Взаимоотношения Кабарды и Балкарских обществ с соседними народами

Социально – экономическое, политическое положение Кабарды на Северном Кавказе определили ее отношения с соседними народами. Кабарда испокон веков занимала доминирующее положение в крае. Она не только стояла на более высоком уровне социально – экономического, политического и культурного развития, чем многие народы региона. Но она обладала самыми плодородными землями и огромной территорией. Все соседние народы: балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы занимали в основном горные части Северного Кавказа и всегда ощущали острую нехватку земельных угодий. Постоянно им приходилось пользоваться на различных условиях пастбищными и сенокосными угодьями кабардинцев, и постепенное увеличение численности населения непосредственных соседей Кабарды объективно требовало расширения занимаемой ими территории. И только Кабарда могла им отводить эти земли для их поселения. Этот процесс освоения кабардинских земель соседями тоже проходил не без определенных условий и обязательств перед кабардинцами. Таким образом, постепенно эти народы оказались в вассальной зависимости от Кабарды. Более того, кабардинцы даже вытеснили карачаевцев с Баксанского ущелья, и они переселились на нынешнюю их территорию.

Между горцами с давних времен поддерживались экономические, политические и культурные связи. К югу от Кабарды в горных ущельях Центрального Кавказа проживали осетины, которые частично находились в вассальной зависимости от нее. В XVI11 в. эта зависимость еще более усилилась. Осетины, которые остро нуждались в земле, могли приобретать ее только у кабардинцев, в чьих руках к этому периоду находились земли до самых входов в осетинские ущелья. Так, у входа в Дигорское ущелье находились владения кабардинских князей Мударовых, у входа в Куртатинское ущелье – Геляхстановых и т.д.

Поэтому, чтобы получить участок земли на равнине для пользования или поселения, необходимо было приобретать его у кабардинцев. Осетины за приобретенные земли платили натурой- скотом или рабами. Так, в некоторых предгорных районах появились дигорские селения: Туганово – ныне Дур – Дур, Караджаево – ныне Хазнидон, Кет, Карагач и т.д. В первую очередь переселились на равнину осетинские феодалы Тугановы, Кубатиевы, Караджаевы, Дударовы и тд.

Значительную роль в укреплении связей между кабардинцами и осетинами сыграла и торговля, которая усилилась после строительства Моздока, Кизляра и других крепостей. Осетины могли попасть в эти и другие города России только через Кабарду. Так, постепенно экономическая зависимость осетины от Кабарды переросла в вассальную зависимость, в том числе и части осетинских феодалов (алдар и баделят) от кабардинских князей. Эта зависимость установилась примерно с XVIв. Об этом свидетельствуют русские письменные источники начала XVI - XVIIвв. Так, в статейном списке московского посольства Михаила Татишщва, направлявшегося в Грузию в 1604- 1605гг., говорится, что «осетины бывали за Айтек – Мурзою Черкасским, да от него отложились», т..е. осетины были зависимы от Черкасского.

Не все осетинские общества находились в вассальной зависимости от Кабарды, а лишь те, которые проживали в непосредственной близости с ней. В основе установления вассальной зависимости осетин от кабардинцев лежали и политические мотивы. Кабардинские владельцы оказывали влияние на осетинские общества и брали дань через осетинских феодалов, а последние, в свою очередь, укрепляли свое влияние на осетинских крестьян и с помощью кабардинских князей, своих сеньоров. Размеры повинности осетинских обществ в пользу кабардинских владетелей определялись степенью зависимости. Например, в Дигории дань слагалась из поаульных и подворных повинностей. С каждого дигорского аула в XVIIв. взималось десять баранов или быков, один раб и лошадь, а с каждого двора – одна овца с ягненком, по четверику пшеницы и проса.

Дань собирали осетинские феодалы и для себя, и для сюзерена, кабардинского князя, и они должны были оказывать им военную помощь. Помогали своим вассалам и кабардинские князья. Часто в осетинские селения они посылали представителей из своих узденей для их охраны. Это гарантировало осетинам безопасность. В течение того времени, пока в селе находился представитель из Кабарды, на это село никто не смел нападать.

Большую роль в укреплении добрососедских отношений Кабарды с соседними народами и между ними самими играли институты аталычества, куначества и побратимства.

