Геополитическая ориентация России и баланс интересов. Интерпретация постсоветского пространства в региональных приоритетах Концепции ВПР.

После распада СССР перед Россией остро встала проблема сохранения своего единства и целостности как федеративного государства. В значительной степени решение этой проблемы связано с определением геополитического статуса новой России, ее места в современном многополярном мире и выработкой стратегии поведения. Отсюда и задачи — создать благоприятные международные условия, обеспечивающие некоторую «передышку» для приведения в порядок внутренней силовой базы, и максимальная реализация имеющихся геополитических ресурсов.

Существует три типа стратегий, в том числе и геополитических: экспансионистские, уступающие (допускающие сжатие сферы влияния и даже сокращение физической территории страны), позиционные (направленные на консервацию статус-кво или, по крайней мере, его основных позиций).

Со странами дальнего зарубежья, и прежде всего с глобальными центрами силы, наиболее рациональна стратегия «балансирующей равноудаленное™» (т. е. некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности собственными делами).

Стратегия «балансирующей равноудаленное™» предполагает: -

1. что у России нет и не может быть идеальных партнеров, она должна рационально подходить к планированию и осуществлению своей внешней политики; -

2. что Россия не должна дистанцироваться от кого-либо из мировых лидеров (например, от Японии из-за притязаний Токио на Курильские острова), с каждым из них нужно стремиться находить области, где кооперация возможна и желательна для каждой из сторон;

3. что России не стоит рассчитывать на сотрудничество с глобальными центрами силы как на основное и универсальное средство преодоления ее внутреннего кризиса — сегодняшний мир очень сложен и противоречив, поэтому коллизии в отношениях практически с каждым из мировых лидеров будут негативно сказываться на уровне и объеме кооперации.

4. что России не следует ожидать открытости мировых рынков для российских товаров, особенно тех, которые могут составить конкуренцию продукции Запада.

5. что Россия не должна ориентироваться на какой-то один центр силы (Европу, США, Китай и т.д.).

Естественными геополитическими союзниками России являются страны, стремящиеся к строительству многополярного мира.

В число этих стран входят в первую очередь страны ближнего зарубежья — бывшие республики СССР, а также традиционные союзники СССР и России в арабском мире и на Балканах, Куба и страны Латинской Америки (прежде всего Венесуэла, Боливия и Никарагуа), Индия и Китай.

Геополитические интересы этих стран, как отмечалось выше, сходятся вокруг стремления к установлению многополярного мира, обеспечивающего всестороннее развитие всех цивилизаций в гармонии со средой обитания, и устранения доминирования в мире одной сверхдержавы — США.

К числу основных геополитических противников России относятся страны, преследующие цель установления монополярного мира.

В сфере безопасности эти страны объединяет потребность в создании международной системы безопасности на основе регионального и глобального баланса сил, достижения за счет этого равной безопасности для всех; возможность опоры для них в рамках этой системы на военную мощь России.

Так как Россия является крупной геополитической державой, то на ее развитие и безопасность оказывают влияние практически все регионы мира, и, соответственно, национальные интересы России в той или иной степени распространяются на всю территорию земного шара.

Однако можно выделить наиболее важные регионы с точки зрения национальных интересов России. К их числу относится восточная часть Евразийского континента (исключая регион ЕС), в первую очередь районы, прилегающие к территории России.

Постсоветское пространство

В феврале 2013 года была утверждена новая внешнеполитическая концепция России. Данный документ определяет основные направления внешней политики Российской Федерации на долгосрочный период.

Для продвижения своих интересов и осущест­вления своей миссии, согласно внешнеполити­ческой доктрине, Россия намерена использовать «мягкую силу». Именно, применяя «мягкую силу» в качестве основных методов защиты своих инте­ресо, Россия намерена действовать во многих регионах, где у нее есть интерес, в том числе и на постсоветском пространстве.

Во всех документах, постсоветское прос­транство обозначено, как сфера особых инте­ресов России, что связано и с геополитичес­ким расположением государства и с общим историческим прошлым. Отношения с государ­ствами СНГ Россия намерена выстраивать с каждым государством на равноправных и взаимовыгодных условиях. Но развивать отношения стратегического партнерства и сотрудничества на постсоветском пространстве Российская Федерация собирается только с теми государствами, «которые проявляют готовность к этому».Несмотря на все трудности и проблемы, су­ществующие в организации, Россия будет в даль­нейшем продолжать укреплять данную струк­туру в будущем.

Таким образом, пространство СНГ является ключевым направление в региональной поли­тике России. По мнению российского эксперта Р. Гринберга, от характера взаимоотношений России с государствами СНГ, зависит и характер взаимоотношений с Западными государствами.

Центральная Азия не выделена как отдельный регион в сфере региональных при­оритетов внешней политики России, тем не ме­нее, Российская Федерация будет продолжать ак­тивно сотрудничать государствами Центральной Азии (как региона входящего в пространство СНГ) как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних организаций.

Наши рекомендации