Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
90-е годы явились для российского общества чрезвычайно насыщенными не только различными политическими и экономическими потрясениями, но и сложными процессами в духовной жизни. При всей их неоднозначности и противоречивости попытаемся выделить основные, определявшие общую направленность духовной жизни. На наш взгляд, к ним следует отнести кризис идентификации и связанный с ним круг различных явлений, а также процесс изменения системы основных ценностных ориентаций общества.
Одним из первых проявлений кризиса идентификации на рубеже 80-90-х годов стал процесс переоценки событий отечественной истории, прежде всего ее советского периода. Когда советское руководство провозгласило курс на проведение широкомасштабных реформ, неотъемлемой частью новой политики стала критическая оценка предшествующего развития, выявление тех периодов и переломных моментов в истории советского общества, когда произошло отступление от «правильного» социализма, его деформация.
Обращение к истории обнаружило наличие в знаниях и представлениях советских людей множества белых пятен, своего рода провалов исторической памяти вследствие многолетнего замалчивания официальной историографией сложных проблем, негативных явлений в историческом прошлом.
Характерная черта общественного сознания на рубеже 80– 90-х годов – обостренное внимание к собственной истории. Приметой времени стала нарастающая волна публикаций в периодической печати, посвященных различным проблемам, событиям, лицам недавнего прошлого. Одно из центральных мест в общественных дискуссиях заняла проблема «Сталин и сталинизм». К различным ее аспектам было приковано внимание журналистов и писателей, историков и экономистов, психологов и представителей других наук.
В эти годы материалы на исторические темы пользовались таким же вниманием, как сводки последних известий, вызывали большой общественный резонанс. Многие газеты завели постоянные исторические рубрики. Заметно увеличилось количество радио и телевизионных передач на исторические темы. Резко возросли тиражи исторических журналов, например, число подписчиков журнала «Вопросы истории» увеличилось на 50 тыс. Читатели журнала, отвечая на вопросы предложенной редакцией анкеты, в качестве одной из главных причин своего желания стать постоянными читателями исторического журнала называли стремление восполнить белые пятна в знаниях о прошлом. Приведем отрывок из письма молодой учительницы начальных классов из сельской школы в Калининградской: «В школе и в институте мне приходилось читать и заучивать ненужные фразы о героизме, съездах, деятелях и т.п., которые без конца повторялись и потому обезличивались. Такая история меня раздражала... Честную, справедливую историю нашей страны прочитать было негде. Сейчас даже не верится, что все это было 3–5 лет тому назад. И вот вдруг стали открываться новые страницы жизни нашей страны... Я взахлеб читаю, вырезаю, складываю в папку все, что встречаю в газетах и журналах. Мне стало легко дышать, открылись глаза, прорезался слух».
Не менее важная тенденция развития общественного сознания на рубеже 80 и 90-х – заметное расширение его кругозора, освоение новых пластов культуры, ставшее следствием отмены цензурных запретов. Значительным явлением духовной жизни стало знакомство с произведениями репрессированных писателей, диссидентов, эмигрантов. Массовый читатель получил возможность прочесть ранее запрещенные произведения. Изолированность сменилась широкой публикацией работ зарубежных авторов. Общественное сознание стремилось к полноте и многогранности в оценках прошлого и настоящего. В результате материальное стало дополняться идеальным, духовное – душевным, рациональное – иррациональным.
Следствием проведения политики реформ, смягчения международных отношений, сближения со странами Запада явились заметные перемены в системе общественных ценностей и идеалов. Официально был провозглашен примат общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, отказ от деления мира на своих и чужих. В сознании общества постепенно преодолевался «культ обороны», система ценностей, сложившаяся в значительной степени под влиянием Великой Отечественной войны, постепенно заменяется на качественно новую, утверждают гражданские ценности, общество начало выходить из орбиты непосредственного влияния войны. Если в начале 80-х годов «оборонный» выбор составлял до 70% выборов, то в начале 90-х он снизился до 44%. Если раньше от приоритета оборонных ценностей отказывались прежде всего представители гуманитарной, творческой интеллигенции, то теперь такой выбор становится общенародным.
