Экономическая мысль Древнего Рима

Древний Рим являлся античным государством, в котором рабо­владельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созда-

яию огромной империи, к порабощению многих племён и народов. По­ложение римских рабов, происходивших в основном из военноплен­ных, было более тяжёлым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфе­ре ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наи­большей остроты и привели в конечном счёте к возникновению колона­та. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоёв свободного населения за землю, нередко принимав­шая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аг­рарные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организа­ции рабовладельческих вилл и латифундий.

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234—149 гг. до н. э.). В своём сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вы­зывает зависти». Катон призывал побольше продавать и поменьше покупать, хотя, по его мнению, продавать следовало лишь излишки, а покупать то, чего нельзя произвести в своей вилле. В целях получения высокой прибыли следовало .продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Катон допускал использование нерабского труда, в частности тру­да издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуата­ции рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Осо­бое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять раб-вилик, который «следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин». Однако, выполняя такие важные административные функции, «он не смеет ничего купить без ведома хозяина». Катон призывал вся­чески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. Рабы, по словам Катона, «у вилика... всегда в работе». В то же время он советовал использовать и мате­риальные и моральные стимулы. Катон писал, что «рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать» 14. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работа­ли. Те же рабы, которые провинились, подлежали строгому наказа­нию.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяй­ства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона (116— 27 гг. до н. э.) и Колумеллы (I в. н. э.). В трактате Варрона «О сель­ском хозяйстве» обосновывались достоинства этой отрасли экономики и осуждалось переселение римлян «в городские стены», где они пред­почитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в ви­нограднике». В отличие от Катона Варрон рекомендовал сочетать раз­витие земледелия с животноводством, поскольку, по его словам, «фун­дамент всякому состоянию — скотина». Такой вывод диктовался прежде всего тем, что цены на зерно в Италии были низкими, посколь­ку оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Вместе с тем Варрон был сторон­ником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельскохозяйственной продукции на рынок не придавал особого значения. Он выступал за усиление эксплуатации рабов, ко­торых отождествлял с говорящими орудиями, Варрон понимал полити­ческую опасность рабства и увещевал рабовладельцев не допускать скопления в имениях большого количества рабов одной националь­ности.

В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашёл отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумел-ла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счёт гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хоро­ший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы ещё уменьшают его своей небрежностью и воровством» 16. Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это делать затруднительно, то передать землю для обработки свобод­ным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.

Одной из серьёзных экономических проблем Древнего Рима в рес­публиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мел­ких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) Гракхи. В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного воп­роса Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил принять закон, по ко­торому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причём одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров па условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определённые надежды возлагались на наделение землёй ко­лонистов.

Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлён, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возоб­новлено наделение крестьян землёй, а также принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно на­правлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Её резуль­таты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Обострение противоречий рабовладельческого способа производ­ства, усиление эксплуатации рабов, принявшей чудовищные масштабы, привели к восстанию рабов под предводительством Спартака (73-71 гг. до н. э.). Главной целью восстания было личное освобождение и уход за пределы Италии. Восстание было жестоко подавлено, однако юно нанесло серьёзный удар по основам рабовладельческой эксплуа­тации.

Вскоре после подавления восстания Спартака римское общество было взбудоражено заговором Катилины (63—62 гг. до н. э.). Луций Сергий Катилина, преследуя авантюристические цели, связанные глав­ным образом с захватом власти и личным обогащением, привлёк на свою сторону немало бедного люда, часть ветеранов-сулланцев и не­которых аристократов, пообещав отменить долги и провести проскрип­ции богачей. В целом программа катилинариев носила антиростовщи­ческий характер и была популярной среди широких слоёв населения. Однако это движение потерпело поражение, а сам Катилина погиб в бою.

Важную роль в борьбе с заговором Катилипы сыграл политиче­ский деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н. э.) — идеолог господствующего класса рабовладель­цев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником частной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуата­ции колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земле­делие.

В отличие от представителей экономической мысли Древней Гре­ции Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отно­шение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал отдачу денег в рост с убийством человека, а с другой, как показывают его речи против катилинариев, резко осуж­дал антиростовщическое движение. Выступая за справедливое отно­шение к ростовщикам, Цицерон заявлял, что «государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обяза­тельна». Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество на­шло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяй­ством экономики Древнего Рима.

I—II вв. н.э. были периодом стабилизации Римской империи, одна­ко уже в это время вполне осознавалась экономическая неэффектив­ность рабовладельческой эксплуатации, расширялась практика от­пуска рабов на волю, развивался колонат. Юридическое и экономи­ческое оправдание рабства становится все более сложным. В это вре­мя формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоя­тельств. К такому выводу пришёл представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Он пони­мал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны сво­бодным.

В последние века империи обострился кризис рабовладельческого способа производства, колонат стал весьма распространённой формой эксплуатации, происходили натурализация и аграризация хозяйствен­ной жизни. Это свидетельствовало о широкой феодализации экономи­ческого базиса Римской империи в IV—V вв. В этих условиях большое распространение получило христианство, которое, по словам Ф. Эн­гельса, «возникло как движение угнетённых: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов». В небольших ранне­христианских общинах собственность была общей, отсутствовала эк­сплуатация, и нередко они жили за счёт милостынь. Первые христиане подвергались гонениям, однако в 325 г., на Никейском соборе, хрис­тианство получило статус государственной религии Римской империи. Это стало возможным потому, что оно помогало держать в повинове­нии рабов и в то же время было идеологией будущего феодального общества, элементы которого складывались в поздней Римской им­перии.

Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеоло­гов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353— 430 гг.), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необ­ходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почётным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почётен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствова­нию. Характеризуя раннее христианство, Ф. Энгельс писал, что оно «хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти, в «тысяче­летнем царстве», которое должно-де было наступить в недалёком бу­дущем».

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА

На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства, основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом принуждении непосредственных производи­телей - крестьян. Внеэкономическое принуждение обеспечивало фео­далу безвозмездное присвоение прибавочного продукта - земельной ренты в виде барщины, натурального или денежного оброка. Таким образом, феодальный способ производства основан на сочетании круп­ной земельной собственности класса феодалов и мелкого индиви­дуального хозяйства непосредственных производителей - крестьян. Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе вызывала заинтере­сованность крестьянина, вела к повышению производительности его труда, развитию производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовла­дельческим и первобытнообщинным строем. В то же время данному спо­собу производства было присуще крайне низкое и рутинное состояние техники. Феодальный способ производства охватывает в Западной Ев­ропе период от падения Западной Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций XVI—XVIII вв.

Феодальное общество имело сословный характер, характеризова­лось иерархической структурой господствующего класса, широким развитием отношений корпоративного типа (соседские общины, го­родские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастыр­ские и рыцарские ордена и т. п.). Политическая власть находилась в руках земельных собственников (светских и церковных феодалов). Ог­ромную роль играли традиции, господство религиозного мировоззре­ния.

Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начи­ная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к пробле­мам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддер­живая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Наши рекомендации