Американская коммуникативистика 4 страница
Ряд исследователей отмечают, что современные общества пережили четыре «коммуникационные революции»1.
Первая коммуникационная революция происходит в конце
XIX — начале XX века. Её смысл заключался в том, что периодическая печать утратила элитарный характер, характерный
для более раннего этапа развития, и стала доступной для массовой аудитории. Это было связано не только с коммерциализацией прессы, но также и с демократизацией политических институтов, расширением избирательных прав, повышением
грамотности населения. В странах, где сформировались диктаторские режимы, широкое распространение прессы было
связано не с коммерциализацией, а с потребностями правящих кругов в эффективном механизме пропаганды.
Вторая коммуникационная революция была вызвана появлением радио. Развитие радиовещания в первой половине XX века означало возникновение нового и весьма эффективного средства воздействия на массовую аудиторию.
¹См., например: Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короненский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. — М.:-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
Третья коммуникационная революция была связана с развитием и распространением телевидения, самого массового и влиятельного СМИ XX века, коренным образом повлиявшего на культуру и повседневную жизнь современного общества.
Четвёртая коммуникационная революция происходит на наших глазах — в последней четверти XX — начале XXI века. Её содержанием являются развитие спутникового и кабельного телевидения, а также совершенствование информационных технологий, породившее «информационный взрыв» и приведшее к формированию «информационного общества», главным ресурсом которого является именно информация. В этот период происходит масштабное внедрение цифровых технологий в деятельность средств массовой информации (так называемая дигитализация).
Каждая из коммуникационных революций существенным образом меняла условия существования человека. Изменения в системе массовой коммуникации неизбежно затрагивали и другие социальные институты.
Средства массовой коммуникации давно превратились в структурный элемент современного общества, что и обусловило необходимость социологического изучения этого феномена.
Вопросы
1.
Охарактеризуйте сущность и типы коммуникации.
2. Что такое массовая коммуникация? Какие факторы привели к её появлению?
3. Какие функции выполняют институты массовой коммуникации в современном обществе?
4. Охарактеризуйте основные этапы развития средств массовой коммуникации.
5. Какие факторы воздействовали на развитие средств массовой коммуникации в XIX—XX веках?
6. Какие социальные и культурные последствия породило распространение телевидения?
7. В чём специфика интернета как средства массовой коммуникации?
Литература
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, кан лы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.
2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучи ский Ю.В., Станько A.M. История мировой журналист] ки. — М.—Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 200
3. Большая советская энциклопедия. Т. 19, Т. 21, Т. ; (статьи: печать, радиовещание, телевидение). — М.: G ветская энциклопедия, 1975-1976.
4. Волков Д. Империя зла: краткий курс // Отечественнг записки. 2003. № 4.
5. Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 200
6. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информащ и массовая коммуникация // Отечественные записк 2003. № 4.
7. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гей са // Отечественные записки. 2003. № 4.
8. История печати: антология. Т. 1—2. — М.: Аспект-Прес 2001.
9. Крайселл Э. Радио: общественная служба, предприним тельство и парадокс выбора // Медиа: введение. — У ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современно мире. - М., 2000.
11. Михайлов СА. История зарубежных СМИ. — М.: Изд-i Михайлова В.А., 2006.
12. Михайлов СА. Современная зарубежная журналистик правила и парадоксы. — М.: Изд-во Михайлова В./ 2002.
13. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечес венные записки. 2003. № 4.
14. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Изд; тельство АСТ», 2001.
СОЦИОЛОГИЯ
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
♦ Объект и предмет изучения
социологии массовой коммуникации
В отечественной и зарубежной науке не существует общепринятого определения объекта и предмета исследования социологии массовой коммуникации. Даже название этой дисциплины не является устоявшимся. Так, в отечественной науке употребляются следующие названия: «социология коммуникации», «социология массовых коммуникаций», «социология массовой коммуникации», «социология средств массовой коммуникации», «социология средств массовой информации» и, наконец, «социология масс-медиа» — как калька англоязычного Sociology of the mass media.
Термин «массовая коммуникация» также определяется исследователями по-разному. Ведутся дискуссии и по поводу разграничения понятий «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации», не приведшие пока к общепринятым результатам.
