой веры, провозглашавшей равенство своих последовате­лей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежнос­ти, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую оче­редь, это были средние и бедные слои населения. Вскоре, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам, к новой му­сульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать (сх. 16).

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии - student2.ru

Схема 16.

Исламв самом зародыше был синтезом религии, политичес­ких норм и права, где религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ис­лам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлет­ворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на конт­роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитар­ный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростов­щичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объе­динения различных этнических, расовых, куль­турных групп, населявших Халифат, в единый политико-идеологический организм.

В мусульманской империиобщественный строй отличался следующими характерными чертами:

1. доминирующим положением государственной собственности на землю;

2. широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве;

3. государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты - - налога в пользу правящей верхушки;

4. религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни;

5. отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, нерегламентированность каких-либо свобод и привилегий.

Характерно, что мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не­мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня­ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време­нем их гражданские права были существенно ограничены. Их взаимоот­ношения с мусульманами регламентировались шариатом - - мусульманским правом; они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи­вать поземельную и подушную подать (харадж).

Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера. Он являлся светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племен­ная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственни­ков и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вож­дей всех мусульман - - халифов. Халифы считались заместителями Мухамме­да, а начиная с Омейядов - - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная.

Государство приобрело форму централи­зованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634- -644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

· военный диван - - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружени­ем войска;

· диван внутренних дел - - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;

· диван почтовой службы - - диван-ал-барид, который, кроме своих ос­новных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка­раван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "пове­литель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на кото­рые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также ме­стный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры име­ли заместителей - - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных ран­гов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - - старейшин (шейхов).

К XI в. стало значительным действие таких факторов, как: 1) различный уровень экономическо­го развития входивших в состав Халифата стран, 2) слабость хозяйствен­ных связей между областями Халифата, 3) народно-освободительные и антифеодальные восстания, 4) концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, 5) борьба внутри класса феодалов. Все эти факторы обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.

В начале IX в. отделился Кордобский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до на­чала XVI в. (сх. 17).

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии - student2.ru

Схема 17.

Право Арабского Халифата

Мусульманское право с возникновения Халифата и до сих пор представлено шариатом - - сводом религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама, одной из сторон этой религии. Шариат или мусульманское право включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на ортодоксальные источники - - Коран и Сунну (сх. 18).

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии - student2.ru Схема 18.

По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противореча­щие исламу, и др. В мусульманском публичном праве были закреплены следующие правовые земель­ные статусы:

1. хиджаз - - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоя­щее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная соб­ственность. Для них был установлен особый правовой режим; с прожи­вающих на этих землях мусульман взималась десятина;

2. вакуф, или вакф, - - пожертвования, земли, переданные мечетям, шко­лам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

3. икта - - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением (сравни: бенефиций); впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

4. мульк - - личная земельная собственность. В отличие от икты мульк не был обусловлен несением государственной службы. Он мог быть про­дан, подарен или передан по наследству.

Шариатскому праву уже было известно деление вещей на движимые и не­движимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивиду­альными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

Шариат рассматривает браккак религиозную обязанность мусульмани­на. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и жени­хом. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одно­временно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча­ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго оп­ределенным основаниям.

Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрыва­лись расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь, наследство получали дети умершего, затем его братья, дядья и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли муж­чин. На получение наследства не имели права вероотступники, разве­денные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

· завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

· завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

· составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

Мусульманским правом все преступленияклассифицировались на три группы:

1. преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились, в первую очередь, отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напит­ков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

2. преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение пре­ступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

3. правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право вы­бора наказания было предоставлено суду.

В качестве мер наказанияпредусматривались: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помеще­ние в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка и т. д.

Для судебного процесса характерен обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единолич­ное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рас­смотрения гражданских и уголовных дел. Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственны­ми органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей - - кади. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не при­менялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение.

Контрольные вопросы

· Каковы периоды в развитии государства Арабский Халифат?

· Почему Арабский Халифат называют «теократическим государством»?

· Определить термин «диван».

· Какие группы населения выделяют в Арабском Халифате?

· Кто такие «кади» и какова их роль в судебной системе Арабского Халифата?

Литература ко второй части.

1. Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. - -М., 1950.

2. Лебек Ст. Происхождение франков. V—IX вв. / Пер. с франц. В.А. Павлова. - -М., 1993 (Разд. I—III).

3. Раннефеодальные государства в Европе V—IX вв. // Опыт тыся­челетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 98.

4. Вестготская правда // Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т. Т. 2. - -М., 1999;

5. Галанза П.М. Феодальное государство и право Германии. - -М.,1963.

6. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе.

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - -М., 1992.

8. Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конститу­ционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. - -М., 1918.

9. Дженкс Э. Английское право. - -М., 1947.

10. Киралфи А. Источники английского права // История права: Англия и Россия. - -М., 1990. С. 148- -167.

11. Кросс, Руперт. Прецедент в английском праве. - -М., 1985.

12. Фримен Э. Развитие английской конституции с древних времен. - -М., 1988.

13. Апарова Т.В. Основные исторические тенденции английского претендентного права // Уч. зап.: ВЮЗИ. Вып. 17. Ч 3. 1968.

14. Великая хартия вольностей 1215 г. // Документы по истории зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - -М., 1987.


Наши рекомендации