На протяжении многовековых связей между горцами произошло взаимовлияние их материальной и духовной культуры. Немало у них общего в одежде, пище, жилище, в обычаях, традициях, речи. В языке каждого из них много слов из языков соседних народов. В среде каждого народа Кавказа много фамилий, которые по происхождению принадлежат соседним этносам. Больше всего асимилированных представителей других народов имеется в среди кабардинцев; много фамилий балкарского, осетинского, карачаевского, ингушского, грузинского, чеченского происхождения. И у других народов много фамилий кабардинского происхождения. Например, балкарские и карачаевские фамилии Афашоковы, Ахматовы, Джуртубаевы, Жерештиевы, Каракетовы, Доттуевы, Каитовы, Кипкеевы и др., кабардинского происхождения. А такие кабардинские фамилии как Боровы, Улиговы – ингушского происхождения, а фамилии, Бетрозовы, Налоевы, Кокоевы и др. – осетинского происхождения.

Совместное проживание, тесные историко – культурные взаимосвязи и взаимовлияние кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, осетин, ингушей, чеченцев привели к заметному взаимодействию языков. В настоящее время языковедами подмечено, например, значительное число адыгских элементов в осетинском языке, хотя они принадлежат к совершенно разным языковым группам. Что же касается взаимовлияния балкарского и осетинского языков, то здесь ученые доказывают, что в первом сохранились иранские (аланские) элементы, выявлено более 200 лексических совпадений. Более того, иранский десятичный счет, которым и сейчас пользуются старики и животноводы для подсчета количества мелкого рогатого скота, первоначально принадлежавший осетинам, но утерянный ими, сохранился у балкарцев. Иоганн Бларамберг отмечал, что дигорцы «говорят по-осетински, но у них свой диалект, многие из них также говорят на кабардинском языке и на языке имеретин, поскольку они торгуют с этими районами». Р.Х.Гугов, ссылаясь на М.С. Тотоева, отмечал, что «знание кабардинского языка было обязательным, особенно для социальных верхов горских обществ». Это было, как правило, своего рода знаком принадлежности к высшему сословию.

Много смешанных браков в среде каждого народа Кавказа. Все это способствовало дальнейшему их сближению народов Кавказа, укреплению их дружеских, добрососедских отношений. Вместе с тем при большой схожести их материальной и духовной культуры, каждый этнос остался со «своим национальным лицом», у каждого свой национальный менталитет, свои ценности, свое восприятие окружающего мира природы и мира людей. Словом, кабардинец никогда не может быть ни балкарцем, ни чеченцем, как и те тоже не будут кабардинцами.

Восточными соседями кабардинцев были вайнахи (чеченцы и ингуши- мыкъыш). Их связи тоже имеют глубокие корни. Они примерно с XIVв.носят постоянный характер, когда чеченцы и ингуши переселились с горных мест и поселились ближе к Тереку и Сунже. Многовековые и разносторонние адыго – вайнахские связи отражены не только в письменных источниках, но и устном народном творчестве этих народов. В одном из вайнахских преданий об адыго – вайнахских связях повествуется об исходе первопредка адыгской народности из среды вайнахов, а в другом, наоборот, - о происхождении галгаевцев (т.е. ингушей) от самих кабардинцев. Эти предания утверждают близкое родство двух соседних этносов: адыгов и вайнахов. Подобные мотивы являются следствием глубокого уважения друг к другу, знаком кровно - родственным. У вайнахов и адыгов много общего, и это свидетельствует о том, что у этих народов были тесные контакты на протяжении веков. О том, что эти связи уходят своими корнями в глубь веков, пишут многие специалисты – кавказоведы. В частности, историк Я.А.Федоров пишет: «Вместе с понтийским типом в майкопское время проадыгские диалекты распространились вдоль предгорий Северного Кавказа на восток, вплоть до Чечни. Возможно, именно тогда, - продолжает он, - отложились в нахском праязыке, предке чеченского и ингушского, элементы адыгской речи. Продвижение носителей понтийского типа прослеживается на археологических памятниках конца III- начала

II тысячелетия до н.э. Это – памятники эпохи бронзы Карачаево – Черкесии, Северной Осетии и Чечено – Ингушетии. Здесь майкопцы встретились с племенами куро – аракской культуры».