Например, Б. Дубин и А. Рейсблат, различая термины «массовая коммуникация» и «массовая информация», отмечают, что в отечественной научной традиции более распространённым является второй термин. Исследователи полагают, что это связано со спецификой формирования и функционирования данного института в российском обществе. Они пишут:
«Не случайно в советские времена возникла и до сих пор как в социологии, так и в журналистике держится формула «средства массовой информации», на Западе же используется оборот «средства массовой коммуникации». Почему — понятно.
Исторически пресса складывалась и развивалась как один из механизмов возникающего общественного мнения, как элемент нарождающейся публичной сферы. Поэтому на Западе массовая печать (а затем — радио, телевидение и т.п.) возникала как форма выражения интересов различных общественных групп, институтов, организаций, партий, как канал взаимодействия, конкуренции и сотрудничества между ними. В России же издание газет (как впоследствии в СССР радио и телевидение) было долгое время прежде всего делом государственным»1.
С другой стороны, И.Д. Фомичева предлагает зафиксировать, что термин «массовая коммуникация» до сих пор неотделим от своего синонима — «средства массовой информации». Понятно, что данные термины близки, но не тождественны по своему значению. Однако далее обратимся к этому вопросу несколько подробнее.
В западной науке также существует определённая терминологическая разноголосица по поводу упомянутых терминов. Так, современный исследователь Деннис Маккуэйл пишет:
«Термин «массовая коммуникация», возникший в конце 1930-х гг., определить непросто, поскольку он имеет слишком много коннотаций. Слово «массовый» само по себе является ценностно нагруженным и дискуссионным, и термин «коммуникация» до сих пор не имеет согласованного определения»2. И всё же исследователь полагает, что, несмотря на подобные терминологические сложности, существует некоторое единство понимания, достаточное и для анализа явления, и для его рабочего определения. Маккуэйл пишет в связи с этим: «Термин «массовый» обозначает большой объём, область или степень распространения, тогда как «коммуникация» относится к созданию и восприятию смыслового значения, к передаче и получению сообщений». Маккуэйл приводит определение Яновица: «Массовые коммуникации охватывают
¹Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.
²Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности-П: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001. С. 12-13.
институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории»1.
Современные британские исследователи А. Бриггз и П. Кобли отмечают: «При сложности и масштабах той сферы общества, что называется «медиа», неудивительно, что в теоретических исследованиях этого явления мы постоянно наталкиваемся на проблему множественности определений. ...Например:
■ медиа являются конгломератом структур частного бизнеса;
■ это особый вид социальной деятельности; главная задача медиа — осуществлять своего рода представительство тех или иных точек зрения, взглядов и позиций;
■ СМИ — это продукт соответствующих правовых регламентации, включая регламентации и в отношении их экономической деятельности;
■ медиа — это социальный институт, выполняющий важные общественные задачи, но это также... средство распространения рекламы;
■ СМИ суть коллективное сознание читателей, слушателей и зрителей»2.
Все эти определения характеризуют различные аспекты такого сложного и многогранного феномена, каким являются современные СМИ (медиа или средства массовой коммуникации).
Новейший социологический словарь, составленный современными британскими авторами Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б. Тернером3, определяет предметную область социологии массовой коммуникации следующим образом. Во-первых, это исследование сообщений массовой коммуникации, во-вторых — исследование институтов массовой коммуникации и персонала организаций в этой сфере. В-третьих,
1 Маккуэйл Д. Указ. соч. 2 Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 1. 3Социология массовой коммуникации // Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь. — М.: Экономика, 2004. |
изучение воздействия, которое масс-медиа оказывают на аудиторию.
В отечественной литературе можно встретить различные определения объекта и предмета социологии массовой коммуникации. Так, О.Г. Филатова предлагает следующее определение:
«Объектом социологии массовой коммуникации является массово-коммуникативная деятельность как социальный институт.
Предмет социологии массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей вышеуказанной деятельности, исследование которых определяет структуру социологии массовой коммуникации как науки и включает в себя все уровни — от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся на изучение как объекта массово-коммуникативной деятельности — массовой аудитории, так и структур непосредственно самих массовых коммуникаций и средств их функционирования»1.