Симптоматичен в этом смысле один из откликов на выступление в печати маршала авиации, героя Отечественной войны летчика Н. Кожедуба, который упрекал руководство страны в падении престижа армии, патриотизма и требовал увеличения бюджетных ассигнований на нужды армии. Ветеран войны из Ровно Л. Лихов в ответ написал маршалу: «Мы тоже за патриотизм, но не за ура-патриотизм. Кончается XX век, нельзя выискивать всюду врагов и строить армию так, чтобы вконец ослабить страну и народ. В ядерной войне не будет победителя... Теперь мы честно говорим о своих имперских потугах, экономически ослабивших страну».
Характерной чертой общественного сознания в начале 90-х годов стала его глубокая политизация, формирование не просто различных, но прямо противоположных представлений и оценок прошлого и настоящего. Однако раскол общества проходит не только по линии противостояния защитников и противников социализма, советской системы. Попытки пересмотреть оценки ряда событий недавней истории вызвали противодействие не только прокоммунистически настроенных слоев общества, но и национально-патриотического движения, которое переживает период идейного и организационного оформления.
В эти годы обществу в целом был присущ оптимизм, несмотря на сложную политическую и социально-экономическую ситуацию. Процессы гласности и демократизации политической системы, казалось, свидетельствовали в пользу того, что общество, осознавшее свои проблемы, сможет быстро найти пути выхода из кризиса, в короткое время осуществит прорыв к качественно новому состоянию.
В первой половине 90-х годов общество пережило увлечение идеей, поднятой на щит наиболее радикальными критиками политики перестройки: Россия, воспользовавшись западным опытом и введя у себя рыночные отношения и политическую демократию, сможет безболезненно для населения и в кратчайшие сроки догнать и даже перегнать развитые страны по уровню благосостояния. Западная модель развития трактовалась как совершенная во всех отношениях. Образцовыми были объявлены экономические механизмы западных стран, классовые структуры, система социального страхования и политические институты. Значительная часть населения была уверена, что экономическое процветание, формирование гражданских начал, многопартийность, плюрализм, разделение властей могут утвердиться быстро и безболезненно. Даже безработица объявлялась благом, поскольку стимулировала конкуренцию на рынке труда, а безработные от нее не страдали, получая пособия, в десятки раз превосходящие зарплату квалифицированных советских рабочих. Такое восприятие Запада было полной противоположностью прежних оценок, причем смена минусов на плюсы в оценке западного опыта произошла стремительно, она не основывалась ни на каких новых экономических или социологических исследованиях, т. е. носила идеологический характер. Новые оценки, тем не менее, с энтузиазмом были восприняты в обществе, поскольку соответствовали ожиданиям масс и уровню их политической культуры. По данным социологических опросов в 1990 г. 32% считали образцом для подражания США, еще 32% – Японию, 17% – Германию. Таким образом, и политические элиты, и массы не видели особых препятствий для усвоения Россией западных образцов. При этом, однако, ни те, ни другие не учитывали фактор ее отсталости по всем основным экономическим и социальным показателям от избранного идеала.
Процессы, происходившие в общественном сознании, были неоднозначны. В ситуации системного кризиса обострились противоречия между людьми различных поколений. Определенное напряжение между поколениями, существующее всегда уже потому, что их жизненный опыт существенно различен, в кризисное время заметно возросло. Произошло своего рода отторжение старшего поколения, их жизни и опыта, что переживалось ими очень болезненно.
После распада СССР и прихода к власти Б. Ельцина в 1991 г. имела место обвальная смена взглядов и убеждений на диаметрально противоположные. Начало 90-х годов было временем инверсии общественного сознания, когда казалось, что путем простой перемены знаков в оценках явлений и процессов можно получить действительное представление о прошлом и настоящем. Новая Россия поспешила «откреститься» от советского прошлого: были отменены советские праздники, исчезли советские государственные символы и другая атрибутика, напоминающая о советских временах. 7 ноября и 1 мая получили новый статус: годовщина Октябрьской революции превратилась в День согласия и примирения, праздник 1 мая стал отмечаться как День весны и труда. Статус официальных был возвращен православным праздникам Рождества и Пасхи. Государственный герб России украсил двуглавый орел. Эти и другие факты должны были символически продемонстрировать историческую преемственность новой России с Российской империей, минуя советский период.