С дальнейшим освоением чеченцами и ингушами равнинной части территории возле Терека и Сунжи, постепенно, на протяжении веков в этом районе образовались смешанные поселения кабардинцев, чеченцев и ингушей. Надтеречные бильтоевцы (несколько чеченских сел) сами называли себя «гебертой» (Кабардой). Ингушская народная песня «О князе Мусосте и Сурхо Адиевиче» рассказывает, что кабардинский князь Мисост, переселившись на правый берег Терека, «заложил аул на земле ингушей». Кабардинцы с чеченцами жили в деревне Брагуны, основанной в XVIв. в Герменчуке и Шали. Наряду с кабардинцами и кумыками, чеченцы и ингуши жили и в Давлет – Гиреевской деревне, и в Новом Юрте. Особенно многочисленным кабардинское население было в Шали, куда в результате феодальной междоусобицы вынуждены были переселиться некоторые мало - кабардинские владельцы со своими поданными. В свою очередь, большое количество чеченцев и ингушей проживало в кабардинских селах, расположенных между Эльхотовым и реками Курпом и Тереком. Беглые крепостные крестьяне и кровники из Чечни и Ингушетии находили приют в кабардинских селах. Их потомки затем стали кабардинцами.

Были случаи, когда и кабардинские крестьяне, недовольные своим положением и жестокой эксплуатацией владельцев, убегали в Чечню и Ингушетию. Например, есть документальные свидетельства, когда в Х1Хв. 160 дворов уорков и крепостных крестьян Кабарды ушли в Чечню. Были частые случаи, когда и кабардинские кровники, спасаясь от преследований, уходили в Чечню и Ингушетию.

Разносторонние связи кабардинцев и вайнахов имели экономическую основу. Жители горной Чечни и Ингушетии с древних пор пользовались землями кабардинцев в бассейне рек Терека и Сунжи, где они весной и осенью пасли свой скот, заготавливали корм, возделывали сельскохозяйственные культуры. Освоение этих равнинных земель на территории Кабарды имело большое социально – экономическое, политическое и культурное значение для чеченцев и ингушетий. Они, соприкасаясь с Кабардой, быстрее развивали производительные силы и феодальные отношения. Развивалась торговля вайнахов не только с Кабардой, но через нее - и с другими народами Северного Кавказа.

Тем не менее постепенно многие вайнахские общества попадали в зависимость от Кабарды и становились вассально зависимыми. Одних кабардинцы подчиняли силой, других наделяли землей и таким образом ставили в зависимое положение.

Чеченские и ингушские феодалы в лице кабардинских князей находили себе покровителей и с их помощью усиливали свое влияние на своих крестьян. Более того, кабардинцы защищали чеченцев и ингушей от внешних врагов. Кабардинские князья с охотой поддерживали их и через своих вассалов, чеченских, ингушских владетелей, получали подати с их крестьян. Чеченские и ингушские общества попадали в вассальную зависимость от Кабарды примерно с XVII в. К этому времени кабардинский князь Сунчалей Янглычев Черкасский установил свою власть над ингушами, которые проживали вместе с кабардинцами в Терском городе. В середине XVI11в. под властью кабардинского князя Давлет – Гирея Эльмурзовича Черкасского оказались и чеченские деревни Герменчук и Шали.

Чеченцы и ингуши тоже платили дань кабардинцам в основном натурой: вначале - по мерке пшеницы с каждого дома. Но с течением времени кабардинцы стали увеличивать эти повинности и с каждого двора брали одного барана, а за неимением такового – железа на косу. Ингуши платили по рублю с дома. Кабардинский князь, который получил деньги, должен был охранять в течение года ингушей от внешних врагов, давать для этого им одного всадника, которого они должны были содержать. За военную защиту от врагов они платили князю особую плату. Вассальная зависимость от Кабарды отдельных чеченских обществ к концу XVI11в. постепенно сходит на нет. Чеченские и ингушские крестьяне постоянно выступали и против своих феодалов и против кабардинских князей. Такие выступления чеченских крестьян имели место в 1747 - м, 1760гг.