Т.В. Науменко определяет объект изучения социологии массовой коммуникации несколько иначе — «массовая коммуникация как социальный процесс»2.
Массовую коммуникацию в современных обществах целесообразно рассматривать и как процесс, и как институт. Несомненно, существуют институты, благодаря которым этот процесс регулируется, но весьма значительная часть взаимодействий, связанных с осуществлением массовой коммуникации, происходит вне институциональных рамок. В качестве примера можно привести такой значимый тип неформальной массовой коммуникации, как слухи.
1 Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2006. С. 50. 2 Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. С. 14. |
С другой стороны, существуют «внесистемные» группы и организации, участвующие в процессе массовой коммуникации, — например, печать и интернет-сайты различных меньшинств, политических экстремистов и радикалов — то, что в западной литературе называют «альтернативные СМИ».
Недавно возникла такая форма массовой коммуникации, как сетевые сообщества в интернете, а также «живые журналы», индивидуально создаваемые пользователями интернета. Всё это позволяет говорить о том, что массовая коммуникация протекает не только в рамках институтов, хотя институты массовой коммуникации, несомненно, играют огромную роль в обществе и служат главным объектом исследовательского интереса. Социология массовой коммуникации изучает как институциональные, так и неинституциональные аспекты процесса массовой коммуникации, хотя институциональным аспектам в силу их особой значимости традиционно уделяется гораздо больше внимания.
А. Бриггз и П. Кобли предлагают рассматривать деятельность СМИ как процесс, в котором можно выделить некоторые базовые составляющие:
1) те, кто передаёт информацию — соответствующие социальные институты;
2) сами информационные сообщения;
3) получатели сообщений — аудитория СМИ;
4) особый социальный контекст, в котором разворачивается процесс массовой коммуникации.
Бриггз и Кобли1 кратко характеризуют выделенные ими составляющие процесса массовой коммуникации.
1. Институты СМИ представляют собой субъекты экономических отношений, коммерческие предприятия, ориентированные на получение прибыли. (Следует отметить, что возможны и государственные СМИ, однако доминирует именно коммерческая модель СМИ.) Деятельность в сфере СМИ представляет собой особую профессию, требующую определённой подготовки. Каждое отдельное СМИ — газета, радиостанция и т.д. — является коллективом профессионалов. Институты СМИ обеспечивают производство и распространение информации разного характера — новостной, развлекательной, образовательной и т.д.
1 Бриггз А., Кобли П. Что такое медиа? // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 2-3. |
Институты СМИ функционируют в рамках определённого правового поля, подчиняясь государственному регулированию.
2. Сообщения, которые распространяют институты СМИ, не только отражают происходящие в мире события, но конструируют образ мира в соответствии с присущей СМИ специфической логикой отбора информации (сенсационность, зрелищность, новизна и др.). Сообщения СМИ строятся в соответствии с определёнными технологиями. Тип и направленность СМИ влияют на характер распространяемых им сообщений. Транслируемые СМИ сообщения зависят от существующих политических, культурных, правовых ограничений.
Сообщения СМИ могут быть рассчитаны на определённую аудиторию.
3. Аудитория СМИ, потребитель их информационной продукции, обладает определёнными характеристиками (пол, возраст, этническая принадлежность, уровень образования, уровень дохода и т.д.), от которых зависит характер восприятия ею сообщений СМИ.
Аудитория СМИ, вопреки распространённому убеждению, не является просто пассивным объектом для воздействия СМИ. Напротив, люди, составляющие аудиторию, интерпретируют сообщения СМИ в соответствии с собственными взглядами, ценностями и убеждениями, осуществляют отбор тиражируемой СМИ информации, руководствуясь собственными целями и предпочтениями.
Поскольку СМИ существуют во многом за счёт рекламы, аудитория выступает для них как некий «своеобразный товар», который они предлагают рекламодателям.
4. Деятельность СМИ осуществляется в определённой социальной и культурной среде, которая влияет и на содержание транслируемой информации, и на её восприятие аудиторией. Основными элементами этой среды выступают:
■ политические условия, специфика государственной политики в отношении СМИ;
■ правовой контекст, законодательство, регулирующее деятельность СМИ;
■ экономические условия;
■ особенности культуры общества, где функционируют СМИ;
■ влияние «внешних» СМИ.