В 90-е годы в жизни российского общества произошли кардинальные изменения: были разрушены старые экономические, социальные, политические структуры, выявилась несостоятельность надежд на возможность быстрого и безболезненного проведения реформ, углубилось противостояние массы и элит, особую остроту приобрели проблемы социальной защищенности населения, понизился культурный, интеллектуальный уровень общества, фактом стала криминализация общества. Все эти процессы не могли не привести к серьезным изменениям в общественном сознании, не могли не повлиять на шкалу общественных ценностей и идеалов.
Данные социологических исследований показывают, что происходит очевидный процесс прагматизации жизненных ценностей, резкого повышения роли материально-денежного фактора в современной жизни. Здоровье, семья и материальная обеспеченность заняли в 1994–1995 гг. первые три места в ценностных ориентациях россиян. Таким образом, в альтернативе общественное – личное все большее число россиян делает выбор в пользу личного.
В последние годы социологи отмечают рост потенциала ценностного консенсуса. Это означает рост числа людей, одобривших следующую совокупность ключевых ценностей: жизнь, свобода, работа, безопасность, диалог, равенство возможностей. Несмотря на материальные трудности в альтернативе свобода – материальное благополучие значительная часть опрошенных выбрала свободу. Вместе с тем исследования показывают, что основные специфические российские ценности (российская государственность, всеединство, соборность, коллективизм, национальное достоинство и др.) сохраняют свое значение.
Данные социологических опросов выявляют ряд тревожных тенденций. Смена социального строя, активное развитие капиталистических начал в экономике, обострение неравенства, снижение жизненного уровня на фоне общего кризиса усложнили процессы социализации новых поколений россиян. И хотя социально-экономические ориентации значительной части молодежи могут быть охарактеризованы как прокапиталистические, а процессы адаптации к новым условиям у нее проходят более продуктивно, чем у людей старших поколений, более 40% молодых людей хотели бы жить или родиться в другой, более преуспевающей стране. Многие из молодых россиян готовы оправдать отступления от культурных, нравственных, правовых норм – взяточничество, воровство, проституцию, если они являются средством достижения собственных целей.
Для всех групп населения характерно глубокое недоверие к власти, отношение к ней как к отчужденной от простых людей силе. Постсоветское общество стало менее политизированным, люди разочаровались, устали от политики, более озабочены проблемами выживания. Количество россиян, не интересующихся политикой, выросло в 1996 г. по сравнению с 1988 г. на 28%. Постепенно разрушаются сложившиеся в советский период представления личности и общества об окружающей исторической и социальной реальности и своем месте в ней: представления о собственной целостности (общество разделилось на множество конфликтующих групп по материальному, политическому, идеологическому, религиозному, этническому принципам); представления о непрерывности своего существования во времени и пространстве (идеи распространились о регулярной дискретности исторического и культурного развития российской цивилизации); разрушение системы личностных смыслов (потерян смысла жизни, что особенно тяжело переживается старшими поколениями). В результате возник кризис идентичности. Один из способов преодоления этого кризиса заключается в обращении к прошлому, к историческим корням. Актуализация прошлого выступает как средство самоидентификации общества, как поиск ответа на вопросы «кто мы?» и «откуда мы?»
В середине 90-х годов социологические опросы зафиксировали примечательные сдвиги в восприятии истории и ее героев со стороны массовой аудитории: выросла ставка на сильные личности, имперские ценности и авторитарный стиль управления. Практически все опрошенные считали возможным гордиться собственной историей. Периоды, вызывающие чувство наибольшей гордости, следующие: эпоха Петра I, Великая Отечественная война, эпоха Сталина. Такой выбор свидетельствует, что в сознании людей величие страны по-прежнему ассоциируется с военной мощью и военными победами (главная заслуга Петра в том, что он «создал флот и армию», «победил шведов», Сталина – «победил в войне», «заставил весь мир, даже американцев, бояться нас»).