С 70-х гг. XVIIIв. ингушские крестьяне настойчиво добивались своего освобождения от власти кабардинских и кумыкских владельцев. Царизм в целях ослабления антиколониальной борьбы горцев покровительствовал чеченцам и ингушам. Однако он пытался особо не «раздражать» и кабардинских феодалов. В частности, правительство Екатерины II, не желая обострения отношений с кабардинскими князьями, предписало военным властям на Кавказе не раздражать их «покровительством ингушского народа». Кабардинские князья продолжали получать дань от части ингушского населения до начала Х1Хв.

В истории много случаев, когда кабардинский, чеченский, ингушский и другие народы Кавказа вместе воевали против внешнего врага - татар, турок, персов и т.д. Царское же правительство всячески старалось поссорить между собой горцев и действовало по принципу древних правителей «Разделяй и властвуй». В 1809г. в одном из предписании генерала Тормасова Булгакову говорилось: «чтобы сии кабардинцы никаких дружественных связей и переговоров с чеченцами не имели, а напротив того, содержать, сколько можно их во вражде между собой».

К юго – востоку Кабарда граничила с Дагестаном. Издревле между ними поддерживались экономические, политические и культурные отношения. Этому способствовали совместные поселения. Еще с XVI в. будущий эндерейский правитель Султан – Махмуд для борьбы со своими братьями привел из Кабарды большой отряд уорков и простых воинов.

Впоследствии многие из них остались жить в его владениях, образовав первоначально ядро его дружины. В конце XVIIв. в центральной части кумыкской равнины кабардинцами был основан аул Баташ – юр, куда переселились и кумыки. Собственно границы Кабарды на юго – востоке тогда доходили до кумыкской равнины. Многие кумыкские феодалы происходили от кабардинцев. Например, глава баташ – юртовских узденей Тахтабай Баташев (конец Х1Хв.) происходил из кабардинского рода Тамбиевых, с потомками которых он поддерживал связи и в конце Х1Хв. Кабардинцами были и жители Байрам – аула. Их потомки - (Анзоровы, Качаловы, Камбулатовы, Тутушевы и др.). В Дагестане до настоящего времени проживают люди, чьи предки - выходцы из Кабарды и Балкарии: Черкесовы, Чегемовы, Азнауровы, Боташевы, Тамбиевы, Кабардиевы и др.

В конце XVI11 - начале Х1Хв. беглые крестьяне из Кабарды и Кумыкии основали около Татартупа поселение из 30 дворов.

В Дагестане проживали кабардинцы и балкарцы, которые бежали от своих владельцев, и кровники, скрывавшие от своих преследователей. В свою очередь, много дагестанцев переселялось в Кабарду и Балкарию. Их потомки и сейчас живут в республике. Это Шевлоковы, Кумыковы, Губачиковы, Гоплачевы и др. Многие из них переселились в Кабарду и Балкарию как ювелирные мастера, оружейники. Немало дагестанцев было и среди купцов, приезжавших в Кабарду и Балкарию и оставшихся впоследствии на постоянное жительство.

Между Кабардой и Дагестаном осуществлялись широкие торговые связи. Крупнейшими центрами торговли между горцами были Кизляр, Моздок, Татартуп, Эндери, Дербент и Шемаха. В начале Х1Х в. одному Кизляру принадлежало 90 процентов всех торговых оборотов Кавказской линии. Кабарда и балкарские общества получали из Дагестана соль, шелковые и бумажные ткани, сафьян, ювелирные изделия, медную посуду и многое другое. Связи Кабарды и Балкарских обществ с Дагестаном не ограничивались торговыми отношениями. Кабарда сыграла немаловажную роль в сближении России и Дагестана. Документы свидетельствуют, что кумыкские владельцы выступали посредниками в разрешении различных споров между Балкарскими обществами и Кабардой. Так, в начале XVIIIв. для разрешения пограничного вопроса между Кабардой и балкарскими обществами был создан третейский суд, в котором, кроме избранных из своей среди представителей, участвовали и приглашенные – сванетский князь Отар Отаров (Дадешкелиани) и кумыкский Агалар – хан.

