Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и средств правового воздействия
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
Способы правового регулирования— составные элементы упорядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет.
Дозволение— это предоставление лицу права на свои собственные активные действия (поступай, как сочтешь нужным). Примером осуществления правового регулирования при помощи этого способа может быть любая правовая норма, которая предоставляет субъекту право на получение тех или иных благ. Дозволение превалирует в основном в отраслях, относящихся к частному праву.
Обязывание (веление)— возложение на лицо обязанности активного поведения (поступай только так). Например, обязанность обеспечения обвиняемому права на защиту.
Запрет— это возложение на лицо обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода (только так не поступай).Например, запрещение пропаганды войны, национального или расового преимущества одних народов над другими. Нормы особенной части Уголовного кодекса являются фактически запретами, поскольку они устанавливают ответственность за определенные действия и тем самым их запрещают. Обязывание (веление) и запреты превалируют в основном в отраслях, относящихся к публичному праву.
Все способы правового регулирования связаны с субъективными правами. При дозволении субъективное право образует содержание данного способа правового регулирования. При обязывании и запрете, право требования принадлежит другим лицам. Его назначение — обеспечить исполнение активной (обязывания) или пассивной (запрета) юридической обязанности.
Способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) с большей эффективностью достигают своей цели только в тесной взаимосвязи друг с другом. Дозволение лицу определенного поведения будет реальным при наличии обязанности у иных лиц удовлетворить потребности, которые в этой связи возникли у управомоченного лица.
Трем способам правового регулирования (дозволению, обязыванию, запрету) соответствуют три разновидности норм права: дозволяющая (управомочивающая), обязывающая, запрещающая, а также три формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение.
На схеме это выглядит так:
Способы правового регулирования
Дозволение
Обязывание (веление)
Запрет
Виды норм по характеру предписаний
Дозволяющие (управомочивающие) нормы
Обязывающие нормы
Запрещающие нормы
Формы реализации права
Использование
Исполнение
Соблюдение
Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы).
Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании средств правового воздействия.
Тип правового регулирования устанавливает тип правового режима. Напомним, что различают два типа правового регулирования:
Общедозволительный— тип правового регулирования, который основывается на общем дозволении, в рамках которого закон устанавливает запреты на совершение конкретных действий. Суть общедозволительного режима выражается принципом: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом».По этому типу регулирования строятся гражданские, трудовые, семейные, жилищные и другие правоотношения (напр., лицо вправе заключать любые сделки, за исключением тех запретов, которые предусмотрены в законе);
Специально-разрешительный— тип правового регулирования, который основывается на общем запрете,в рамках которого закон устанавливает конкретные дозволения. Суть специально-разрешительного режима выражается принципом: «запрещено все, кроме прямо дозволенного законом».По этому типу регулирования устанавливаются правовые статусы и функции должностных лиц, государственных служащих, министров, прокуроров, судей, мэров городов и др. (напр., суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратиться к нему только в случаях, которые прямо предусмотрены в законе).
Вывод: Таким образом, правовое регулирование осуществляется при помощи определенных способов и методов.