Административно-правовое регулирование управления обороной Российской Федерации
Управление обороной Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами. Организация обороны включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, защиты населения, территории и суверенитета. В целях обеспечения обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, а также иные вооруженные формирования (пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, Служба внешней разведки РФ).
Правовые основы управления обороной определены следующими нормативными актами: Федеральный закон от 31.05. 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03. 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Организация и управление обороной включает в себя:
1. Прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2. Разработку основных направлений военной политики и военной доктрины государства;
3. Правовое регулирование в сфере обороны;
4. Военное строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил России и иных военных формирований; планирование их применения;
5. Разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами России;
6. Мобилизационную подготовку;
7. Создание запасов государственного и мобилизационного резервов;
8. Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
9. Научные разработки в сфере обороны государства;
10. Государственное финансирование обороны страны;
11. Международное сотрудничество по вопросам обороны государства;
12. Совершенствование оружия и техники;
13. Обеспечение военной тайны.
Президент Российской Федерации, являясь главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, определяет основные направления военной политики государства и утверждает военную доктрину России; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ и иными воинскими формирования; объявляет общую и частичную мобилизацию; вводит военное положение (о чем немедленно уведомляет Федеральное Собрание РФ); отдает приказ о ведении военных действий; вводит в действие правовые акты военного времени (прекращает их действие); назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания; утверждает общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил России; издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определен Указом Президента РФ от 07.06.2004 г. № 726. В соответствии с названным Указом Президента РФ и Федеральным законом РФ «О безопасности», Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 утверждена Военная доктрина РФ. Военная доктрина РФ является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Военная доктрина РФ отражает приверженность государства к использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов России и интересов ее союзников.
Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что выражается в последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.[250]
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; руководит гражданской обороной.
В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики, определяемой Президентом РФ; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств РФ; отстаивает геополитические интересы, защищает граждан России за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.[251]
Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ возложено на Министерство обороны РФ, выполняющее свои задачи и функции в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации». (ред. от 10.08.2011 г.)
Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.[252]
Кроме того, Минобороны России осуществляет через Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ контроль за реализацией планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, планированием применения их в области обороны.
Минобороны России состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. К центральному аппарату Минобороны относятся также органы управления видами Вооруженных Сил РФ, возглавляемые главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ с подчиненными главными штабами, управлениями и различными службами. Министр обороны подчиняется непосредственно Президенту РФ.
Основными задачами Минобороны России являются:
1.выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2.нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3.нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти;
4.координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам обороны, координация деятельности войск и воинских формирований; координация строительства войск;
5.координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
5.1.координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
6.организация применения Вооруженных Сил;
7.поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
8.осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9.обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
10.выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества.
Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск МВД России, Железнодорожных войск РФ, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации, Службы внешней разведки РФ, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планирование применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в области обороны.
Основными задачами Генерального штаба являются:
· осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны;
· проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил РФ, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной готовности;
· проведение мероприятий, связанных с поддержанием мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ;
· координация деятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;
· организация разведывательной деятельности;
· подготовка военных кадров;
· оперативная подготовка штабов и войск;
· разработка планов оборудования территории государства;
· разработка предложений по военной доктрине, структуре, составу и дислокации Вооруженных Сил РФ.
Для оперативного управления Вооруженными Силами РФ созданы военные округа. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.09.2010 г. №1144 «О военно-административном делении Российской федерации» в Российской федерации образованы четыре военных округа: Западный, Центральный, Восточный и Южный.
Управление военным округом, который является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ, осуществляет командующийвойсками военного округа. Он назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению министра обороны. Командующий подчиняется министру обороны, а также начальнику Генерального штаба по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на округ задач во взаимодействии с главным командованием видов и командованием родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны РФ и Тылом Вооруженных Сил РФ. В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, основной задачей которых является подбор и комплектование военнослужащими Вооруженных Сил РФ.
Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред.от18.07.2011 г.) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период нахождения в запасе. Первоначальная постановка на учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта текущего года по достижении ими возраста 17 лет. Граждане мужского пола состоят на воинском учете по достижении ими 60 лет.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.