Широкое распространение получили также родственные связи между кабардинцами, балкарцами, кумыками и другими народами Дагестана, заключавшими внутрисословные брачные союзы. Так, дочери и родственницы кабардинского князя Шолоха в конце XVIв. вышли замуж за кумыкских феодалов. На кабардинке из рода Анзоровых был женат Тарковский шамхал Чополау (Анди Чобан). По преданию, народный герой Каншобий выдал свою младшую дочь за кумыкского князья. Таубий Чегемского ущелья Балкаруков был женат на дочери Тарковского шамхала. Известная кабардинская княжеская фамилия Атажукиных состояла в родстве с аксаевскими князьями Каплановыми. Мать князя Касая Атажукина, княжна по имени Ханым, была родной сестрой аксайского владельца князья Албека. По преданию, многие балкарцы Чегемского ущелья приняли ислам благодаря кумыкским миссионерам. Между кабардинцами, балкарцами и народами Дагестана были и широкие культурные связи.

Обширные, разносторонние связи издавна были у кабардинцев и балкарцев с грузинами. Особенно эти связи расширяются с конца XVIв, когда усиливается экспансия Турции, Ирана и Русского государства на Кавказе, устанавливаются более тесные контакты Кабарды с Россией. Через Кабарду и балкарские ущелья осуществляются связи Грузии с Россией. Адыгские посольства в Россию представляли и интересы Грузии. Это говорит о совпадении их политической ориентации на Россию и тесных политических контактах кабардинцев и грузин.

Хотя Кавказские горы разделяли грузин, кабардинцев и балкарцев, у них всегда существовали торгово – экономические, культурные связи. С древнейших периодов были известны десятки перевалочных путей: Марухский и Клухорский в верховьях Кубани, Мамисонский - в верховьях Риони, Крестовый - в верховьях Терека и др. Северокавказские народы часто выступали союзниками Грузии в ее борьбе с турками и персами. Восточно – грузинские царства (Картли и Кахетия), с которыми наиболее тесные связи поддерживали Кабарда и Балкарские общества, высоко ценили дружественные взаимоотношения с последними, справедливо видя в них, в их посреднической роли один из существенных факторов в налаживании и расширении тесных политических контактов с Россией. С целью создания наиболее благоприятных условий для регулярных связей с Россией и получения своевременной помощи в борьбе с врагами Грузии, кахетинские послы обратились в 1598 г. к русскому правительству с просьбой о построении военной крепости на границе Грузии с Кабардой, через территорию которой пролегали основные более удобные пути сообщения. Кабарда поддерживала связь не только с Восточной Грузией, но и с Западной (Имеретинским царством), которая осуществляла через «Анзорову Кабарду», непосредственно граничившую с грузинскими землями и через территорию балкарцев.

Балкарцы часто помогали и русским и грузинским послам в качестве проводников, через ущелья. Так, в 1650г. русскому посольству в Грузию во главе Н.М.Талочановым и А.И.Иевлевым, проходившему по рекам Псыгансу и Череку, вверх по ущелью, оказали помощь проводники балкарцы Черекского ущелья. Среди них были Айдабула, Алибек, Бута, Хабиш, Чеполов. И в последующие периоды балкарцы были проводниками посольств Грузии и России. Большую помощь этим посольствам в деле обеспечения их безопасности оказывали кабардинцы. Об этом свидетельствует многочисленные письменные источники. Так, в 1760г. кизлярский комендант И.Л. Фрауендорф доносил астраханскому губернатору А.С.Жилину о прибытии грузинского царя Таймураза11 на границу с Россией и о том, что при нем для препровождения находился мало - кабардинский князь Батоко Алиев с сыном и со свитой в 100 кабардинцев.

Турция и шахский Иран не только стремились захватить Северный Кавказ, но всегда стремились воспрепятствовать осуществлению дружеских взаимоотношений между горцами Северного Кавказа и Грузии. Кабарда и другие народы Северного Кавказа часто оказывали военную помощь Грузии в ее борьбе с внешними врагами. В частности, в борьбе, которую вела Грузия в 40-50-е гг. XVI11в., помимо мобилизации внутренних сил и средств, восточногрузинские цари прибегли к найму отрядов из северокавказских народов, в том числе и Кабарды. Как свидетельствуют исторические источники, в феврале 1750г. объединенное войско грузин, кабардинцев и осетин, выступившие в поход из Тифлиса., разбило наголову иранцев. В документе сказано, что «царь отпустил черкесского повелителя, дал много чего ему и его войску, а также войску потусторонних осетин (северных осетин. – К.У.) и отправил в свои страны».

