Политико-правовая мысль Древнего Рима. Взгляды Цицерона.

Развитие политической мысли в античном мире отмечалось религиозно-мифологическим характером первоначальных представлений о политике и государственном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую классификацию государственных форм, определением классовой структуры общества, формулированием принципов политических форм властвования.

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) определял государство как дело, достояние народа. Положительно оценивал значение богатства и общественного договора. Цель государства — охрана имущественных интересов граждан. Лучшей из известных политических форм (царства, аристократии, демократии) называл синтез их лучших сторон.

Политическое мышление средневековья характеризовалось по-прежнему сохранявшейся монархической идеей, теологической доктриной, идеологией гуманизма, порожденной Ренессансом. С переходом к Новому времени зарождается политическая наука. Политика освобождается от теологии, утверждается идея общественного договора, закладывается фундамент современной политической науки (правовое государство, разделение властей, гражданское общество, суверенитет народа и т. д.).

Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры. Благодаря творческим усилиям юристов Древнего Рима была создана новая наука - юриспруденция, создана система римского права, которое рассматривается как классическое и до сих пор считается непревзойденным.

8.Политическая мысль арабского Средневековья ( Аль-Фараби, Аль-Газали, Ибн-Халдун).

Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950гг.). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город (государство) подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг дру­гу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" (Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. с.305). Одним из первых философов Средневековья он определяет предмет и задачи политической науки, которую относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, по мысли Аль-Фараби, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя. В своем сочинении "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" он называет те качества, которыми должен обладать правитель такого города. Это - здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, решительность, храбрость и великодушие. Правитель должен уважать законы и действовать согласно им.

Кроме учения восточного перипатетизма в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111гг.). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии.

Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406гг.), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой власти и свержение прежней; сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; упадок и гибель государства. Из форм правления Ибн-Халдун выделял три: "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат. Для первой характерен деспотизм и корыстные личные побуждения правителя, для второй - правление, основанное на рациональных, "разумных" критериях, свободных от религиозных ценностей. Халифат же характеризуется тем, что правитель опирается в своей политике на всеобщее убеждение в справедливости мусульманского права, он защищает веру и одновременно руководит земными делами.

9.Политическая мысль европейского Средневековья ( взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского).

Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 гг.) и Фомы Аквинского (1224-1274 гг.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин, и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который ис­ходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.

Фома Аквинский (1225-1274). Источником власти и законов является Бог, а государство, созданное Богом, представляет из себя универсальный порядок. Политическая власть существует там, где используются договоры и законы, цель которых — общее благо: обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Несправедливый приход к власти или злоупотребления ею нарушают заветы Бога, основы морали ивеления церкви. Аквинский — сторонник политической монархии, где власть зависит от закона и не выходит за рамки его. Смысл теории Аквината в доказательстве превосходства духовной власти над светской.

Наши рекомендации