Исходя из вышесказанного, в качестве объекта исследования социологии массовой коммуникации следует рассматривать массовую коммуникацию как социальный процесс во всём многообразии его форм и аспектов.
В качестве предмета социологии массовой коммуникации будем рассматривать организационные формы, которые принимает процесс массовой коммуникации, основные тенденции и закономерности его протекания, а также его воздействие на личность, культуру и социальные институты.
В данном учебном пособии основное внимание традиционно уделено средствам массовой информации — печати, радио и телевидению, поскольку их роль в функционировании современных обществ огромна.
Социологический анализ массовой коммуникации включает теоретический и эмпирический аспекты. Эмпирические социологические исследования предполагают использование ряда методов. Рассмотрим прежде всего те из них, которые наиболее часто применяются в исследованиях массовой коммуникации — опрос, анализ документов и эксперимент.
♦ Методы эмпирических исследований массовой коммуникации
Существующие методы эмпирических социологических исследований подразделяются на два типа — количественные и качественные. Количественные методы ориентированы на получение формализованной информации, которую можно выразить в цифрах, таблицах и графиках. Качественные методы направлены на подробное и доступное многим описание тех или иных социальных явлений и процессов. Количественные методы дают более точную информацию, качественные — более содержательно насыщенную. Методами социологического исследования, весьма широко применяемыми для изучения массовой коммуникации, являются опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов, эксперимент.
Опрос
Опрос — наиболее распространённый метод получения фактической информации.
Основным инструментом опроса, как правило, является анкета, заполняемая либо самим респондентом, либо исследователем, который фиксирует ответы респондента. Анкета может заполняться при непосредственном контакте исследователя с респондентами либо рассылаться по почте. Однако почтовые опросы имеют ряд недостатков — прежде всего высокий процент невозврата анкет. В последние годы получают распространение онлайновые анкеты, заполняемые в интернете.
Анкета включает ряд вопросов, сформулированных как можно более чётко, чтобы у респондента не возникло проблем с их пониманием. Вопросы, включённые в анкету, могут быть открытыми и закрытыми.
Открытые вопросы предполагают, что респондент формулирует ответы самостоятельно. Например: «Кто, на ваш взгляд, является наиболее популярным политиком в современной России?». Респондент может назвать любого политика.
Закрытые вопросы предполагают выбор респондента из заранее сформулированных вариантов ответов. Например:
«Кто, на ваш взгляд, является наиболее популярным политиком в современной России?». Варианты ответов: «Путин В.», «Зюганов Г.», «Лимонов Э.». Респондент отмечает один из предложенных авторами анкеты вариантов. Или: «Одобряете ли вы политику государства в сфере образования?» — Варианты ответов: «Да», «Не вполне», «Не одобряю», «Затрудняюсь ответить».
Ответы на закрытые вопросы легче обрабатывать, так как они распадаются на заранее известные группы. Ответы на открытые вопросы дают более разнообразную информацию, которую сложнее обработать, статистически упорядочить.
Опросы направлены обычно на изучение мнения достаточно большого количества людей. Даже если речь идёт об опросе, проводимом в масштабе одного города, опросить каждого жителя невозможно. Возникает проблема отбора — составления
выборки. (Всё население, мнение которого интересует исследователя, называется генеральной совокупностью.)
Выборка может быть не слишком большой по объёму. Так, например, выборки общенациональных опросов в России включают от 1 000 до 3 000 человек, иногда даже меньше. Статистические закономерности позволяют делать обоснованные выводы на основе опроса небольшой части генеральной совокупности. Однако даже небольшая выборка должна быть репрезентативной — отражать качественный состав генеральной совокупности. Составить репрезентативную выборку достаточно сложно.
Наиболее точной является случайная выборка. Что значит «случайная»? Если исследователь выйдет на улицу города и будет спрашивать каждого десятого встреченного им человека — будет ли это случайным отбором? Нет, потому что исследователь будет встречать жителей именно этого города, преимущественно — того района, где исследователь находится. Жители других районов и городов будут иметь мало шансов попасть в такую «выборку». Действительно случайная выборка должна быть составлена таким образом, чтобы любой представитель генеральной совокупности мог с одинаковой степенью вероятности попасть в неё.
