Основные идеологические течения в современном мире
Понятие, структура и виды политического сознания
Человек по природе любознателен. С помощью своих органов чувств он воспринимает окружающие его явления, познает их в ходе общения с другими людьми, пытается как-то понять, объяснить хотя бы самому себе причины происходящего, оценить его пользу или вред для себя и других. Политика, политические явления и процессы тоже вызывают у человека определенный интерес, то или иное к ним субъективное отношение. Знакомясь с историей своей страны и других стран, он начинает как-то относиться к прошлой политике и политическим феноменам, у него могут появиться политические желания и даже притязания на будущее. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений.
Если признать политику и политические явления объективной реальностью, то надо признать и наличие у людей соответствующей субъективной реакции на них, именуемой политическим сознанием. Последнее — неизбежный спутник политики и политических процессов.
Политическое сознание — важный элемент духовной жизни человеческого сообщества. Оно в известном смысле противоположно материи, но органично связано с нею. Политическое сознание обычно не существует в «чистом» виде, а тесно взаимосвязано с другими видами и формами осознания действительности. Так, достаточно часто политическое сознание переплетается с моральными воззрениями, поскольку люди оценивают политику и политические явления через призму моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости. А с правосознанием политическое сознание частично пересекается, поскольку многие политические отношения регулируются правом, многогранная деятельность госу-
дарства опосредуется правом. Нередко и отношение к праву определяется политическими взглядами.
Политическое сознание — это система знаний, взглядов, чувств и волевых установок, выражающих субъективное отношение человека к реальной или желаемой политике, политическим явлениями процессам.
Вданном определении подчеркивается, что, во-первых, политическое сознание имеет системный характер; во-вторых, это сложное структурное образование; в-третьих, изначально оно присуще конкретному человеку (рис. 13).
Первый структурный элемент политического сознания -политические знания. Они характеризуют интеллектуально-p.i циональное звено сознания, так как основаны на реальных фактах политической действительности, историческом опыте государственного строительства, добываются научными метода ми и могут быть проверены практикой. В качестве примером могут служить классификации политических систем и полити ческих режимов, теоретико-методологические матрицы проверки наличия демократии в тех или иных государственно-полити ческих образованиях, конструирование и политическая верификация теории разделения властей, формирование научных категорий и определений.
Второй структурный элемент политического сознания — политическая идеология. Она включает идеи, представления о по литике, политической власти, государстве и др. К политической идеологии следует отнести различного рода идеи и постулаты, отражающие как сиюминутные чаяния людей, ситуационные обстоятельства, так и положения перспективного и даже футу-рологического порядка. Они проявляются в программных положениях политических партий и движений, лозунгах и заявлениях политических лидеров, в декларативных частях конституционно-правовых документов. Идеология — самый мобильный и
!i I. Понятие, структура и виды политического сознания 273
"Pi анизационно оформленный элемент политического сознания. На протяжении столетий она играет определяющую роль в политической жизни государственно организованных общест-ненных систем и в этой связи нередко приобретает самостоятельное значение, «эксплуатируя» интеллектуальную составляющую сознания.
Третий структурный элемент политического сознания — по-штическая психология как совокупность чувств, эмоций, настроений. Человек не может руководствоваться в политической гфере только идеологическими установками или рациональным подходом. Эмоциональная окраска (положительная и отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Вместе с тем ее роль в политическом сознании нельзя недооценивать.
Четвертый элемент политического сознания — организационный интеллектуально-волевой феномен, включающий цель, мотивы, решения и волю. Это одновременно связывающий и пограничный между сознанием и действием элемент. Не случайно некоторые авторы называют его поведенческим элементом как совокупность мотивов поведения, внутренних установок и готовности действовать. Действительно, для этого есть основания.
Но все же поведенческий элемент должен характеризовать само поведение, а не сознание как таковое. Сознание характеризуется духовными началами, а поведение — материальными. В основе волевой составляющей политического сознания лежат соответствующие потребности и интересы, пропущенные сквозь призму знаний, идей и эмоций. Принятие решения и проявление политической воли по его реализации, т. е. команда действовать, осуществляется на основе комплекса факторов, но иногда могут срабатывать один или два компонента системы.