Ираклий II вновь воспользовался помощью кабардинских воинов и в 1751г., когда он одержал внушительную победу вблизи Еревана, у Кирх – булаха, над владетелем Тавриза (Южный Азербайджан) Азат – ханом, совершившим поход на Ереван во главе 18- тысячного войска. Сам Азат – Хан с большим трудом избежал позорного плена.

Следует также отметить, что Кабарда и другие горцы Северного Кавказа оказывали помощь Грузии не только в ее борьбе с внешними врагами, но они оказали огромную военную помощь Ираклию 11 в его борьбе с внутренними врагами за объединении Восточной Грузии. Ираклий II еще в 70-80-е гг. XVI11в., при создании регулярной грузинской армии, пытался привлечь кабардинцев. Для этой цели предлагал кабардинцам переселиться в Грузию.

В укреплении кабардино – грузинских связей определенную роль сыграли династические браки, которые заключались между представителями этих народов. Как правило, кабардинских княгинь, выходивших замуж за грузинских аристократов, сопровождали подданные – дворяне и дворовая прислуга. Именно таким путем оказались многие кабардинцы в Грузии. К ним относятся такие грузинские фамилии, как Черкезишвили, Пастамишвили и др., которые в 1563г. были в свите кабардинской княжны, ставшей женой грузинского царя Георгия 11. Еще в конце 30-х гг. XVI1в., сын мегрельского князя Левана 11 Дадиани стал зятем известного кабардинского князя Алегуки Шогенукова. Картлинский царь Вагтанг VI был женат на дочери из рода Таусултановых. Ее в Грузии называли «солнцеподобно сияющей царицей Русудан».

Широкие связи существовали у балкарцев с грузинами, осетинами и кабардинцами. Правда, балкарские общества находились в вассальной зависимости от кабардинцев. Тем не менее между кабардинцами, балкарцами, осетинами, ингушами, чеченцами, грузинами, дагестанцами существовали широкие и добрососедские связи на протяжении веков. Многие из соседей находились в вассальной зависимости от Кабарды. Несмотря на это они всегда сотрудничали, в трудные минуты приходили на помощь друг другу, происходил диалог их культур. Об этом свидетельствует многочисленные факты, которые имеются в исторических источниках и в их устном народном творчестве.

Литература

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХII- Х1Хвв. Нальчик, 1974.

Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992.

Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVI11 – начале ХХ века. Нальчик, 2000.

Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

Вилинбахов В.Б. Из истории русско – кабардинского боевого сотрудничества. Нальчик, 1982.

Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVI11веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик, 1999.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. Нальчик, 2000.

Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик1994.

Дружинина С.И. Кючук – Кайнарджийский мир 1774 г.М., 1955.

Дубровин Н. Черкесы (Адыге). Нальчик, 1991.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т.1.

История Кабарды. М., 1957.

История народов Северного Кавказа в двух книгах. М., 1988.

Кабардино – русские отношения в XVI - XVI11вв.: Документы и материалы. М. 1957. Т.2.

Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVI11 – первой половине Х1Х века. Нальчик, 1992.

Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.

Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа. М., 1993.

Карданов Ч.Э. Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1993.

Кудашев В.А. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

Кумыков Т.Х, Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1957.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев . отд. 4. Одесса, 1882.

Мальбахов Б.К. Эльмесов А.М. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.

Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Нальчик, 1990.

Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994.

Опрышко О.Л. По тропам истории. Нальчик, 1990.

Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.

Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. М-Л, 1926.

Пожидаев В.П. Хозяйственный быт Кабарды. Воронеж, 1925.Т.3.

Смирнов Н.А. Кабардинский вопрос в русско – турецких отношениях XVI- XVI11вв.Нальчик, 1948.

Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI - X1Хвв. М., 1958.

Территория и расселения кабардинцев и балкарцев в XVI11- начале ХХ веков. Сборник документов. Нальчик, 1992.

Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. //Русский вестник.1864. № 10. Т.53.

Тотоев М.С. Кабардино – балкаро- осетинские отношения в XVI - XVI11вв. Известия Сонии. Т.25.

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

Хан – Гирей. Записки о Черкеси. Нальчик, 1992.

Черкесы и другие народы Северо – Западного Кавказа в период правления Екатерины 11 1762- 1774гг.: Сборник документов. Нальчик, 1996. Т.1.

Наши рекомендации