Наиболее простой в принципе, но наиболее сложный в практическом плане способ составления такой выборки — это составление полного пронумерованного списка всей генеральной совокупности с последующим случайным отбором респондентов из этого списка при помощи таблицы случайных чисел или компьютера. Естественно, что даже в масштабах одного города это невозможно, не говоря уже об опросах населения страны в целом. Поэтому существует множество иных способов составления выборок, приближающихся по точности к случайной. Например, систематическая (псевдослучайная), стратифицированная, кластерная.
Составление систематической выборки также предполагает список единиц анализа, составляющих генеральную совокупность. Число элементов генеральной совокупности делится на число единиц, входящих в выборку. Полученное число п — это «шаг» выборки. Например, объём генеральной
совокупности — 1 000 человек, а объём выборки — 100. Тогда шаг выборки — 10. В списке выборочной совокупности случайным образом отбирается один из элементов, от которого начинается отсчёт. Выбирается каждый n-й (в нашем примере каждый десятый) элемент.
Другой тип выборки — стратифицированная выборка. «Стратифицированную выборку применяют тогда, когда генеральная совокупность, которую хотят выборочно исследовать, не гомогенна (не однородна). В этом случае составляют различные страты (слои), обладающие большей гомогенностью, и затем проводят дальнейший отбор внутри этих страт, чтобы уменьшить область рассеивания, которая тем меньше, чем больше гомогенность исходной массы»1.
Кластерная выборка предполагает отбор единиц анализа по определённым группам — кластерам. Например, если изучаются учащиеся — отбираются школы, если исследуются проблемы сельского населения — отбираются сёла и т.д. Таким образом, кластерная выборка предполагает отбор кластеров на первом этапе, а на следующем — исследование единиц, входящих в кластер.
Типы выборки, основанные на принципе случайности, называются вероятностными выборками.
Существуют иные способы составления выборки, основанные на методе квот. Для составления квотной выборки надо хорошо знать качественный состав генеральной совокупности — каково соотношение мужчин и женщин, разных возрастных, профессиональных групп и др. Этот состав должен быть отражён выборкой. Проблема заключается в том, что состав генеральной совокупности может быть неизвестен в точности, что неизбежно отразится на репрезентативности выборки. Руководствуясь определёнными квотами, интервьюер, в чьи задачи входит непосредственно опрос респондентов, сам отбирает их. Например, он должен найти и опросить 5 женщин, 4 мужчин, 2 рабочих, 1 пенсионера и т.д. При этом отборе большую роль играет субъективный фактор — предпочтения интервьюера, что является существенным недостатком
1 Нойман Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. - М.: Прогресс, 1978. С. 144.
данного способа опроса. Поэтому, как замечает И.Ф. Девятко, данный тип выборки используется всё реже.
В тех случаях, когда составление вероятностной выборки невозможно или лишено смысла, применяется метод целевого отбора. Например, если исследуется какая-нибудь специфическая группа населения, численность которой определить невозможно или доступ в которую ограничен. Это могут быть религиозные или сексуальные меньшинства, коллекционеры марок, представители «высшего света», торговцы наркотиками и т.д. В таком случае могут применяться разные способы отбора респондентов. Одним из них является «метод снежного кома». Исследователь вступает в контакт с одним из представителей исследуемой группы. Если исследователю удаётся наладить отношения с этим человеком и вызвать его доверие, он может рекомендовать исследователя другому представителю этой группы — и т.д. Данный метод строится на использовании неформальных связей и отношений.
В масштабных исследованиях, охватывающих большие группы людей и значительные территории, часто используется многоступенчатая выборка, предполагающая несколько этапов составления выборки. Например, сначала отбираются населённые пункты, потом — районы, на следующем этапе — улицы, где будет проводиться опрос населения, и т.д. На каждом из этапов могут использоваться разные типы выборки.
