Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и средств правового воздействия

В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

Способы правового регулирования— составные элементы упо­рядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет.

Дозволение— это предоставление лицу права на свои соб­ственные активные действия (поступай, как сочтешь нужным). Примером осуществления правового регулирования при помо­щи этого способа может быть любая правовая норма, которая предоставляет субъекту право на получение тех или иных благ. Дозволение превалирует в основном в отраслях, относящихся к частному праву.

Обязывание (веление)— возложение на лицо обязанности активного поведения (поступай только так). Например, обя­занность обеспечения обвиняемому права на защиту.

Запрет— это возложение на лицо обязанности воздержи­ваться от совершения действий определенного рода (только так не поступай).Например, запрещение пропаганды войны, наци­онального или расового преимущества одних народов над дру­гими. Нормы особенной части Уголовного кодекса являются фактически запретами, поскольку они устанавливают ответствен­ность за определенные действия и тем самым их запрещают. Обязывание (веление) и запреты превалируют в основном в от­раслях, относящихся к публичному праву.

Все способы правового регулирования связаны с субъектив­ными правами. При дозволении субъективное право образует содержание данного способа правового регулирования. При обязывании и запрете, право требования принадлежит другим ли­цам. Его назначение — обеспечить исполнение активной (обязывания) или пассивной (запрета) юридической обязанности.

Способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) с большей эффективностью достигают своей цели толь­ко в тесной взаимосвязи друг с другом. Дозволение лицу опре­деленного поведения будет реальным при наличии обязанности у иных лиц удовлетворить потребности, которые в этой связи возникли у управомоченного лица.

Трем способам правового регулирования (дозволению, обязыванию, запрету) соответствуют три разновидности норм пра­ва: дозволяющая (управомочивающая), обязывающая, запреща­ющая, а также три формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение.

На схеме это выглядит так:

Способы правового регулирования

Дозволение

Обязывание (веление)

Запрет

Виды норм по характеру предписаний

Дозволяющие (управомочивающие) нормы

Обязывающие нормы

Запрещающие нормы

Формы реализации права

Использование

Исполнение

Соблюдение

Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы).

Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании средств правового воздействия.

Тип правового регулирования уста­навливает тип правового режима. Напомним, что различают два типа правового регулирования:

Общедозволительный— тип правового регулирова­ния, который основывается на общем дозволении, в рамках ко­торого закон устанавливает зап­реты на совершение конкрет­ных действий. Суть общедозво­лительного режима выражает­ся принципом: «дозволено все, кроме прямо запрещенного зако­ном».По этому типу регулиро­вания строятся гражданские, трудовые, семейные, жилищ­ные и другие правоотношения (напр., лицо вправе заключать любые сделки, за исключени­ем тех запретов, которые пре­дусмотрены в законе);

Специально-разрешительный— тип правового регулирова­ния, который основывается на общем запрете,в рамках кото­рого закон устанавливает кон­кретные дозволения. Суть спе­циально-разрешительного ре­жима выражается принципом: «запрещено все, кроме прямо доз­воленного законом».По этому типу регулирования устанавли­ваются правовые статусы и функции должностных лиц, государственных служащих, министров, прокуроров, судей, мэров городов и др. (напр., суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратить­ся к нему только в случаях, которые прямо предусмотрены в законе).

Вывод: Таким образом, правовое регулирование осуществляется при помощи определенных способов и методов.

Наши рекомендации