Женские социальные сети 5 страница
Первые пять мест в рейтинге стран по ИРГФ занимают Канада, Норвегия, Австралия, США и Исландия. Среди государств СНГ ИРГФ был рассчитан только для 6 стран - Белоруссии (49-е место), Российской Федерации (54-е), Украины (63-е), Молдовы (81-е), Узбекистана (87-е) и Таджикистана (92-е). Последние 5 мест в рейтинге занимают Мозамбик, Гвинея-Бисау, Эфиопия, Буркина-Фасо и Нигер. 30 стран имеют ИРГФ менее 0,500, что свидетельствует об удвоенных лишениях женщин в этих странах: низком общем уровне развития человеческого потенциала и более низком уровне развития этого потенциала женщин по сравнению с мужчинами.
Рейтинг 39 стран по ИРГФ ниже, чем их рейтинг по ИРЧП: в этих странах общие достижения в области развития человеческого потенциала распределяются между мужчинами и женщинами неравноправно. В то же время, рейтинг 55 стран по ИРГФ выше, чем их рейтинг по ИРЧП, что свидетельствует о более справедливом распределении благ.
Gender-disparity-adjusted HDI (англ.)
Литература:
Доклады о развитии человека за 1995, 2000 годы // Человеческое развитие. ПРООН, МГУ, 2000. 464 с. Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Отв. ред. М. Хегай. Душанбе, 1999. 242 с: <http://tm2001.by.ru/>
©М К Хегай
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП)измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для развития его возможностей.
Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Все люди без исключения хотят иметь большой доход, который действительно является важным
фактором, однако он не может считаться самоцелью человеческой жизни. Идея развития заключается именно в расширении возможностей выбора человеком, а не в получении им дохода.
Для численного представления трех измерений используются следующие индикаторы: 1) средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия); 2) доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях (базовые показатели образованности); 3) скорректированный реальный ВВП на душу населения (специальный индикатор материального благосостояния).
ИРЧП не является показателем, который может быть максимизирован обычным способом, т. е. допуская отставание какого-то "малозначимого" компонента. Концепция человеческого развития исходит из стремления к сбалансированности различных измерений и отрицает целесообразность какой-либо избыточности. При этом главной задачей вычислений ИРЧП является не определение его величины как таковой, а ранжирование на его основе различных стран и сопоставление рейтинга стран по ИРЧП и ВВП на душу населения. Если рейтинг по ИРЧП выше, чем по среднедушевому ВВП, это позволяет судить о большей ориентированности экономики страны на цели человеческого развития, и наоборот.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития -те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие
сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.
В Докладе о человеческом развитии за 1994 год уже используются индексы развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) и показатели расширения возможностей женшин ШРВЖ). Оценка ИРГФ и ПРВЖ в рамках Доклада о развитии человека служит постоянным напоминанием для лиц, ответственных за принятие политических решений, о том, что они должны уделять больше внимания вопросам гендерного равенства (см. Равенство полов).
Human development indicator (HDI) (англ.)
Литература:
Доклады о развитии человека за 1990, 1994, 1995, 2000 годы // Человеческое развитие. ПРООН, МГУ, 2000. 464 с.
©М.Н. Хегай
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЖЕНСКОГОТРУДА включает: увеличенную продолжительность рабочего дня; более высокие нагрузки; напряженный ритм работы в ночные смены или в ранние утренние часы; растущие запросы к квалификации и уровню образования; больший контроль над рабочим процессом; совмещение нескольких видов работ одним человеком; создание рабочих | мест с нечетко прописанными обязанностями. Интенсификация труда нарастает одно-! временно с нестабильностью занятости в : сфере производства и секторе услуг. Управ-I ленцы либо сокращают количество занятого персонала, либо увеличивают нагрузку на каждого сотрудника. При этом отставание от заданных высоких производственных показателей означает сокращение заработков или
необходимость работать в сверхурочные часы, чтобы получить дополнительную оплату. Intensification of women's labour (англ.)
Литература:
Crompton R. and Sanderson R. Gendered Jobs and Social Change. London: Unwin Hyman, 1990. Hakim C. Segregated and integrated occupations: a new framework for analysing social change // European Sociological Review. 9(3). P. 289-314. Humphries J. and Rubery J. The legacy for women's employment: integration, differentiation, and polarization // J. Michie (ed.). The Economic Legacy 1979-1992. London: Academic Press, 1992. P. 236-254. Rubery J. & Fagan С Does Feminisation Mean a Flexible Labour Force. London: Dlackwell Publishers, 1994.
Wichterich Ch. Work, Gender, Ethnicity and Identity: Paper presented at the International Conference "The Future of Work. US/German Perspectives". Chicago, October 9, 1998.
© M. M. Малышева