Например, Фонд «Общественное мнение» для проведения всероссийских опросов общественного мнения использует следующую методику составления многоступенчатой выборки: «На первой ступени происходит вероятностный отбор административных районов (исключая районы Чечни). На второй ступени — отбор населённых пунктов внутри районов. На третьей ступени — отбор домохозяйств маршрутным методом. В домохозяйстве отбирается один человек с применением квот по полу, возрасту и образованию. Опрашиваются люди в возрасте от 18 лет и старше.
Объём выборки: а) 1 500 респондентов в 102 населённых пунктах 44 субъектов федерации России всех экономико-географических зон
России. Статистическая погрешность при такой выборке не превышает 3,6%;
б) 3 000 респондентов в 203 населённых пунктах 63 субъектов федерации России всех экономико-географических зон России. Статистическая погрешность при такой выборке не превышает 2,5%»¹.
Опросы могут проводиться не только в форме заполнения анкеты, но и устно — в форме интервью. Интервью может быть формализованным и неформализованным.
Формализованное интервью предполагает использование заранее составленного опросника, которому интервьюер обязан неукоснительно следовать. Неформализованное интервью не предусматривает заранее сформулированных вопросов и проводится в форме беседы. Углублённое (глубокое) интервью представляет собой достаточно длительную и неформализованную беседу интервьюера и респондента, затрагивающую многие аспекты изучаемой проблемы. Текст интервью должен быть точно зафиксирован, поэтому при проведении беседы следует использовать диктофон или другие технические устройства.
Практикуются также телефонные опросы населения.
Особый тип опроса — экспертный опрос (метод экспертной оценки). В данном случае исследователь опрашивает небольшую группу респондентов, которые располагают наиболее полной информацией по той или иной проблеме. Например, если исследователя интересуют проблемы образования, он может опросить преподавателей и руководителей образовательных учреждений. Главный критерий отбора в данном случае — компетентность экспертов.
Опросы экспертов нередко проводятся в форме глубокого неформализованного интервью, что позволяет затронуть многие аспекты исследуемой проблемы. Приведём в качестве примера отрывок экспертного интервью, проведённого специалистом Фонда «Общественное мнение» (ФОМ).
¹ Сайт Фонда «Общественное мнение» — http://www.fom.ru/about/ 18.html
Глубокое интервью с экспертом —
«знатоком ТВ» (стенограмма)
Эксперт — Щербакова Ольга Вячеславовна, исполнительный директор Национальной ассоциации телевидения
Дата проведения интервью — 17.05.2002
Человек и телевизор
Интервьюер: Если посмотреть на телевидение с позиции обычного человека, как Вы думаете, какую роль играет телевидение в жизни людей? Какое место оно занимает в их повседневном существовании?
Респондент: По-моему, по мнению всех экспертов, которые этот вопрос исследовали, порядка 70% информации, которую человек получает в обычной жизни, — это информация с экрана; 70% информации — это огромное количество. Книги, газеты, журналы — это всё на втором плане.
И: А радио?
Р: Да, радио, газеты, журналы... Радио практически... Радио — это пенсионеры, люди, которые бывают дома. Радио — это дачи, загородные дома. Радио — это автомобиль, только в тот период, когда человек перемещается.
И: Скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, привлекает сегодня зрителей? Что нравится им в российском телевидении? Какие передачи, программы пользуются особой популярностью и почему?
Р: Ну, в нескольких словах сказать сложно. Существуют определённые службы — Гэллап, там, «Комкон», которые проводят как раз опросы и выясняют рейтинги определённых программ. Но в то же время всё равно новости, конечно, стоят на первом месте; всё, что связано с новостями, информацией о том, что происходит во всём мире, о том, что происходит в России и что происходит, там, скажем, на нашей маленькой Родине. Мне кажется (это я высказываю своё мнение), мне кажется, что всё-таки наши российские люди — граждане, да? — любят российское кино гораздо больше, чем фильмы американские. Почему — потому что это, ну, во-первых, это фильмы о нашей жизни. Во-вторых, тот недостаток зарубежных фильмов, который был в 60-е, 70-е годы, когда мы мечтали посмотреть очень многие фильмы, он уже восполнен. Мы уже «наелись». А смотреть фильмы лучшие, пока по российскому телевидению нет возможности, потому что эти фильмы — дорогое удовольствие. Американское кино