Значение политического сознания в жизни общества переоценить трудно. Оно не только отражает политические явления и процессы, но и создает политическую реальность. Не будет преувеличением сказать, что все политические действия и про-
цессы начинаются в головах людей. Без глубокого осознания и осмысления не может быть серьезной политики. Кроме того, всякого рода реформаторам нелишне помнить, что изменим, ценностные ориентиры, направленность политического сознания, разрушить вековые стереотипы и традиции не проще, а в чем-то даже сложнее, чем саму материальную действительность. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым вы ступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Если же оно в искаженном виде отражает социальную действительность, то может привести к волюнтаризму в политике, когда политический субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями, принимая произвольные решения.
Виды политического сознания могут быть определены по различным основаниям (рис. 14). Одним из них может служить степень и глубина проникновения в суть политических явлений, их осознание. По данному критерию политическое сознание подразделяется на три уровня
§ 1. Понятие, структура и виды политического сознания 275
Обыденное политическое сознание свойственно основной массе членов общества; оно формируется в повседневной жизни. 1:му присущи ярко выраженные социально-психологические черты: эмоциональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий. Обыденное политическое сознание характеризуется размытостью, несистемно-етью, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике с точки зрения житейского здравого смысла.
Выработанные массовым сознанием стереотипы поведения песьма устойчивы. Например, суть одного из стереотипов заключается в желании и стремлении людей решить проблемы одним махом, причем технология решения проблем находится как бы вне сознания. Поэтому обыденное сознание подвержено воздействию популизма демагогических лидеров, обещающих в своем стремлении к власти воплотить в жизнь некую идеальную модель желаемого будущего в очень скорое время. Так, в 60-е гг. прошлого столетия Н. С. Хрущев обещал за 20 лет создать материально-техническую базу коммунизма, а на заре «перестройки» разрабатывались утопические программы по выводу страны из кризиса на путь прогресса за 500 дней.
Профессиональное политическое сознание должно быть присуще служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и региональном уровнях. Первоосновой профессионализма государственных служащих выступает их компетентность. В государственном аппарате профессионализму активно противостоит дилетантизм (особенно в последние годы). Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом плане дилетантизм выражается, с одной стороны, в амбициях, а с другой — в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений. Именно дилетанты скомпрометировали многие необходимые реформы. Вот почему формированию профессионального политического сознания надо уделять особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в политической сфере — одна из проблем нашего общества.
276 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеологи»
Научное (теоретическое) политическое сознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся изучением тех или иных сторон политической жизни общестнл В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких обобщений.
По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.
Индивидуальное политическое сознание характеризует интеллектуально-психическую деятельность отдельного человека, складывающуюся из ощущений, воспринимаемых через орган и чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграл классический либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на индивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальнейшем развитие либеральных идей привело к коренному изменению соотношения между личностью и государством: не только человек продолжал служить государству, но и государство стало служить человеку.
Другой вид — групповое политическое сознание. Группа (коллектив) — это не биологическое существо, у нее нет, если прибегать к метафорам, ни ощущений, ни интеллекта. Что же такое групповое политическое сознание?
На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных сознаний, ни даже о выведении у них «общего знаменателя» всерьез говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воздействует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать свое мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если та
(j 1. Понятие, структура и виды политического сознания 277
|ое мнение разделяют многие, то вступает в силу «стадное чув-| iво». Мысли и особенно настроения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает «как все».
Следовательно, групповое политическое сознание — это по-нитические представления и чувства тех или иных социальных i рупп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Например, зримо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.
Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное по-питическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия.
Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяющую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 1990-х гг. радикал-реформаторы с помощью СМИ создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что «невидимая рука» Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карманы, и коррупция густым туманом окутала государственный аппарат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового политического сознания? Харизматический лидер в массовом сознании теряет свойства живого человека и приобретает символические, сакральные черты. Например, в свое время советская культовая идеология каждый шаг «отца народов» превращала в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека.
Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяниям человека. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром политике, о быстрых переменах к лучшему в связи с его прихо-
278 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеологии
дом к власти. Миф обладает стойкостью предрассудка. Мифы п мифология влияют на внутренний мир человека, помогают ем| осмыслить действительность. Миф, отмечал А. Д. Лосев, напол нен живыми личностями, судьба которых освещена «эмоцио нально и интимно ощутительно»1. Если в науке личность схема тизирована, то в мифе она как бы оживает. Если наука исполь зует логическую аргументацию, то миф апеллирует к чувствам человека.
Нельзя, однако, не признать ограниченность мифологического осмысления мира. Мифологическая мысль не способна измерить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реаль ность и опосредующее ее знание, образ и вещь.
Политический миф в одном из основных своих значений -ошибочная политическая вера. В нем различные события преподносятся как истинные, хотя часто не являются таковыми.
В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоречий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология «светлого будущего» ушла и прошлое. Но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надлежит создавать, и рваческая мифология как своего рода компенсация за упущенные в прошлом возможности. Но мифология, основанная на абсолютизации настоящего, может быть не менее опасной, чем мифология, построенная на абсолютизации прошлого.
Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное политическое сознание». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.
Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое: во-первых, вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое мно-
1 Лосев А. Д. Диалектика мифа // Лосев А. Д. Из ранних произведений. М., 1990.
§ 2. Политическая идеология 279
жество; во-вторых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а несколько мнений.
На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, черования, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное иремя. С традициями неразрывно связан менталитет — исторически сложившийся, устойчивый интеллектуальный и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К. ним, например, относится православная духовность.
Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Выделение и анализ его уровней и видов позволяют предметно показать его реальное функционирование, исключают отождествление этих уровней или противопоставление их друг другу. Так, массовое политическое сознание отнюдь не совпадает с научным (теоретическим); каждое из них имеет свою логику действия и развития. Недооценка сказанного приводит к упрощенным представлениям о взаимосвязи научного и массового сознания: первое нередко рассматривается как «высшее», а второе — как «низшее» и т. д. Между тем уровни политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникновение является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны один от другого.
Политическая идеология
Политическое сознание в структурном плане состоит из политических знаний (политическая наука), идей, представлений (политическая идеология), чувств, эмоций (политическая психология), волевых актов (политическая воля, направленная на действие). Наиболее мобильным, зримым и эффективным во времени элементом сознания выступает политическая идеология.
Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс главных (базовых) идей, призванных слу-
280 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
жить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни лич ность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологизации общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется иными политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой.
Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движущие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: «Идеи правят миром!» Сам термин «идеология» ввел в научный оборот французский философ Д. де Траси(1754—1836). В книге «Элементы идеологии» (1801 — 1815) он назвал идеологию наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления. По П. А. Сорокину, идеология — «это совокупность представлений, понятий, суждений, комплексы их: убеждения, верования, теории, «мировоззрения»1; идеология — это остатки некоторых чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств, полагает В. Парето2; это способность сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию, убежден К. Манхейм3. Идеология предназначена для манипулирования массами, вовлечения масс в движение,
1 Сорокин П. А. Голод и идеология общества // Квинтэссенция:
Философский альманах. М., 1990. С. 376.
2 См.: В поисках идеологического обновления. М., 1982. С. 298,
299.
3 См.: Манхейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое
мышление: Антология зарубежной литературы. Пер. с англ., нем., фр.
и других языков. М., 1991. С. 115.
§ 2. Политическая идеология 281
она предназначена для управления массами путем воздействия на сознание, считает А. Зиновьев1.
Наиболее продуктивен, на наш взгляд, содержательный подход, связанный с бытием идеологии как актуального социального явления, находящегося в тесном взаимодействии с другими сторонами общества, с обществом в целом.
Политическая идеология — система основополагающих идей и представлений, отражающих реальные политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают интересы данных индивидов. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего становится возможной социальная солидарность.
Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на интеллектуальном уровне, и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоциональные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмоции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности.
На уровне политической идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объективных превращаются в субъектив-
1 См.: Советская Россия. 1997. 22 нояб.
282 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
ные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными деист виями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автома тически к формированию цели. «Существенно и то, что интересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели»1.
Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, движение — всё. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане. Великие политические идеи — это сплав коренных интересов, политических ценностей и целей. Идеология — система идей, взглядов, представлений и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые они перед собой ставят.
Политические интересы и цели являются связывающими факторами политической идеологии и политической науки. Как уже отмечалось, идеи без интереса бесплодны, абстрактны. Но и политическая наука будет чужда жизни, если в ее тайниках не найдется места личному интересу исследователя. Кроме того, идеология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. Поэтому бывает трудно провести грань между политической наукой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного другим.
Политическая наука как самостоятельная отрасль гуманитарного знания имеет идеологическое измерение. Любой исследователь подвержен влиянию идеологических пристрастий. Подход исследователя к уяснению и трактовке любого сколько-нибудь значительного политического явления в значительной степени определяется его идеологическими установками и ори-ентациями. Тут вопрос состоит только в масштабе этой тенденциозности.
1 Экимов А. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12. С. 5
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 283
Сказанное подтверждается и тем фактом, что большинство шпадных политологов по своим подходам, установкам, симпатиям и антипатиям характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и др. В основе такой классификации, несомненно, лежит момент идеологической оценки. 11оэтому речь должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществовании, терпимо-СТИ друг к другу и открытости в отношениях.
Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, но для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положениям науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей проти-иоречат. Она более пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология весьма удобное средство воздействия на умы людей.
Основные идеологические течения в современном мире
Несомненно, что самыми мощными идеологическими течениями были и остаются мировые религии — христианство, ислами буддизм.Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила религии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии видится в том, что она служит важным фактором развития нравственности общества, духовной культуры (христианская духовность), человеческой толерантности и самодисциплины (исламская покорность, помощь бедным), выявления внутренних ресурсов человека (буддийское самосовершенствование). Под таким углом зрения можно выделить следующие функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.
Иллюзорно-компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заключается в «заполнении» пробелов в достоверном знании предметов иявлений объективной действительности легендами, мифами и иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистические, сверхъестественные существа и силы. Правда, в
284 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеологии
религиозных идеологиях (особенно современных) могут содер жаться достоверные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божественного откровения.
Рассматриваемая функция выражается также в том, что религия позволяет снимать социальную напряженность, разрешать противоречия в обществе. Она служит утешением для многих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, обиженных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.
Регулятивная функция представляет собой одно из важных направлений воздействия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает поведение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В процессе многовекового развития сложился достаточно сложный механизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные установки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).
Коммуникативная функция представляет собой способность религии служить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве, умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реализации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.
Гуманистическая функция позволяет религии всем ее идейно- J духовным потенциалом воспитывать в человеке нравственные черты, развивать его гуманистические начала. Она формирует в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей природе, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечеловеческих ценностей.
Внешнее проявление и организационное закрепление религия находит в церковных учреждениях, ритуалах и нормативных актах. И здесь очень важными становятся проблемы прак-
тического соотношения политики и религии, религиозных учреждений и государства.
Социал-демократическая политическая идеология,несомненно, относится к основным социально-политическим течениям XX и XXI столетий (классификацию современных политических концепций и классификацию современных идеологических течений см. на рис. 15 и 16).
Идейными истоками социал-демократии служат воззрения социалистов-утопистов и идеи Великой французской револю-
ции. Несомненно, социал-демократия получила сильный импульс от марксизма. Главной причиной и условием возникновения и развития социал-демократических партий стали формирование и возрастание в XIX — начале XX в. роли и влияния рабочего движения в индустриально развитых странах Запада.
Социал-демократия поначалу разделяла основные революционные установки марксизма, но реальные жизненные процессы ориентировали ее на эволюционный путь общественных преобразований. Партии социал-демократической ориентации становились парламентскими, и всю их дальнейшую историю можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма. На собственном опыте они убеждались, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе постепенных реформ и преобразований. Вообще-то социал-демократические партии приоритет отдавали не доктрине, а реалиям жизни. Отсюда их прагматизм, приверженность к компромиссам и др.