Устойчивый интерес к Петру I обусловлен подсознательным наложением идеализированного восприятия личности Петра на сформировавшийся в массовом сознании архетип власти. Власть может быть жесткой, даже жестокой, но «настоящей», «правильной» она является лишь тогда, когда предлагает народу и осуществляет вместе с ним некое общее дело. Зримый образ такой власти олицетворяет Петр, который не только поставил цель превратить Россию в могучую европейскую державу, но и работал над ее достижением как бы «наравне со всеми». Именно поэтому Петр I – лидер рейтинга в опросе на тему: «Кому бы вы доверили вывести Россию из кризисного состояния?»
Таким образом, в общественном сознании наметилась новая тенденция: постепенный переход от неприятия к более мягким оценкам недавнего прошлого, ностальгия по нему, поиск положительных примеров в истории. Отмеченная тенденция явилась реакцией на попытки тотальной ревизии исторической памяти. Причем, если первоначально этот процесс затрагивал прежде всего людей старших поколений, то позже стал всеохватывающим.
В том же направлении эволюционировала система государственных ценностей. В середине 90-х годов власти заговорили о потребности общества и государства в объединяющей национальной идее, которая должна заполнить вакуум, возникший после крушения коммунистической идеологии как идеологии государственной и разочарования значительной части общества в либерально-демократической идеологии. Помимо этого для правящей элиты становилось все более очевидным, что отсутствие некой объединяющей общегосударственной национальной идеи лишает власть мощного фактора поддержания своего авторитета. Первоначально была попытка сделать ставку на православие. Сближение с иерархами православной церкви, демонстративное участие представителей власти в церковных службах на православных праздниках Рождества, Пасхи, официальное объявление этих дней праздничными – все это должно было свидетельствовать о признании государством православных ценностей. Но православие не могло быть использовано в качестве государственной идеологии: это противоречило бы светскому характеру российского государства и неизбежно вызвало бы противодействие других религиозных конфессий. Разные политические силы предложили свою трактовку русской идеи, однако все они практически сошлись в одном: русская идея – это идея государственная, державная, не имеющая этнического оттенка.
Развитие культуры
Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.). Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.
Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.
После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы. Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.
Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.) [1]. Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.
Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.
Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.
Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой. Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека» [2].
Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle). Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса. Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества. Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет». Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные тенденции развития общественного сознания в 90-е годы?
2. Как изменилась система ценностных ориентации в это время?
3. В чем сущность новой модели общественного развития России?
4. Каковы цели и результаты экономической реформы, проводимой в России с 1992 г.?
5. Насколько реален и в чем проявляется политический плюрализм в современной России?
6. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни в эпоху перестройки и в постперестроечное время?
7. Какие пути выхода из кризиса видятся на современном этапе?
8. В чем проявилась политизированность интеллигенции в этот период?
Библиография
1. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
2. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. М.: ACT, 1996.
3. История современной России. 1985-1994 гг. М.: Терра. 1995.
4. Общество и экономика. 1998. № 1.
5. Общество и экономика. 1998. № 6.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)
К обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения
(утверждены 3 февраля 2000 г.)
(извлечения)
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Порядок реализации курса
При формировании основной образовательной программы вуз (факультет) включает в качестве обязательных дисциплины «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия».
Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.
Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Приложение 2
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Введение.Место, цели и задачи курса «История и культурология» в системе гуманитарного образования и подготовки специалистов в высшей школе
Предмет, методологические основы и периодизация курса. Виды источников. Учебные пособия и литература. Принцип целостного изучения истории и культуры. Проблема художественного восприятия истории и культуры. Соотнесенность отечественной и мировой истории и культуры.
Тема I.Основные школы, направления и теории в истории и культурологии
Сущность и понятие «культура». Основные подходы к определению понятия. Взаимосвязь структуры и функций культуры. Типология культур и цивилизаций. Соотношение культуры и цивилизации, различное их истолкование. Культура и история. Основные концепции культурно-исторического развития.
Тема II. Первобытное общество: рождение человека и культуры
Понятие «первобытное общество», дискуссии о его месте в человеческой истории. Хронологические рамки и общая характеристика первобытности. Проблема антропогенеза и социогенеза.
Условия формирования и развития первобытного типа культуры. Характерные черты первобытной культуры, структурные элементы и их характеристика. Древнейшие формы религии и их связь с ритуалом и магией. Теории происхождения искусства. Основные направления искусства и их взаимосвязь. Памятники первобытной культуры на территории России. Элементы первобытной культуры в культуре современного мира.
Тема III.История и культура древних цивилизаций
Возникновение древнейших цивилизаций. Восток как социокультурный и цивилизационный феномен. Специфика древневосточных цивилизаций. Художественные и эстетические особенности культур Древнего Востока.
Понятие об античности и античной культуре как основе европейской цивилизации. Эллинская и римская античность. Античный полис как уникальное явление. Мировосприятие человека в античном обществе. Художественный мир античной культуры.
Значение древнейших мировых культур для развития современности и судьбы историко-культурного наследия Древнего мира. Роль исторического синтеза в развитии древних обществ.
Тема IV. История и культура средневековых цивилизаций (V–XV вв.)
Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточноевропейские варианты средневекового исторического развития.
Культура европейского средневековья: периодизация, источники формирования, ареалы, общие черты и особенности. Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека. Корпоративность, неоднородность европейской культуры. Народная и аристократическая культура.
Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации. Особенности ислама как мировой религии. Художественная культура. Влияние арабских культурных и научных традиций.
Социально-экономическое и политическое развитие Византии. Византийская культура как наследница античных традиций. Система культурных ценностей Византии. Космополитический характер культуры Византии. Особенности византийской эстетики.
Тема V.Русь в средние века
Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве; древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и стенными цивилизациями.
Генезис древнерусской государственности и роль норманнского влияния. Историческая обусловленность принятия Русью христианства. Усиление процесса обособления русских земель. Монголо-татары и русские земли: социокультурный аспект взаимоотношений.
Образование централизованного государства и его особая роль в русском обществе. Московское царство: особенности общественно-политического устройства и социально-экономического развития. Место и роль церкви в русском обществе. Влияние православия на формирование системы ценностей русского народа.
Художественная культура Руси как отражение мировоззрения средневекового человека и русского национального характера. Становление русского национального характера. Русская иконопись как отражение мировоззрения средневекового человека.
Тема VI.Возрождение и Реформация
Предпосылки европейского Возрождения. Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Ренессансное осмысление картины мира и место человека в ней. Гуманизм – идеология Ренессанса. Искусство итальянского Возрождения. Северное Возрождение как самостоятельная культурная эпоха. Его творцы и носители.
Реформационные движения в Европе. Протестантская мораль и становление личности нового типа. Массовый характер реформационной культуры и ее отличие от элитарной культуры Возрождения.
Значение эпохи Возрождения для развития мировой и отечественной культуры. Возрождение как переворот культурной традиции. Синтез античности и средневековья на новой основе. Гуманизм и рационализм как основные черты европейской культуры. Ренессанс как кризис средневековья. Взаимосвязь науки, литературы и искусства эпохи Возрождения. Действенность возрожденческой культуры. Итоги и уроки Возрождения.
Социально-экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации. Вожди Реформации М. Лютер, М. Кальвин, Т. Мюнцер. Протестантская мораль и становление личности нового типа. Реформация и ранние буржуазные революции. Контрреформация и становление абсолютизма.
Тема VII.История и культура Нового времени (XVII-XIX вв.)
Новое время как культурно-историческое понятие. Смена культурно-исторических эпох. Кризис феодально-абсолютистского строя в Западной Европе. Западная Европа на путях создания индустриального общества. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии, Африки, складывание колониальной системы.
