Понятие механизма (аппарата) государства, принципы его устройства и функционирования

В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы. Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:

1) непосредственно управленческие - это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;

2) правовые формы - те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия. К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся: а) правотворческая деятельность - это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию; б) правоисполнительная деятельность - это деятельность по реализации юридических норм и в) правоохранительная деятельность - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.п.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. К ним относятся:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;

7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

8) принцип сочетания выборности и назначаем ости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

Наши рекомендации