В первые десятилетия XX в. в рабочем движении обозначился раскол. С образованием III Коммунистического интерна
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 287
ционала он приобрел организационное и институционализированное выражение. Социал-демократия и коммунизм, выросшие из одной и той же социальной основы, важнейшие социально-экономические и политические вопросы решали в корне противоположными методами.
Социал-демократическое движение отмежевалось от революционного пути, взяв курс на постепенное врастание социализма в капитализм, на переход к «демократическому социализму». Основополагающие установки реформирования общества на началах солидарности, равенства и свободы были предложены Э. Бернштейном.
Социал-демократы взяли на вооружение идеи правового государства, плюрализма мнений и многопартийности. Это привело к тому, что во второй половине XX в. они добились внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля государственной власти, социал-демократы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.). При этом они активно использовали позитивный опыт Советского государства. Значительную роль в мировом развитии играет Социалистический интернационал, объединяющий более 40 социалистических и социал-демократических партий европейских и других стран. Велики заслуги в этом таких выдающихся деятелей социал-демократии XX в., как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайски, Ф. Миттеран и др.
Пожалуй, самые впечатляющие успехи демонстрирует «скандинавская модель» демократического социализма: 1) создание за сравнительно короткий срок высокоэффективной экономики; 2) обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; 3) ликвидация бедности; 4) создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; 5) достижение высокого уровня грамотности и культуры.
В Скандинавских странах демократическое социальное государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей справедливости. Тем самым достигается органическое сочетание смешанной, многоукладной экономики с социально ориентированным рынком, сокращаются социальное неравенство, диспаритет между богатыми и бедными.
288 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
В настоящее время идейно-политические ориентации (принципы, установки, ценности, нормы политической демократии), которые раньше были поводом ожесточенной борьбы между социал-демократами и либералами и консерваторами, сблизились. Дискуссионным остается лишь вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы считают, что демократия может распространяться только на политическую сферу. Социал-демократы придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство должны распространяться на все сферы общества.
Сила и жизненность социал-демократической идеологии состоит в том, что она отвечает интересам широких масс, черпает энергию социальной жизни, опирается на благородные идеалы социализма.
Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеологиявозникла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как пролетарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабочего класса как «могильщика капитализма» и создателя бесклассового коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии не только правильно объяснить мир, но и революционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм является революционной теорией. По мнению Маркса, революция — это локомотив истории. По утверждению Ленина, марксизм — всесильное учение, потому что оно верно.
В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. После Второй мировой войны на третьей части населенной территории планеты развернулось строительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что марксистско-ленинская идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их немало.
По социалистическому пути развития с учетом современных реалий и национальных особенностей идет ряд государств: Китай, Вьетнам, Лаос, Куба, КНДР. Борется за сохранение и развитие социальных завоеваний Белоруссия. Коммунистическая система коснулась свыше 2 млрд людей на нашей планете.
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 289
И все потому, что ее основополагающими идеями были коллективизм, народовластие, движение к человеку труда, социальная справедливость и др., пронизанные подлинным гуманизмом.
И тем не менее в последней четверти XX в. начались глубинный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в первую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вызвавшие этот кризис, долго будут предметом научного осмысления и обсуждения. Ведь с крушением рассматриваемой идеологии происходило крушение надежд миллионов людей на возможность построения общества добра и справедливости.
Есть основания полагать, что кризис этот развивался постепенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочисленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стремились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающейся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся идеологией возникла и стала углубляться пропасть. Свою лепту внесла в этот процесс и практика социалистического строительства с ее отрицательными факторами (управленческий субъективизм, жесткое огосударствление всех сфер жизни, культы личностей, репрессии против инакомыслящих и т. п.). В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, в единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. Все это создавало условия для внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народа, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхушки.
С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопартийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала саморазрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.
Правда, в последние годы коммунистическая идеология возрождается, что вызвано, пожалуй, двумя основными причинами. Во-первых, крупные неудачи потерпели многие реформы
290 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
вызвавшие в обществе негативные последствия. Во-вторых, радикал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым только озлобляя и активизируя сторонников коммунистических идей. Ведь давно сказано и доказано, что идеи можно победить только идеями. Очернительство тут бессмысленно и бесполезно, оно может вызвать противоположный желаемому результат. Возрождение коммунистической идеологии в новых условиях — дело архисложное. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновленная идеология развивается, видимо сближаясь с современной социал-демократией. Это сближение в новых исторических условиях может стать крупным поворотным событием в XXI в.
