Экономическая мысль Древнего Рима
Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созда-
яию огромной империи, к порабощению многих племён и народов. Положение римских рабов, происходивших в основном из военнопленных, было более тяжёлым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели в конечном счёте к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоёв свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234—149 гг. до н. э.). В своём сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». Катон призывал побольше продавать и поменьше покупать, хотя, по его мнению, продавать следовало лишь излишки, а покупать то, чего нельзя произвести в своей вилле. В целях получения высокой прибыли следовало .продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.
Катон допускал использование нерабского труда, в частности труда издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Особое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять раб-вилик, который «следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин». Однако, выполняя такие важные административные функции, «он не смеет ничего купить без ведома хозяина». Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. Рабы, по словам Катона, «у вилика... всегда в работе». В то же время он советовал использовать и материальные и моральные стимулы. Катон писал, что «рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать» 14. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работали. Те же рабы, которые провинились, подлежали строгому наказанию.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона (116— 27 гг. до н. э.) и Колумеллы (I в. н. э.). В трактате Варрона «О сельском хозяйстве» обосновывались достоинства этой отрасли экономики и осуждалось переселение римлян «в городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике». В отличие от Катона Варрон рекомендовал сочетать развитие земледелия с животноводством, поскольку, по его словам, «фундамент всякому состоянию — скотина». Такой вывод диктовался прежде всего тем, что цены на зерно в Италии были низкими, поскольку оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Вместе с тем Варрон был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельскохозяйственной продукции на рынок не придавал особого значения. Он выступал за усиление эксплуатации рабов, которых отождествлял с говорящими орудиями, Варрон понимал политическую опасность рабства и увещевал рабовладельцев не допускать скопления в имениях большого количества рабов одной национальности.
В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашёл отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумел-ла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счёт гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы ещё уменьшают его своей небрежностью и воровством» 16. Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это делать затруднительно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.
Одной из серьёзных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) Гракхи. В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причём одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров па условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определённые надежды возлагались на наделение землёй колонистов.
Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлён, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землёй, а также принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Её результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.
Обострение противоречий рабовладельческого способа производства, усиление эксплуатации рабов, принявшей чудовищные масштабы, привели к восстанию рабов под предводительством Спартака (73-71 гг. до н. э.). Главной целью восстания было личное освобождение и уход за пределы Италии. Восстание было жестоко подавлено, однако юно нанесло серьёзный удар по основам рабовладельческой эксплуатации.
Вскоре после подавления восстания Спартака римское общество было взбудоражено заговором Катилины (63—62 гг. до н. э.). Луций Сергий Катилина, преследуя авантюристические цели, связанные главным образом с захватом власти и личным обогащением, привлёк на свою сторону немало бедного люда, часть ветеранов-сулланцев и некоторых аристократов, пообещав отменить долги и провести проскрипции богачей. В целом программа катилинариев носила антиростовщический характер и была популярной среди широких слоёв населения. Однако это движение потерпело поражение, а сам Катилина погиб в бою.
Важную роль в борьбе с заговором Катилипы сыграл политический деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н. э.) — идеолог господствующего класса рабовладельцев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником частной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуатации колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земледелие.
В отличие от представителей экономической мысли Древней Греции Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отношение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал отдачу денег в рост с убийством человека, а с другой, как показывают его речи против катилинариев, резко осуждал антиростовщическое движение. Выступая за справедливое отношение к ростовщикам, Цицерон заявлял, что «государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна». Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество нашло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяйством экономики Древнего Рима.
I—II вв. н.э. были периодом стабилизации Римской империи, однако уже в это время вполне осознавалась экономическая неэффективность рабовладельческой эксплуатации, расширялась практика отпуска рабов на волю, развивался колонат. Юридическое и экономическое оправдание рабства становится все более сложным. В это время формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоятельств. К такому выводу пришёл представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Он понимал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны свободным.
В последние века империи обострился кризис рабовладельческого способа производства, колонат стал весьма распространённой формой эксплуатации, происходили натурализация и аграризация хозяйственной жизни. Это свидетельствовало о широкой феодализации экономического базиса Римской империи в IV—V вв. В этих условиях большое распространение получило христианство, которое, по словам Ф. Энгельса, «возникло как движение угнетённых: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов». В небольших раннехристианских общинах собственность была общей, отсутствовала эксплуатация, и нередко они жили за счёт милостынь. Первые христиане подвергались гонениям, однако в 325 г., на Никейском соборе, христианство получило статус государственной религии Римской империи. Это стало возможным потому, что оно помогало держать в повиновении рабов и в то же время было идеологией будущего феодального общества, элементы которого складывались в поздней Римской империи.
Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353— 430 гг.), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почётным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почётен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствованию. Характеризуя раннее христианство, Ф. Энгельс писал, что оно «хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти, в «тысячелетнем царстве», которое должно-де было наступить в недалёком будущем».
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА
На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства, основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом принуждении непосредственных производителей - крестьян. Внеэкономическое принуждение обеспечивало феодалу безвозмездное присвоение прибавочного продукта - земельной ренты в виде барщины, натурального или денежного оброка. Таким образом, феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей - крестьян. Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе вызывала заинтересованность крестьянина, вела к повышению производительности его труда, развитию производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем. В то же время данному способу производства было присуще крайне низкое и рутинное состояние техники. Феодальный способ производства охватывает в Западной Европе период от падения Западной Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций XVI—XVIII вв.
Феодальное общество имело сословный характер, характеризовалось иерархической структурой господствующего класса, широким развитием отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т. п.). Политическая власть находилась в руках земельных собственников (светских и церковных феодалов). Огромную роль играли традиции, господство религиозного мировоззрения.
Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.