Просвещение – духовная основа рационализма и модернизации. Роль революционных идей и преобразований в социокультурной истории стран Европы и Америки. Формирование и развитие либеральных ценностей. Возрастающая роль науки и техники в культурном развитии. Характерные черты культуры Нового времени. Эстетическое и стилевое многообразие культуры второй половины XVII-XIX вв.– барокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм. Модернизм как культурное явление.
Тема VIII.Начало нового периода русской истории и культуры
Реформы, направленные на европеизацию страны: модернизация в эпоху Петра I, судьба преобразований в XVIII в. Альтернативы исторического развития России в XIX в.: реформы, стагнация. Социально-классовая структура и ее эволюция. Итоги европеизации России в духовной жизни общества. Создание системы социокультурных учреждений. Формирование новой системы ценностей.
Развитие естественных и технических наук, их достижения и воздействие на духовную жизнь. Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания: русское просветительство, масонство, декабризм. Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций и их особенности: теория официальной народности, западники, славянофилы, народники.
Новый облик русской культуры: обмирщение, возвышение человека, интенсификация западных влияний. Демократизация культуры. Эволюция художественных стилей (от барокко до реализма). Основные ценности, идеалы и каноны. Самобытность русской культуры: фольклор, народные промыслы, провинциальная культура. Русские меценаты.
Тема IX.История и культура XX века
XX век: новый уровень исторического синтеза, глобальная история. Между двумя мировыми войнами. Наука. Пределы развития: прогресс и трагедия человечества.
Кризис европейской цивилизации и альтернативы общественного развития. Тоталитаризм и его варианты: фашизм и коммунизм. «Новый курс» Рузвельта, формирование доктрины «человеческих» отношений. Поляризация послевоенного мира. Новый облик западного мира. Трансформация индустриального общества в постиндустриальное информационное общество. Глобальные проблемы человечества в конце XX века. Изменение системы ценностей европейской культуры, постмодернизм. Отражение картины мира в философских концепциях XX века, их влияние на культуру. Теория «элитарной» и «массовой» культуры. Основные направления в западном искусстве XX века.
Тема X.Россия в XX веке
Противоречивость общественного развития на рубеже XIX и XX вв. Выбор пути общественного развития: программы политических партий и движений. Экономическая политика С.Ю. Витте и программа модернизации России П.А. Столыпина. Либеральная и социал-демократическая альтернативы развития России. Проблемы истории и культуры России в русской религиозной философии.
Серебряный век русской культуры. Художественные течения в конце XIX – начале XX в. Традиции и поиски новых форм в искусстве и литературе. Реализм и модернизм. Всемирное значение русской культуры конца XIX–начала XX в., ее влияние на европейскую культуру.
Проблема цивилизационного выбора после падения самодержавия. Феномен большевизма. Была ли Октябрьская революция? Советское государство, противоречия общественного и духовного развития. Характер взаимодействия власти и общества.
Культурная жизнь в 20-е годы. Модели новой культуры. Начало политизации культуры, утверждение классового подхода в оценке явлений культуры. Российская интеллигенция в 20-е годы. «Смена Вех».
Русская культура за рубежом: достижения и потери. Евразийство.
Форсирование социально-экономических преобразований в 30-е годы. Складывание тоталитарного политического режима. Характерные черты культуры советского общества, создание массовой культуры. Основные направления социально-экономического и политического развития в 40–50-е годы. Общество и культура в годы Великой Отечественной войны.
Советское общество и культура во второй половине 50-80-х годов: от оттепели до застоя. Попытки реформирования административно-командной системы в 50-80-х годах. Расхождение интеллигенции с властью: шестидесятники и диссиденты.
Противоречия в развитии советского общества второй половины 50-80-х годов. Попытки реформирования, причины их неудач. Нарастание кризиса советского общества в 70–80-е годы. Распад социалистической системы в СССР. Идеологический и культурный плюрализм. Основные направления и перспективы экономического, политического и культурного развития в конце 80–начале 90-х годов. Вступление России в полосу новых реформ. Формирование рыночной экономики и гражданского общества. Трудности и противоречия.
Проблемы и перспективы развития российской культуры. Обращение к культуре русского зарубежья. Новая роль церкви в обществе.