К левому флангу современных политических течений примыкают анархизм, троцкизм, «новые левые» и другие движения.
Анархизм(от греч. anarchia — безвластие) — тип политической идеологии и политического движения, провозглашающий необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в анархизме отождествляется с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин.
Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, отрицающий все, что стесняет свободу человека. По мысли идеологов анархизма, безгосударственный общественный строй будет представлять собой федерацию производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. Отсутствие всякого принуждения и подчинения должно породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении. Отсюда известный девиз: «Анархия — мать порядка». Исходный тезис анархизма «государство — абсолютное зло» не имеет ни теоретического, ни практического обоснования. Но идея о свободном самоуправлении общин, провинций, наций роднит анархизм с социалистическими течениями. Сегодня эти течения существуют в разных странах в виде отдельных (анархистских, анархо-синдикалистских) групп, в том числе в современной России
S 3. Основные идеологические течения в современном мире 291
Основателем и идейным вдохновителем троцкизмабыл один из организаторов Октябрьской революции Л. Д. Троцкий. Основу концепции данного политического движения составляет доктрина «перманентной» (непрерывной) революции. Причем перманентность революционного процесса Троцкий связывал не с внутренними противоречиями, а с внешними факторами, с победой мировой революции. Отсюда установки на «экспорт» революции, на искусственное проталкивание ее во все новые страны из единого мирового революционного центра.
Троцкий и его последователи не один раз пытались экспортировать революцию, но все их усилия подтолкнуть ее оказались безуспешными. И сегодня троцкисты считают, что происходящие в мире хозяйственные процессы интернационализации и образования транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании «интернационального базиса мировой революции». В нашей стране идеи и методы троцкизма частично разделяет крайне левая часть оппозиции.
Движение «новых левых»возникло во время студенческих выступлений в западных странах в 1960-е гг. Основная его направленность — отрицание ценностей капиталистического общества, борьба с бюрократизмом и органами власти, что и позволяет отнести движение к левой части политического спектра. Идейными вдохновителями данного течения были Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980).
По мнению Маркузе, рабочий класс индустриально развитых стран включается в потребительскую гонку, интегрируется в капиталистическую систему и тем самым утрачивает свою революционную роль. Поэтому в современных условиях революционная инициатива переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигенции, обездоленной массе бедных. Цель революционной борьбы «новых левых» — отрицание, «великий отказ» от недостатков и пороков буржуазного общества, превращение его, по выражению Маркузе, в «одномерные» феномены («одномерное общество», «одномерный человек»). «Новые левые» полностью обходят проблемы социально-экономической структуры будущего общества, характера управления им, особенностей политических институтов и др. Акцент делается на внутреннее самоусовершенствование личности, осуществление «революций в себе», «сексуальную революцию» и т. д. В наше время число сторонников «новых левых» идет на убыль.
292 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
Оно существует в виде небольших разрозненных групп главным образом среди интеллигенции и студенчества.
К правому флангу политических учений можно отнести консерватизм, либерализм, тоталитаризм.
Консерватизм(фр. conservatisme, лат. conservare — охранять, сохранять) — приверженность прошлому, отторжение нововведений; обозначение идейно-политических, противостоящих прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии консерватизма выступают общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков. Характерные особенности консерватизма — враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему1.
Консерваторы выступают за медленные постепенные изменения, имеющие своей целью сохранение всего, по их мнению, достойного и исправление дурного. С изменением наличных социально-политических реальностей изменяется и содержание консерватизма. Как справедливо отмечалось в литературе, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага»2.
Либерализм(лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812).
Современные неолиберальные экономические концепции (М. Фридман, Ф. Хайек, А. Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство государства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма. По их мнению, подлинного капитализма еще нет, он появится лишь тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным. Капиталистическая экономика, в основе которой лежит конкуренция, саморегулируется под действием закона спроса и предложения. Таким образом, вмешательство
1 См.: Словарь иностранных слов. 18-е изд. М., 1989; Ожегов С. И.
Словарь русского языка. 11-е изд. М., 1975; Философский энциклопе
дический словарь. М., 1983.
2 См.: Россия в условиях трансформации. М., 2000. С. 83.
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 293
государства в экономику должно ограничиваться уважением законов функционирования капитализма. Либерализм является осознанной альтернативой авторитарно-марксистским взглядам на государство и его роль в экономической и политической жизни общества1.
Тоталитаризм(от лат. totalitas — цельность, полнота) — понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Б. Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 20-х гг. XX в. Изначально понятие «тоталитаризм» приобрело мощное эмоционально-оценочное звучание.
Определяющие характеристики тоталитаризма: опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп; наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания «нового мира», «нового порядка»; монополизация власти одной политической партией, а в ней — одним лидером, объектом культа (вождем, дуче, фюрером); опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики.
К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др.2
Исторической разновидностью тоталитаризма является национал-социализм (фашизм). Основой идеологии нацизма стали расовые теории, в силу чего вся его агрессивность была направлена против других народов. С помощью военной силы нацизм стремился добиться мирового господства арийской нации.
Фашизм— это теория расового превосходства; установление владычества вооруженной силой; завоевание высшей расой в конечном итоге мирового вечного господства.
1 См.: Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 365, 366.
2 Там же. С. 722.
294 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология
Идеологию фашизма составляет набор самых реакционных идей, заимствованных у консервативных движений прошлого, демагогически сдобренный препарированными социальными лозунгами. Для фашизма характерны полное неприятие гуманизма, откровенная пропаганда расизма и шовинизма, насилие, культ вождя (фюрера, дуче, каудильо), тотальная власть го-сударства, всеобщий контроль над личностью, человеконенавистничество, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.
Возникнув в условиях экономического и политического кризиса, широко используя шовинистическую и расистскую пропаганду, разжигая у населения враждебность к другим народам, захватнические настроения, фашизм превратился в опаснейшего противника общественного прогресса, демократии и мира.
Во второй половине XX в. на Западе появилась и приобрела большое значение теория, претендующая на системный анализ социально-экономических и политических процессов в странах с высокоразвитой экономикой. До 1970-х гг. данная теория называлась концепцией индустриального общества.Наивысшего развития она достигла в трудах французского философа Р. Арона и американского политолога У. Ростоу. Дальнейшим развитием идей этих авторов стали концепция постиндустриального обществаи ее новейшая модификация — теория информационного общества,авторами которых являются Дж. Белл, 3. Бже-зинский, Дж. Гэлбрейт и др.
В основе всех разновидностей данной концепции лежит принцип технологического детерминизма, согласно которому решающее значение в развитии общества принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. Следовательно, крупные изменения в технике и технологии закономерно влекут соответствующие изменения в социально-экономической сфере. Отсюда доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общества — это последовательные стадии технологических изменений в производственных процессах.
В постиндустриальном обществе наряду с развитием технологических процессов материального производства на первый план выдвигается сфера услуг, которая начинает доминировать над сферой производства. Такое общество иногда называют обществом растущего потребления. В социальной структуре клас-
§ 4. Развитие политического сознания в России 295
совое деление уступает профессиональному, на первые роли выдвигаются ученые и профессиональные специалисты. В политической области происходит деление общества на правящую, технократическую элиту (технократическая теория власти) и управляемые массы населения. Социальные противоречия приобретают характер конфликтов между знанием и некомпетентностью.
В международном плане сторонники постиндустриальной концепции выступают за широкую интеграцию между странами, государствами и народами.
Информационное общество — это такая стадия общественного развития, при которой действует информационная технология, качественно преобразующая все сферы социума. В производственных отношениях капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. Здесь на первый план выдвигается интеллектуализация труда, усиливается нематериальная мотивация трудовой деятельности — возможности самореализации, перспективы профессионального роста.
Сторонники теории информационного общества выступают за такие правовые формы социального взаимодействия и согласия, как солидаризм и коммунитаризм (формирование органических общностей людей). В рамках концепции разрабатывается проект глобальной электронной цивилизации, создаваемой на основе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики.